Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.




Практическое занятие 3

Тема: Формирование основ экологической грамотности.

Организационно-практический блок

1 вопрос

В наше время термином «экология» все чаще обозначают совокупность взаимоотношений природы и общества. Рассматривая структуру современной экологической науки, примерно соответствующую структуре естественнонаучной дисциплины в высших учебных заведениях, можно выделить три основные ветви экологии.

Первая ветвь. Общая экология, или биоэкология, — это изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организ­мов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть экологии в свою очередь подразделяют на следующие разделы:

-аутэкологию, т. е. изучение закономерности взаимоот­ношений организмов отдельного вида со средой обитания;

-демэкологию или экологию популяций;

-синэкологию, т. е. экологию сообществ;

-экосистемную и биосферную экологию.

Вторая ветвь. Геоэкология — это изучение геосфер, их динамики и

взаимодействия, геофизических условий жизни, факторов (т. е. ресурсов и условий) неживой окружающей среды, действующей на организмы.

Третья ветвь. Прикладная экология — это аспекты инже­нерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и общества, экологических принципов охраны природы.

Общая экология посвящена объединению разнообразных экологических знаний на едином научном фундаменте. Её ядром является теоретическая экология, которая устанавливает общие закономерности функцирования экологических систем, в том числе эколого-экономических и природно-хозяйственных систем. Многие природные экологические процессы происходят очень медленно и обусловлены множеством факторов. Для изучения их механизмов недостаточно одних натурных наблюдений, нужен эксперимент. Экспериментальная экология дает важный фактический материал. Но возможности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому широко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количественным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.

Биоэкология - основа всей экологии. Главная её часть - экология естественных биологических систем: особей как представителей определенных видов (аутэкология), популяций (популяционная экология или демэкология), многовидных сообществ, биоценозов (синэколоия), экологических систем (биогеоценология), учение об экосистемах.

Другой составной частью является экология таксономических групп организмов - царств бактерий, грибов, растений, животных. Ещё одну часть составляет эволюционная экология (смена экологических условий в истории Земли).

Геоэкологня изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности и влияние географических факторов. В неё входят: Экология обитателей разных сред (наземной, почвенной, пресноводной, морской, преобразованной человеком), Природно-климатических зон (тундра, тайга, степь, пустыня, тропические леса и др.),

Ландшафтов (речных долин, морских берегов, болот, осровов, гор, коралловых рифов и т.п.)

Экология человека - комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природной и социальной средой. Экология человека отличается от экологии животных многообразием условий обитания и деятельности, наличием цивилизации, культуры, возможностью унаследования приобретенных знаний и навыков.

Социальная экология как часть экологии человека - это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природой и социальной средой их окружения. К этому объединению относятся: экологические факторы цивилизации, экология человеческих популяций, экологическая демография, формирование рас и наций.

Прикладная экология - большой комплекс дисциплин, связанных с разными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Все основные аспекты науки об окружающей среде реализуются в прикладной экологии. Особое место в цикле экологических наук занимает ноосферология. Понятие ноосферы ввел французский математик философ Е. Ле Руа, теоретически в общих положениях разработал В.М. Вернадский. Ноосфера - это наука разума.

Вопрос

Итак, в новом образовательном стандарте экологическая составляющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «окружающий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угрожающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования, и конечно же формирование экологической культуры че­ловека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования приводит к обязательности включения в этот процесс всех или почти всех учебных дисциплин. Другой принцип — принцип комплементарности — предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологического воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограниченном по объему стандарте эти позиции не могут быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ, соответствующих учебно-методических материалов. Во втором по значимости после стандар­та документе — в Примерной основной об­разовательной программе образовательного учреждения экологическое воспитание выделено в качестве самостоятельного и поставлено в один ряд с другими направле­ниями воспитания, определены его цели, со­держание. Широкие возможности форми­рования экологической грамотности пре­доставляет примерная программа курса «Окружающий мир», в которой обозна­чены такие экологические темы, как «Един­ство живого и неживого», «Человек — часть природы», «Экосистемы и их компоненты». Что касается учителя, то в настоящее время он располагает достаточной содержа­тельной и методической базой для реализа­ции заложенных в стандарте и развернутых в названных приложениях к стандарту (при­мерных программах) требований, относя­щихся к экологическому образованию. В первую очередь это учебно-методический комплекс «Окружающий мир» («Зеленый дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его по­явлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятиями экология, природное сообщество (темы «Лес — при­родное сообщество» вместо традиционной темы «Растения и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологи­ческая пирамида, Красная книга, заповедни­ки. Экологическое содержание курса про­должает расширяться и углубляться (появ­ление темы «Мир глазами эколога» и др.). Курс добавляется факультативом «Эколо­гия для младших школьников». Экологи­ческую эстафету подхватили и авторы дру­гих курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Школа 2100», например, в настоящее время рас­сматривается центральное понятие эколо­гии — экосистема, ее строение, функциони­рование. Процесс экологизации затронул не только предмет «окружающий мир», но и другие дисциплины начальной школы.

Вопрос

УМК «Перспективная начальная школа»

 Сезонные изменения в природе.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве). Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных).Летний отдых.Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Погода и ее составляющие: движение воздуха - ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Природные сообщества

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек - защитник природы.

Организм человека

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Рельеф и полезные ископаемые

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Вода и почва

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое - лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований. Круговорот воды в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные зоны России

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Контрольно-диагностический блок

Вопрос

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

 2 вопрос

Уже в младших классах учитель должен возбуждать у детей интерес к конкретным явлениям природы. Это достигается прежде всего изучением с ними учебного материала, предусмотренного школьными программами объяснительного чтения в I-III классах и курса природоведения в четвертых классах. Младшие школьники весьма восприимчивы к красивому. Поэтому при работе с ними большое значение имеют частое пребывание в природе, умение учителя подметить красоту родного края в любое время года, эмоциональный рассказ воспитателя, песня, игра, устное и письменное повествование учеников о виденном, детский рисунок. Соответствующие статьи "Родной речи", изучение которых сопровождается наблюдениями и экскурсиями, с первого года обучения способствуют накоплению, углублению и расширению у детей представлений об окружающей природе. Дети первых классов знакомятся с картинами природы и труда людей в разные времена года, деревьями и комнатными растениями, домашними и дикими животными. Круг представлений у школьников вторых классов значительно расширяется. Они знакомятся с некоторыми растениями огорода и леса, домашними и дикими животными. Учитель прививает им навыки бережного отношения к природе. Ознакомление с сорняками огорода, вредными и полезными для него насекомыми и птицами, с методами борьбы с сорняками и вредителями, с правильными приемами сбора ягод, орехов, грибов (при изучении жизни леса) составляет важный первоначальный этап в привитии детям младшего возраста навыков активного участия в охране природы. Еще большее и активное участие в охране природы могут принимать школьники третьих классов, которые получают некоторые знания географического материала, а также знакомятся с жизнью поля и сада. Знакомство с природой должно показать детям, как красива природа, как необходимы знания при осмысливании ее явлений, как щедро природа одаривает всех, кто разумно относится к ее богатствам, кто прилагает свой труд к ее богатствам для пользы общества. Тем самым изучение природоведения должно прививать детям чувство глубокой любви и уважения к своей Родине. Конкретное выражение этого чувства мы находим в стремлении детей принять участие в общественно полезном труде по охране природы своей местности (на все это указывается в объяснительной записке к программам начальных классов восьмилетней школы). Изучение географических и природоведческих статей из учебника с использованием краеведческого материала, систематическое ознакомление с природными объектами и явлениями, с трудом взрослых, дают детям четвертых классов ряд представлений о живой и неживой природе, о ее использовании и преобразовании разумной деятельностью человека. Как на уроках в I-III классах в связи с объяснительным чтением, так и при изучении природоведения в IV классе важно, чтобы эти представления о природе и ее преобразовании создавались у учащихся не формальным, книжно-словесным методом, а путем непосредственного общения детей с окружающей природой. Этому способствуют экскурсии, предметные уроки, лабораторные и практические работы, систематические наблюдения за погодой и ведение календаря природы, привлечение школьников к подкормке птиц зимой, к уходу за садом и парком, к озеленению школьной территории и населенных пунктов, а также проведение Дня птиц, Недели сада и других подобных мероприятий. В воспитании любовного отношения к природе важное значение имеет художественная литература. На детей большое впечатление оказывают описания картин природы в произведениях русских и советских писателей и поэтов. Для воспитания любви к природе следует использовать и проведение различных праздников, прославляющих природу, таких, как День урожая, Приход весны, Щедрое лето и т. д. Проведение подобных праздников в школах мало распространено, а между тем воспитательное воздействие их на детей огромно. Разнообразные методы изучения природы способствуют накоплению у детей младшего возраста знаний о природе, первоначальных представлений о ее значении в жизни человека, воспитывают бережное к ней отношение. Правила - не ломать деревья, не рвать зря цветы, без смысла не уничтожать животных - должны превратиться у детей в привычку. При этом велико значение поведения самого воспитателя: он должен стать для детей примером.

