![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация и функции международных финансовых институтов
Институциональная структура международных финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно- финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. Международные финансовые организации преследуют следующие цели: - объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; - осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; - совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. Все международные финансовые организации можно классифицировать по следующим признакам. 1. По уровню влияния: - организации, имеющие всемирное значение: МВФ, МБРР и др.; - организации регионального уровня: МБЭС, МИБ и др.; - организации, объединяющие группу стран: ЕБРР, БМР. 2. По видам основных операций: - клиринговые центры – МБЭС; - инвестиционные – ЕБРР, МАГИ, МФК; - обеспечивающие проекты развития – МАР. 3. По обеспечению помощи группам стран, различных по уровню развития: - развивающимся странам – МАР; - странам с переходной экономикой - ЕБРР. Международные финансовые организации выполняют следующие функции: 1. Регулирующая, которая заключается в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовые норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. 2. Контрольная функция предполагает осуществление контроля над соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. 3. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области. 4. Оперативная функция международных организаций заключается в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают финансовую, экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Международный валютный фонд и его функции
Наиболее авторитетной международной финансовой организацией является МВФ – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса. Эта помощь осуществляется путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ создан в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе, в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время – более 180. В 1992 г. членом МВФ стала Россия. Основными задачами МВФ являются: - содействие развитию международной торговли валютно-финансовому сотрудничеству; - кредитование своих членов; - поддержание платежных балансов стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют; - разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в эту организацию. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Контроль над политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны. Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в ее ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей, во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка. Во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит – для финансирования бюджетных расходов правительства. Средства для этих целей формируются за счет взносов государств-членов. Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком на СКВ. В функции МВФ входит также межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: - их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; - официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводит временные ограничения операций в этой валюте.
Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой и других видов помощи развивающимся странам. В эту группу входят следующие международные финансовые организации. 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), был создан в 1944 г. с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран в послевоенный период. С середины 50-х г. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. МБРР выполняет следующие функции: - предоставляет развивающимся странам финансовую помощь; - выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития; - координирует действия промышленно развитых стран, оказывающих техническое и прочее содействие этим государствам. МБРР предоставляет кредиты на одобренные им проекты. Причем получение этих кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как экономического, так и социального порядка. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты. Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или центрального банка. Кредиты МБРР – долгосрочные, обычно предоставляются на 15-20 лет с льготным периодом 5 лет. Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направляется на развитие инфраструктуры, на поддержание сельского хозяйства и рыболовства и меньше на развитие промышленности. В кредитной деятельности банка в начале 80-х г. произошли значительные изменения: если ранее банк предоставлял только целевые кредиты на какие-то конкретные объекты производственного характера, то с этого времени МБРР стал выделять средства на осуществление программ структурной перестройки и на урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем развивающихся стран и стран с переходной экономкой. В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения возросших потребностей в кредитах в дополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы МФК (1956 г.) и МАР (1960 г.). 2. Международная ассоциация развития (МАР) призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет. Специфическими функциями МАР являются: - кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития; - проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи; - оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ. МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов. Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. 3. Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля над их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. МФК имеет также особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал. МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитых развивающихся страна, что связано с высокой стоимостью кредитов. МФК выполняет следующие специфические функции: - содействует развитию предпринимательства в малом и среднем бизнесе; - оказывает содействие в управлении рисками; - оказывает техническую помощь частным фирмам; - осуществляет информационную деятельность. Источниками финансирования МФК являются взносы членов в уставной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках. 4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МАИГ выполняет следующие функции: - предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков; - консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций; - устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций; - предоставляет необходимые информационные услуги. Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности других институтов группы Всемирного банка. 5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |