Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Знание/понимание/формирование представлений.Стр 1 из 3Следующая ⇒
РЕЗУЛЬТАТЫ Регионального исследования качества биологической подготовки Учащихся 5 классов Общеобразовательных организаций Мурманской области В 2017 году Петрова И.А., доцент ГАУДПОМО «ИРО», к.п.н.
Региональное исследование качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций Мурманской области проводилось ГАУДПОМО «ИРО» в ноябре 2017 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области № 924 от 08.05.2015 «Об утверждении Плана повышения качества школьного естественнонаучного образования в Мурманской области на 2015 – 2018 годы». Цель исследования – определение уровня достижения учащимися 5 классов общеобразовательных организаций Мурманской области: - предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология»; - предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»; - метапредметных результатов (универсальных учебных действий). Региональная проверочная работа была представлена двумя вариантами. Каждый вариант включал 10 заданий, часть из которых состояла из нескольких подзаданий. В общей сложности учащимся предстояло выполнить 23 задания, (16 базового, 5 повышенного и 2 высокого уровня сложности). В работе было 5 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных, 14 заданий с кратким ответом, где нужно было вписать число или слово, 4 задания с развернутым ответом, где требовалось дать обоснованный письменный ответ на вопрос в виде словосочетания, предложения или нескольких предложений. Четыре задания были направлены на проверку сформированности исключительно метапредметных умений (универсальных учебных действий). Проверяемые в работе содержание, предметные результаты и учебные действия показаны в таблице 2. В исследовании приняли участие 597 человек (8 % от общего количества пятиклассников в Мурманской области в 2017 году) из 11 общеобразовательных организаций 7 административно-территориальных единиц Мурманской области (табл.1). Среди участников исследования более половины (62%) составили пятиклассники общеобразовательных организаций Кандалакшского района, ЗАТО г. Североморск и г. Апатиты п.т. Таблица 1. Участники регионального исследования качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2017 году
Учитывая, что в написании проверочной работы участвовали только 8% пятиклассников области, результаты и выводы, полученные и представленные ниже, являются показателями качества биологического образования в Мурманской области лишь в определенной степени. Тем не менее, выявленные типичные затруднения учащихся и рекомендации по их устранению следует учесть всем учителям биологии при организации процесса обучения. В целом исследованная группа пятиклассников продемонстрировала следующее качество биологической подготовки (рис. 1). Качество знаний составляет от 42% до 92%, в среднем – 71%. Уровень обученности колеблется от 94% до 100%, в среднем – 99%.
Группа пятиклассников с минимальной биологической подготовкой составляет 1%. Эти учащиеся получили от 0 до 8 баллов за выполнение заданий проверочной работы (из 33 возможных баллов) и получили отметку «2». Но в разных общеобразовательных организациях в эту группу входят от 0% до 6% пятиклассников. Удовлетворительную биологическую подготовку имеют 28% пятиклассников (от 8% до 58% в различных общеобразовательных организациях). Они набрали 9 – 17 баллов, получили отметку «3». Хорошую биологическую подготовку имеют 56% пятиклассников (от 8% до 58%). Они набрали 18 – 25 баллов, получили отметку «4». Группа пятиклассников с отличной биологической подготовкой составляет 15% (от 8% до 58%). Эти учащиеся набрали 26 – 33 балла, получили отметку «5». Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы показаны в таблице 2. Таблица 2.
Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы по биологии в 5-ом классе
Уровень достижения предметных результатов
В проверочной работе уровень достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» проверяли задания 2, 4, 6.1 – 6.5. Усвоили содержание предмета «Окружающий мир» и достигли планируемых предметных результатов 84% пятиклассников исследованной группы. Имеют представление о проведении наблюдений в окружающей среде (понимают, что скорость ветра и глубину снежного покрова можно определить методом измерения) 85%. Узнают изученные живые объекты, наиболее распространенных представителей местной флоры и фауны на рисунках 94%, по описанию – 85%. Могут обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (могут определить в предложенном перечне обитателей наземно-воздушной среды) 74%. Умеют проводить классификацию живых организмов на животных, растения и грибы 95%. Выявлять существенные признаки растений (способность к фотосинтезу) могут меньшее число пятиклассников – только 61%. У 39 % пятиклассников представление о фотосинтезе не сформировано, они считают, что грибы способны к фотосинтезу. Из 23 заданий проверочной работы уровень сформированности предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» проверяли 18 заданий (все задания, кроме заданий 2, 9.1, 9.2, 10.1 и 10.2). В целом 75% пятиклассников исследованной группы усвоили проверяемое содержание курса «Биология» и достигли предметных результатов. На рисунке 2 показаны результаты усвоения отдельных дидактических единиц. Лучше всего усвоены разделы «Биология как наука» (90%) и «Многообразие живых организмов» (80%). Раздел «Устройство увеличительных приборов» усвоили 72% пятиклассников. Хуже усвоены разделы «Среды обитания живых организмов» и «Строение клетки» (67%), а также раздел «Значение растений в природе» (66%).
Учащиеся 5-ых классов, участвовавшие в региональном исследовании, продемонстрировали следующий уровень сформированности предметных умений/способов деятельности. Знание/понимание/формирование представлений. 94% пятиклассников знают объекты изучения ботаники и зоологии. 86% понимают, что изучение живых объектов (птиц, рыб) в естественных условиях можно осуществлять методом наблюдения, а не эксперимента. У 61% сформировано и у 39% не сформировано представление о фотосинтезе как существенном свойстве только растений, отсутствии этого свойства у животных и грибов. Только у 50% сформировано представление о клеточном строении как универсальном свойстве всех живых организмов. 74% знают и 26% не знают устройства светового микроскопа. 78% знают и 22% не знают строения клетки. 58% знают и 42% не знают особенностей строения растительной клетки (наличие вакуолей, хлоропластов и клеточной стенки). Умение характеризовать. Только 60% могут характеризовать особенности почвенной и водной сред обитания. Не могут охарактеризовать роль растений в жизни человека 66%. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 620. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |