Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория нового индустриального общества




 

Данная теория была описана американским экономистом Дж. Гэлбрейтом в книге «Новое индустриальное общество» (1967). Однако еще в 1957 г. в работе «Общество изобилия» он стремился доказать, что применение сложной и все более совершенной техники ведет к внутреннему перерождению капитализма, насыщению рынка потребительскими товарами, хорошо организованной системе услуг и, как следствие этого, к стиранию прежних социальных контрастов.

Вся экономическая система современного капитализма была представлена им как совокупность двух разнородных секторов – «планирующей системы» и «рыночной системы». К первой относится мир крупных корпораций, обладающих власть не только над ценами, издержками, технологией, но и над обществом и государством; ко второй – мелкие фирмы, исчезающее ремесло, сфера услуг и т.п., которые лишены власти, хотя и выступают средоточием непреходящих экономических, культурных, духовных и социальных ценностей.

«Планирующая система» осуждается за стремление к безграничной экспансии и пренебрежению общественными интересами как источник неустойчивости обострения противоречий. С точки зрения мировой экономики данная теория предполагает за счет проведения реформ вывести государство из   власти «планирующей системы» и обеспечить тем самым конкурентоспособность и рост покупательской способности «рыночной системы».

 

Теория постиндустриального общества

 

Основоположником данной концепции был американский социолог Д. Белл. Он попытался раскрыть экономические особенности общества после завершения индустриализации.

Постиндустриальное общество он характеризует пятью признаками:

1. Переходом экономики от производства товаров к производству услуг;

2. Преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников;

3. Ведущей ролью теоретического знания;

4. Ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией;

5. Обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологий»

Выход из кризиса «индустриализма» Д. Белл видит как в развитии «постиндустриальных тенденций», так и в преодолении разрыва культуры с религией.

                                     

Теория единой цивилизации

В основе данной теории лежит либеральная идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю - либеральной демократии. По мнению современных сторонников этой теории, подобный строй уже достигнут на Западе, а когда его достигнут остальные страны мира по мере их либерализации, то мир превратиться в единое общество и поэтому наступит как бы «конец истории».

Теория единой цивилизации обращает внимание на все более могучие силы, которые объединяют страны мира в единое сообщество, усиливают их взаимозависимость, стирают границы между ними. Это, прежде всего интернационализация экономики, перерастающая в глобализацию.

В результате подобной модернизации черты современного индустриального и постиндустриального общества становятся чертами, присущими и остальным странам мира.

Теория столкновения цивилизаций

Американский профессор С. Хантингтон указывает на то, что после «холодной войны» политический и культурный мир становится все более многополярным и включает восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую, латиноамериканскую.

В последнее время, согласно этой теории, в мире и мировой экономике уменьшается роль Запада, возрастает значение азиатских цивилизаций. Связи усиливаются, прежде всего, внутри разных цивилизаций, тяготея к ключевым, главным странам этих цивилизаций. В результате будущий мир, по С. Хантингтону, - это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но не мало и различий, которые не стираются.

 

                               6. Теория упадка империй 

 

В  книге «Возвышение и упадок великих держав» американец Пол Кеннеди объясняет падение великих держав прошлого их экономическим перенапряжением: в империях тратятся на их содержание огромные суммы (особенно на военные расходы), которые, в конечном счете, отвлекаются из экономики, что ведет империи к экономическому упадку.

Современная экономическая мысль пока не смогла создать единой теории стадий развития мирового хозяйства, но за счет этих и других теорий она обогатилась разнообразными идеями в данной области человеческой деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...