Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знание/понимание/формирование представлений.




РЕЗУЛЬТАТЫ

Регионального исследования качества биологической подготовки

Учащихся 5 классов

Общеобразовательных организаций Мурманской области

В 2017 году

Петрова И.А., доцент

ГАУДПОМО «ИРО», к.п.н.

 

Региональное исследование качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций  Мурманской области проводилось ГАУДПОМО «ИРО» в ноябре 2017 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области № 924 от 08.05.2015 «Об утверждении Плана повышения качества школьного естественнонаучного образования в Мурманской области на 2015 – 2018 годы».

Цель исследования – определение уровня достижения учащимися 5 классов общеобразовательных организаций Мурманской области:

- предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология»;

- предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;

- метапредметных результатов (универсальных учебных действий).

Региональная проверочная работа была представлена двумя вариантами. Каждый вариант включал 10 заданий, часть из которых состояла из нескольких подзаданий. В общей сложности учащимся предстояло выполнить 23 задания, (16 базового, 5 повышенного и 2 высокого уровня сложности). В работе было 5 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных, 14 заданий с кратким ответом, где нужно было вписать число или слово, 4 задания с развернутым ответом, где требовалось дать обоснованный письменный ответ на вопрос в виде словосочетания, предложения или нескольких предложений.

Четыре задания были направлены на проверку сформированности исключительно метапредметных умений (универсальных учебных действий).

Проверяемые в работе содержание, предметные результаты и учебные действия показаны в таблице 2.

В исследовании приняли участие 597 человек (8 % от общего количества пятиклассников в Мурманской области в 2017 году) из 11 общеобразовательных организаций 7 административно-территориальных единиц Мурманской области (табл.1). Среди участников исследования более половины (62%) составили пятиклассники общеобразовательных организаций Кандалакшского района, ЗАТО г. Североморск и г. Апатиты п.т.

Таблица 1.

Участники регионального исследования качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций  Мурманской области в 2017 году

Административно-территориальные единицы

Количество

Доля

уч-ся

ОО учащихся
1. Кандалакшский район 2 137 23%
2. ЗАТО г. Североморск 3 135 23%
3. г. Апатиты с подведомственной территорией 2 101 17%
4. г. Полярные Зори с подведомственной территорией 1 66 11%
5. Печенгский район 1 61 10%
6. г. Мончегорск с подведомственной территорией 1 49 8%
7. Кольский район 1 48 8%
 

Всего

 

597

100%

 

Учитывая, что в написании проверочной работы участвовали только 8% пятиклассников области, результаты и выводы, полученные и представленные ниже, являются показателями качества биологического образования в  Мурманской области лишь в определенной степени. Тем не менее, выявленные типичные затруднения учащихся и рекомендации по их устранению следует учесть всем учителям биологии при организации процесса обучения.

В целом исследованная группа пятиклассников продемонстрировала следующее качество биологической подготовки (рис. 1).

Качество знаний составляет от 42% до 92%, в среднем – 71%.

Уровень обученности колеблется от 94% до 100%, в среднем – 99%.

 

Группа пятиклассников с минимальной биологической подготовкой  составляет 1%. Эти учащиеся получили от 0 до 8 баллов за выполнение заданий проверочной работы (из 33 возможных баллов) и получили отметку «2». Но в разных общеобразовательных организациях в эту группу входят от 0% до 6% пятиклассников.

Удовлетворительную биологическую подготовку имеют 28% пятиклассников (от 8% до 58% в различных общеобразовательных организациях). Они набрали 9 – 17 баллов, получили отметку «3».

Хорошую биологическую подготовку имеют 56% пятиклассников (от 8% до 58%). Они набрали 18 – 25 баллов, получили отметку «4».

Группа пятиклассников с отличной биологической подготовкой  составляет 15% (от 8% до 58%). Эти учащиеся набрали 26 – 33 балла, получили отметку «5».

Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы показаны в таблице 2.

Таблица 2.

 

Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы по биологии в 5-ом классе

№ зада­ния Проверяемые элементы содержания (дидактические единицы) Проверяемые предметные результаты/ учебные действия[1] Доля уч-ся (%), получивших 0 баллов
1.

 

Биология как наука

Сформированность представления о биологии как науке, о разделах биологии 6
2. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде 15
3. Сформированность представлений о методах биологической науки, сфере их применения 14
4.

Среды обитания живых организмов

Умение приводить примеры живых организмов разных сред обитания, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой 26
5. Умение характеризовать особенности различных сред обитания живых организмов 40
6.1.

Многообразие

живых

организмов

(на региональном материале)

 

Различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения, узнавать изученные объекты живой природы 6
6.2.

Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, грибов). Сравнивать объекты живой природы на основе известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

6
6.3.   5
6.4. Выявлять отличительные признаки биологических объектов, узнавать изученные объекты живой природы по описанию 15
6.5. Признаки растений Выделять существенные признаки биологических объектов (растений), выделять существенные признаки изученных объектов живой природы (растений)   39
6.6. Общие свойства живых организмов Сформированность представления о клеточном строении, как универсальном свойстве живого 50
7.1.

Устройство увеличительных приборов

Знание устройства светового микроскопа

27
7.2. 25
7.3. Применение знаний о назначении микроскопа на практике, умение рассчитывать увеличение микроскопа 31
8.1.

Строение

клетки

(понятия «цитоплазма», «ядро», «оболочка/мембрана клетки»)

Сформированность знаний о строении клетки.

Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток),

извлекать информацию из биологического рисунка.

Анализ и синтез (составление схемы).

21
8.2. 22
8.3. 46
8.4. Сформированность знаний о различии в строении растительной и животной клеток, умение аргументировать, приводить доказательства различий растительной и животной клеток, извлекать информацию из биологического рисунка. Строить письменное высказывание.   42
9.1.

-

Умение извлекать информацию из данных, представленных в таблице. Умение проводить сравнение.

18
9.2. 27
10.1

-

 

Смысловое чтение: понимание текста, умение осуществлять обобщение, строить умозаключение, строить письменное высказывание на основе прочитанного 50
10.2 Смысловое чтение: понимание текста 62
10.3 Значение растений в природе Характеризовать и приводить примеры, иллюстрирующие роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека. Строить письменное высказывание, используя обобщение и конкретизацию. 34
    ВСЕГО: 42

 

Уровень достижения предметных результатов

 

В проверочной работе уровень достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» проверяли задания 2, 4, 6.1 – 6.5.

Усвоили содержание предмета «Окружающий мир» и достигли планируемых предметных результатов 84% пятиклассников исследованной группы.

Имеют представление о проведении наблюдений в окружающей среде (понимают, что скорость ветра и глубину снежного покрова можно определить методом измерения) 85%.

Узнают изученные живые объекты, наиболее распространенных представителей местной флоры и фауны на рисунках 94%, по описанию – 85%.

Могут обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (могут определить в предложенном перечне обитателей наземно-воздушной среды) 74%.

Умеют проводить классификацию живых организмов на животных, растения и грибы 95%.

Выявлять существенные признаки растений (способность к фотосинтезу) могут меньшее число пятиклассников – только 61%. У 39 % пятиклассников представление о фотосинтезе не сформировано, они считают, что грибы способны к фотосинтезу.

Из 23 заданий проверочной работы уровень сформированности предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» проверяли 18 заданий (все задания, кроме заданий 2, 9.1, 9.2, 10.1 и 10.2).

В целом 75% пятиклассников исследованной группы усвоили проверяемое содержание курса «Биология» и достигли предметных результатов. На рисунке 2 показаны результаты усвоения отдельных дидактических единиц. Лучше всего усвоены разделы «Биология как наука» (90%) и «Многообразие живых организмов» (80%). Раздел «Устройство увеличительных приборов» усвоили 72% пятиклассников. Хуже усвоены разделы «Среды обитания живых организмов» и «Строение клетки» (67%), а также раздел «Значение растений в природе» (66%).

 

        

    Учащиеся 5-ых классов, участвовавшие в региональном исследовании, продемонстрировали следующий уровень сформированности предметных умений/способов деятельности.

Знание/понимание/формирование представлений.

94% пятиклассников знают объекты изучения ботаники и зоологии.

86% понимают, что изучение живых объектов (птиц, рыб) в естественных условиях можно осуществлять методом наблюдения, а не эксперимента.

У 61% сформировано и у 39% не сформировано представление о фотосинтезе как существенном свойстве только растений, отсутствии этого свойства у животных и грибов.

Только у 50% сформировано представление о клеточном строении как универсальном свойстве всех живых организмов.

74% знают и 26% не знают устройства светового микроскопа.

78% знают и 22% не знают строения клетки.

58% знают и 42% не знают особенностей строения растительной клетки (наличие вакуолей, хлоропластов и клеточной стенки).

Умение характеризовать.

Только 60% могут характеризовать особенности почвенной и водной сред обитания.

Не могут охарактеризовать роль растений в жизни человека 66%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 562.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...