Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Применение биологических знаний на практике. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
74% могут приводить примеры живых организмов, обитающих в наземно-воздушной среде. 66% могут приводить примеры, иллюстрирующие роль растений в жизни человека. 69% умеют и 31% не умеют рассчитывать увеличение микроскопа. Не могут составить схему строения клетки 46%. Не умеют аргументировать/приводить доказательства различий в строении растительной и животной клетки не умеют 42%.
Уровень достижения метапредметных результатов.
В проверочной работе уровень достижения метапредметных результатов проверяли задания 9.1, 9.2, 10.1 и 10.2. Для выполнения этих заданий не требовалась специальная биологическая подготовка, вся необходимая информация содержалась в текстах заданий. Задания 9.1 и 9.2 проверяли математическую грамотность, умение извлекать информацию из таблицы. Учащимся предлагалась элементарная таблица с простыми числами, требовалось провести операции сравнения (меньше/больше), провести простейшие математические вычисления (деление/ вычитание) и выразить результаты сравнения в виде письменного высказывания. 82% пятиклассников умеют и 18% не умеют извлекать информацию из данных, представленных в таблице, проводить сравнение на уровне больше/меньше. 73% умеют, но 27% не умеют проводить количественное сравнение с использованием арифметических подсчетов и строить на его основе аргументированное письменное высказывание. Задания 10.1 и 10.2 проверяли читательскую грамотность пятиклассников. Им предлагался небольшой текст и два вопроса на понимание текста. Приведем полностью тексты[2] заданий. Вариант 1: «Человек использует разные части растений. Так, горох и фасоль выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, томаты, огурцы дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, щавеля приготовляют овощные блюда. Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы». Вариант 2: «Люди научились широко использовать растения. Растения применяют для изготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Например, из древесины получают мебель и бумагу, из волокон льна – веревки и канаты. Из хлопка получают высококачественную одежду. Растительный каучук, масла и жиры, дубильные вещества и красители нужны во многих отраслях». В задании 10.1 в обоих вариантах требовалось ответить на вопрос, какое значение растений в жизни человека описано в тексте? В задании 10.2. – посчитать, сколько органов/частей растения (вариант 1) и названий растений (вариант 2) приведено в тексте. 50% пятиклассников не овладели навыком смыслового чтения, получили за задание 10.1 ноль баллов. Фактически, половина учащихся не ответила на вопрос о чем текст, не смогла его озаглавить. Они не поняли прочитанного текста, не смогли обобщить текстовую информацию и выразить обобщение в виде умозаключения. 62% учащихся не смогли посчитать, сколько терминов приводится в тексте. Что также свидетельствует о несформированности навыка смыслового чтения. Выводы и рекомендации
1. Уровень достижения предметных результатов обучения пятиклассниками исследованной группы в первом полугодии учебного года вызывает определенную тревогу. Важнейшие биологические понятия, проверявшиеся в исследовании (биология как наука, биологические методы, клетка, организм, среда обитания) только начинают формироваться в 5-ом классе. Все последующие годы биологические понятия развиваются, углубляются, наполняются новым содержанием. По сути дела с 5 по 8 класс должно происходить интенсивное накопление и обогащение биологических понятий и эмпирических данных. Их окончательное обобщение и синтез до уровня биологических закономерностей (биология как комплексная теоретическая наука, методология научного познания, универсальность клеточного строения, многообразие организмов, приспособленность к среде обитания) должно происходить в разделе «Общие биологические закономерности» в 9 классе. Задача учителя в основной школе – рационально организовать учебную деятельность по наполнению и развитию биологически понятий, что бы было что «синтезировать и обобщать» в 9 классе. В тоже время в исследовании установлено, что пятиклассники успешно оперируют понятиями, сформированными в начальной школе в течение четырех лет обучения. В частности, распознают на рисунках представителей местной флоры и фауны, могут классифицировать их на растения, животных и грибы. Но предметные биологические знания у значительной части учащихся не сформированы. Примерно четверть не знают устройства светового микроскопа, строения клетки, не распознают части клетки на рисунке. Треть и более не могут применять биологические знания на практике: характеризовать биологические объекты/процессы, приводить примеры, составлять схемы, отображающие структуру биологических объектов (клетки), аргументировать, т.е. приводить доказательства, рассчитывать увеличение микроскопа. Таким образом, примерно у четверти пятиклассников не формируется понятийный аппарат, не усваивается биологическая терминология, т.е. не закладываются основы биологических знаний, являющихся фундаментом естественнонаучной картины мира. Без принятия срочных мер в ближайшей перспективе следует ожидать падения качества биологической подготовки школьников в части предметных знаний, что уже фиксируют ВПР и НИКО по биологии. Способом предотвратить прогнозируемую ситуацию станет увеличение количества часов на изучение биологии в 6 и 7 классе с 1 часа в неделю, как предусмотрено примерной основной образовательной программой основного общего образования, до 2 часов в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Учителя основной школы должны организовывать целенаправленную, системную отработку биологических понятий. Добиваться усвоения биологической терминологии, понятийного аппарата. С точки зрения формирования предметных знаний и умений (способов деятельности) эффективными являются все традиционные формы письменного и, особенно, устного индивидуального контроля. Следует вернуть в класс традиционные устные ответы учащихся у доски. Эффективным средством повышения качества биологического образования является реализация практической направленности предмета, реализация всех, предусмотренных в рабочей программе учителя практических работ, проведение их на хорошем оборудовании. Важно, особенно на начальных этапах формирования биологических знаний и предметных умений (анализ, сравнение, классификация, моделирование биологических объектов/процессов и т.д.), что бы учащиеся сами, своими руками выполняли биологические рисунки, стоили схемы, таблицы. Поэтому в 5 классе целесообразным представляется ведение отдельных тетрадей для практических работ и отказ от использования готовых рабочих тетрадей при проведении практических работ по биологии. Учителю необходимо очень внимательно подходить к выбору учебников. В условиях современной структуры содержания биологического образования учителям следует подумать о возможности перехода на УМК, построенные по линейному принципу конструирования биологического содержания. В случае использования концентрического курса биологии, следует отдавать предпочтение тем УМК, в которых в 5 классе начинается изучение систематического курса биологии, т.е. раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» изучается в течение двух лет, в 5 и 6 классе. 2. Уровень достижения проверяемых метапредметных результатов у пятиклассников, участвовавших в исследовании, крайне низкий. Ведущим учебным действием, необходимым для усвоения курса биологии и обучения вообще является смысловое чтение. К середине учебного года 60% наших пятиклассников не могут ответить на простые вопросы к тексту, а половина вообще не понимает прочитанного. Это является прямым следствием механического перенесения сложного биологического содержания из 6-ого класса в 5-ый, что произошло с введением ФГОС. По всей видимости, мы сталкиваемся с ситуацией неготовности и неспособности учащихся данного возраста к восприятию текстов биологического содержания. Кроме того, учитель биологии не имеет времени на формирование у учащихся навыка смыслового чтения научных текстов и других общеучебных навыков, необходимых для усвоения систематического курса биологии. Эти задачи в свое время успешно решал пропедевтический курс природоведения, в настоящее время успешно исключенный из учебных планов. Учитывая обсуждаемые сейчас проекты концепций преподавания предмета, на возвращение природоведения или увеличения количества часов на биологию в 5-ом классе не приходится рассчитывать. Поэтому вся нагрузка и ответственность за качество биологической подготовки учащихся ложится на плечи учителя. В создавшихся условиях главным в работе учителя биологии в 5-ом классе должно стать формирование умения читать. Ведущей деятельностью учащихся на уроке, как минимум все первое полугодие, должна стать работа с текстом учебника. Чтение, причем, в такой последовательности формирования – изучающее, поисковое, просмотровое, ознакомительное. Пересказ: подробный (близкий к тексту), сжатый (краткий), выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями. Составление разных видов плана текста параграфа: простой и сложный; вопросный, тезисный, назывной, план в виде опорной схемы. Обсуждение текста, ответы на вопросы в конце параграфа, самостоятельное составление вопросов, заголовков биологических текстов. Следующим этапом должно стать составление сравнительных таблиц и схем на основе прочитанного текста учебника. Для формирования навыков смыслового чтения в 5-ом классе следует ориентировать учебную деятельность от групповых форм к индивидуальным, широко использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Без освоения пятиклассниками умения работать с текстом учебника, извлекать всю информацию из прочитанного биологического текста, все последующие усилия учителя биологии по достижению предметных результатов, формированию предметных знаний, умений и навыков будут не эффективными.
[1] В таблице используются обозначения: шрифт – предметные результаты, предусмотренные ПООП ООО шрифт–предметные результаты, предусмотренные ПООП НОО |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 793. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |