Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления регулирования движения капитала между странами
Все возрастающее воздействие международного движения капитала на национальную экономику приводит к сохранению государственного и международного регулирования движения капитала, несмотря на тенденцию к его либерализации. В области государственного регулирования вывоза капитала накоплен достаточный теоретический и практический опыт. М. Портер и Дж. Даннинг (представители неоклассического направления) считают, что главная цель государственного регулирования - стремление избежать конфликта или уменьшить конфликт между интересами страны и экспортеров капитала. Экспорт капитала ведет к снижению нормы прибыли в стране-импортере капитала, в результате чего может сокращаться дальнейший приток инвестиционных доходов в страну-экспортер капитала. По мнению А. Кэйрнкросса (представитель неокейнсианского направления), контроль должен осуществляться при следующих обстоятельствах: - вывоз долгосрочного капитала ведет к потере или неправильному использованию экономических ресурсов в капиталоэкспортирующей стране; - экспорт капитала может обострять проблемы платежного баланса; спекулятивное движение краткосрочного капитала может быть угрозой для стабильности денежного обращения в стране. Исследователи проблемы бегства капиталов полагают, что повышение доходности внутренних капиталовложений и рост налогообложения доходов от зарубежных инвестиций могут уменьшить размеры бегства, если эти меры затруднительны, то целесообразно введение контроля над вывозом капитала на какой-то период времени. - создание благоприятного инвестиционного климата; - определение целесообразности введения запретов и ограничений иностранных инвестиций на территории страны; - контроль над деятельностью иностранных инвесторов в стране; - определение приоритетов инвестирования; - разработка и реализация программ по привлечению иностранных инвестиций; - контроль над подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранным инвестором; - контроль над подготовкой и заключением международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций; - условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. такой режим, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов – резидентов данной страны. Эта гарантия служит своего рода международным стандартом, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным инвестициям. В этих зонах и центрах значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, и др. В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть проведена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала. Законодательства многих стран предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения. Государство использует ряд методов стимулирования иностранных инвестиций: налоговые льготы, ускоренная амортизация основного капитала, бюджетное финансирование программ и проектов, стимулирование малого бизнеса, региональное стимулирование (помощь депрессивным регионам), создание свободных экономических зон (торговых и предпринимательских). Таким образом, национальное регулирование движения капитала включает государственное регулирование вывоза капитала и государственное регулирование ввоза капитала. Оба эти направления включает меры по ограничению и меры по поддержке. Международное регулирование движения капитала реализуется путем заключения специальных двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в области инвестиций. В двусторонних соглашениях, как правило, фиксируются следующие основные положения: - о национальном режиме для иностранных инвесторов; - о защите иностранных инвесторов (в получении прибыли дивидендов, от национализации и т.п.); - о порядке разрешения споров; - по страхованию от ущерба на случай политических рисков и другие. К настоящему времени заключено значительное количество двусторонних инвестиционных соглашений, которыми охвачено большинство стран мира. Глобальным с точки зрения масштабности охвата стран инвестиционным соглашением является принятое в рамках ГАТТ/ВТО Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС. Основная цель Соглашения ТРИМС – защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран. Защита иностранного инвестора заключается в том, что страны-члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранным капиталом, меры касающиеся запрета на применение количественных ограничений. К числу таких недопустимых мер относятся: - требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало определенную долю национальных товаров для производства своей продукции; - требование, чтобы предприятие с иностранными инвестициями покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции; - требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции; - по директивному регулированию ассортимента промышленного производства; - по кадровой политике; - ограничения на денежные переводы; - обязательное получение лицензий на производственную деятельность, экспорт и т.д., и другие. Кроме того, международно-правовой режим движения капитала обеспечивается многосторонними договорами, заключенными в рамках международных организаций МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др. Основные категории и понятия Вывоз капитала, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, последствия вывоза-ввоза капитала, ТРИМС. Контрольные вопросы 1. Каковы причины вывоза капитала? 2. Какие формы ввоза-вывоза капитала Вы знаете? 3. В чем отличие прямых инвестиций от портфельных инвестиций? 4. Какие выгоды получает страна-импортер капитала от участия в международном движении капитала?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |