Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Диагностика сформированности экологической культуры у младших школьников




Организационно-практический блок

Вопрос

Методика "Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования:осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

 

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили)

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

 

Вопрос

В конце 4 класса обучающимся может быть предложен следующий экологический тест № 5

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что такое окружающая среда?

А) всё, что окружает человека

Б) наука о живой природе

В) то место, где человек живёт

3. Что такое заповедник?

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В) участки земли, где животных подкармливают

4. Что такое национальный парк?

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

В) место, где люди отдыхают

5. Что такое экологическая безопасность?

А) защита животных и растений от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6.Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б) слив сточных вод в реку

В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

7. Что такое Красная книга?

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В) книга, куда записаны растения и животные , которых удалось спасти

8. Существует ли Красная книга Свердловской области?

А) да

Б) нет

В) не знаю

9. При санитарной вырубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

А) птицам негде стало жить

Б) не стало птиц, появилось много насекомых

 

10. Прочитай рассказ школьников о своём походе. Найди и подчеркни ошибки в их поведении.

«Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки ,и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Вопрос

На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы:

·   «Человек относится к природе…»;

·   «Я отношусь к природе…»;

·   «Я люблю природу за то, что…»;

·   «Я люблю бывать на природе…»;

·   «В природе мне нравится…»;

·   «Любить природу – значит…»;

·   «Природа дает мне…»;

·   «Мое отношение к природе…»;

·   «Основная ценность природы для меня состоит…»;

·   «Ценность природы для человека состоит в …»;

·   «Ценность природы для человека состоит в…»;

·   «Природа прекрасна…»;

·   «Общение с природой дает мне…».

 

Вопрос

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения: модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ.

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла): два набора - «много» воды - жарко; два набора -«много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек: карточки с условными обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.);

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.);

В занятии участвуют 6 детей. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям: предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ.

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных указанных ; экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей. Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

Диагностика знаний детей о природных объектах

1. Какие деревья ты видел на экологической тропе? (Назвать основные виды деревьев: сосна, ель, береза, дуб, клен).

2. Какие кустарники ты видел? (Ива, ольха серая, черемуха, малина).

3. Какие травянистые растения ты видел? (Мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, плаун, папоротник, крапива двудомная, ветреница, тысячелистник, купальница, кипрей (иван-чай, кислица).

4. Какие из них лекарственные? (Сосна, береза, ольха серая, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива двудомная, плаун, папоротник, тысячелистник, кипрей).

5. Какие ядовитые растения ты видел на экологической тропе? (Печеночница, ветреница, купальница).

6. Каких насекомых ты наблюдал на экологической тропе? (Муравьи, бабочки, лесной клоп, кузнечик, майский жук).

7. Каких птиц ты заметил на экологической тропе? (Трясогузка, поползень, утки, дятел, грачи, синицы, воробьи, скворцы, пеночки, клесты, вороны).

8. Каких зверей ты видел? (Белки).

9. Какие ландшафты ты встречал? Выбери на картинках. (Берег реки, холм, луг, лес, заболоченный участок).

10. Отражение знаний в рисунке. (Высокий уровень — на рисунке изображены все объекты; средний уровень — на рисунке изображены только наиболее яркие объекты: высокие деревья, цветущие растения, река; низкий уровень — на рисунке изображены 1—-2 объекта).

11. Отражение в речевой деятельности. Задание: расскажи, что ты видел на экологической тропе(по схеме). (Высокий уровень — рассказ полный, обо всех объектах; средний уровень — рассказ о самых ярких, запоминающихся объектах; низкий уровень — перечисление объектов без подробного описания).

12. Самостоятельное ориентирование на экологической тропе. Задание: составь маршрут на панно.

Игры. Пример: игра в мяч по типу «Съедобное — несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая при-рода». Педагог бросает ребенку мяч, называя объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если к неживой — отбрасывает. Второй воспитатель фиксирует результаты. На прогулке педагог продолжает игру по этой же теме: предлагает детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы. Другой вариант: воспитатель называет слово, дети должны определить, обозначает ли оно объект природы (если да, они прыгают, если нет — замирают на месте). При этом взрослый делает обманные движения.

Сочинение сказок. Педагог предлагает дошкольникам сочинить сказку, определяя заранее тематику повествования и отмечая, насколько полно дети отражают в сказке пройденный материал.

Вопрос

Задание 1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

Фигурки птиц и животных.

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое) ?

2. Что ты можешь рассказать о нем ?

3. Твое отношение к ним ?

Задание 2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проводитсяиндивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений ?

2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями ?

3. Покажи, как правильно это нужно делать ? (на примере одного растения).

4. Для чего нужны людям комнатные растения ?

5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему ?

Затем педагог предлагает из представленных выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)

Задание 3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки ( с песком, с камнями, с водой)

Вопросы:

1. Какие свойства песка ты знаешь ?

2. Где и для чего человек использует песок ?

3. Какие свойства камней ты знаешь ?

4. Где и для чего человек использует камни ?

5. Какие свойства воды ты знаешь ?

6. Где и для чего человек использует воду ?

 

Контрольно-диагностический блок

Вопрос

Н.С.Жестова В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова.

Уровень сформированности экологических отношений выявляется с помощью методики Н.Фишера.

Диагностические показатели:

1. Соответствие знаний и поведения в природе.

2. Практическая природоохранная деятельность

3. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать свои позиции в поступках.

4. Эмоциональное отношение к природе.

5. Пропагандистская природоохранная деятельность.

6. Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому критериям.

Ребятам было предложено в процессе беседы с учителем ответить на вопросы.

 2 вопрос

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе

Вопрос

Вопрос

Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.

1. «Опиши знак» — устное задание на придумывание ситуации, иллюстрирующей знак.

2. «Помоги планете Земля» — поиск правильного решения экологической проблемы родного края.

3. «Что же сделано не так» — объяснение неправильных действий человека в экосистеме.

Вопрос

С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:

1. «Цветы — это прекрасно» — посадка цветов на клумбе;

2. «Во саду ли, в огороде» — посадка и уход за огородом.

Вопрос

Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.

1. «Музыкальная угадайка» — угадывание произведений на природную тему отечественных и зарубежных композиторов. Детям предлагаются отрывки из музыкальных произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» и они должны отгадать название музыкального произведения, объяснить состояние природы и описать повадки того или иного животного. Данное задание развивало у ребенка умение проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки.

2. «Как я помогал природе» — сочинение в рисунках-картинках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...