Вопрос

В Вологодской области существует 200 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), занимающих 920 тыс. га или 6% территории области.

К объектам федерального значения относятся 1 заповедник и 1 национальный парк.

Дарвинский заповедник (Череповецкий район. Продолжается на территории Брейтовского района Ярославской области) Строгий природный резерват, создан для изучения изменений в дикой природе после постройки Рыбинской ГЭС. Хорошо прогреваемые мелководья густо заросли влаголюбивой и водной растительностью: осоками, ситником, рогозом, полевицей, частухой, ежеголовником, гречишкой земноводной, рдестами, урутью, роголистником и другими. Большая часть суши заповедника покрыта сосновыми лесами. Эти угодья богаты ценными ягодами: клюквой, морошкой, голубикой.

 

В заповеднике обитают звери и птицы, характерные для Вологодской области. Здесь встречаются: куница, горностай, обыкновенная белка, выдра, волки, барсуки, лисицы, лоси, заяц. Много в заповеднике медведей. В последние годы поселились и размножились кабаны. В лесных чащах гнездятся филины, глухари, тетерева, большой подорлик, чёрный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник и ряд мелких соколков. Сейчас здесь отмечена наибольшая в мире плотность гнездовий орланов-белохвостов, занесённых в Красную Книгу. На всей европейской территории бывшего СССР насчитывалось не более 500—600 гнездовых пар этих исчезающих крылатых гигантов. Орнитологам всего мира заповедник знаком благодаря уникальной колонии «рыбного орла», как иной раз называют скопу. В этом уголке России наблюдается наибольшая в Европе плотность гнездовий этих редких птиц.

Национальный парк «Русский Север» (Кирилловский район)

На территории парка расположены два уникальных лесных массива — Шалго-Бодуновский и Сокольский бор с богатой северной флорой и фауной. Первый малодоступен, второй является популярным местом отдыха. Некоторые виды животных и птиц, обитающих на территории парка, а также некоторые виды произрастающих растений занесены в Красную Книгу. В лесах национального парка вольготно себя чувствует ночной пернатый хозяин – филин обыкновенный (Bubo bubo). Это один из самых больших и красивых представителей отряда совообразных семейства совиных. Всего же на территории нашей страны обитает около 10 подвидов этого семейства. Тело пернатого хищника достигает длины 50-70 сантиметров при весе 1,5-3,0 килограмм и размахе крыльев более 1,5.

 

Практическое занятие 5

Тема: Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

Организационно-практический блок

Вопрос

Направления воспитания Стандарт Примерная программа «Школа России»
Патриотическое Становление основ гражданской идентичности; Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; формирование основ российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формиро­вание ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Нравственное Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Эстетическое Развитие эстетического сознания; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Вопрос

Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно- исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и другие.

Согласно ФГОС формирование картины мира связано, прежде всего, с развитием деятельностного подхода и формированием универсальных учебных действий, из которых строятся метапредметные и личностные образовательные результаты. Именно через универсальные учебные действия согласно авторам идеологам ФГОС (А. Г. Асмолову и др.) формируется целостные образ окружающего мира.И системно-деятельностный подход.

Вопрос

Фрагмент урока

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Задачи:

-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Метапредметные

Оборудование: учебники А.Плешакова «Окружающий мир», рабочие тетради к учебнику, схема «Животные».

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя и учеников Формируемые УУД
Изучние нового материала Рассказ учителя с элементами беседы. - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Это первое звено.    Второе звено цепи – это растительноядные животные. - Как вы думаете почему? Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Работа в группах Для закрепления предлагаю опять поработать в группах. Используя карточки оранжевого цвета составить цепь питания и подумать как связаны они между собой. Каждая группа составляет разные по количеству звеньев цепи питания.  капуста - гусеница капустной белянки - синица - ястреб трава - гусеница – мышь – еж – лиса трава – жук - воробей - кошка Что произойдет, если из первой цепи убрать звено-синица? (Гусеницы съедят всю капусту) Таким образом, мы выходим на значимость каждого компонента пищевой цепи. Регулятивные УУД: -проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: - учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД - содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге. - планировать свои действия в учебном сотрудничестве. Личностные УУД: - содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.  

Практическое занятие № 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...