Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и приемы педагогического взаимодействия




Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта
Переучивание Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений
Взрыв Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
«Реконструкция» характера Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
Переключение Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру Методы и приемы организации социально ценной деятельности
Поощрение и наказание Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного Система поощрений и наказаний с поправкой на трудно-воспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание

 

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач[1].

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Педагогическая ситуация — это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, и от его позиции, и от профессионального владения всем спектром методов и приемов, а также алгоритмом решения педагогических задач. Методы тесно связаны с методическими приемами.

Прием — это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию «операция»).

Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т. п.) — методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Средства воспитанияприменяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т. п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Исходя из практической работы педагога Н. Е. Щуркова рассматривает следующие группы методов:

методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы;

методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Методы убеждения.

Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми, т.е. необходимо Сознание. Организация работы с информацией подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробацию полученных результатов в практической деятельности. Метод убеждения — это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция и т.п. Педагог должен помнить главное правило: «Развивая детей, развиваюсь сам!» Вот почему важна опора на расширение воображения в сочетании с объяснением (удивлять и предупреждать).

Методы упражнения.

Следующая группа методов способствует формированию единства сознания и поведения. В основе - упражнение (приучение) - такой метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Необходимо добиваться, чтобы выполнение требований, упражнений становилось нужным для него самого. Только тогда произойдет развитие личности ребенка.

Педагогическое требование предполагает постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом, путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику. Без продуманных, обоснованных требований педагога немыслима организация совместной деятельности школьников. Опытный педагог идет к детям с развернутой программой действий, и его требования есть средство реализации этой программы в делах и поступках воспитанников. В практике сложились два основных вида требований педагога: непосредственные, когда они обращены к тем детям, от которых воспитатель добивается определенных действий, и опосредованные, когда воспитатель своими требованиями вызывает у детей их последующее требование к своим товарищам.

Таблица 3

Косвенные требования

 

Вид требования Характер отношения педагога к воспитаннику Приемы
Положительное Выражение положительного отношения Просьба, одобрение, доверие
Нейтральное Отношение отчетливо не проявляется, но основывается на уже сложившемся отношении воспитанников к той или иной деятельности Совет, намек, условное требование, требование в игровой форме
Отрицательное Негативное отношение к деятельности и поведению воспитанников Осуждение, выражение недоверия, предостережение

Эти виды требований могут быть предъявлены в прямой и косвенной форме. Прямое требование содержит четкое, конкретное указание («Выйди к доске с тетрадью», «На уроки принесите линейку, карандаш» и т.п.). Особенно действенно оно в начале работы с детским коллективом. Еще А.С.Макаренко писал: «Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающих уговариваний, тот делает ошибку». Прямое требование необходимо и там, где педагог организует новую для детей деятельность. В этом случае оно сходно с инструктажом. Применяя прямые требования, педагог вступает в определенные отношения с детьми и одновременно формирует у них отношение к выполняемой деятельности. Тем самым он подготавливает условия для более широкого применения косвенных требований. В косвенных требованиях в качестве стимулов используется не только содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства и переживания детей, которые вызывает данная форма обращения к ним. В зависимости от того, как воспитатель относится к ребенку и к тому, что и как он делает, косвенные требования делятся на три группы (см. табл. 3).

Перспектива — метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей. При этом достижение их становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанника. Назначение метода перспективы состоит в том, чтобы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности коллектива учащихся из внешнего стимула во внутренние побуждения каждого из его членов. Метод перспективы позволяет педагогу, органам ученического самоуправления последовательно направлять развитие коллектива, обогащать его содержание. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в определенную систему.

 

 



Методы самооценки.

Поощрение и наказание — метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.

Содержание поощрения и наказания состоит во внесении корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности. Поощрение и наказание могут быть связаны с изменением обязанностей детей. В этих случаях расширение и ограничение обязанностей попеременно выступает как мера поощрения или наказания, особенно на начальном этапе организации коллектива. Поощрения и наказания могут быть связаны с изменением и в правах детей. Расширение прав выступает как мера поощрения, а их ограничение — как наказание.

Общественное мнение — метод педагогического взаимодействия, который как бы вбирает в себя все остальные, так как привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций.

Общественное мнение есть и в плохо организованном коллективе, но в этом случае оно может иметь и отрицательную направленность, противостоять единым педагогическим требованиям, быть ложным.

Воспитательные функции общественного мнения находят свое отражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах.

Общественное мнение может проявляться при обсуждении и принятии решений органами управления коллектива, в действиях уполномоченных лиц, членов ученического коллектива, ответственных за различные участки работы в печатных органах коллектива и на школьном радио, в личных отношениях членов коллектива.

В общении друг с другом дети учатся подлинной принципиальности, критичности и самокритичной оценке своего поведения и поведения своих товарищей. Атмосфера чуткого, доброжелательного и в то же время требовательного, по-товарищески взыскательного отношения воспитанников друг к другу не создается специальными приемами, а формируется благодаря постоянному не­навязчивому участию педагогов во всех делах коллектива, реальной демократии школьного самоуправления. Эффективность общественного мнения обеспечивается направлением общественного мнения на решение наиболее актуальных и значимых в воспитательном отношении задач и расширением масштабов действия общественного мнения как по числу учащихся, на которых оно действенно влияет, так и по широте охватываемых вопросов. Чем беднее, однообразнее деятельность школьного коллектива, тем уже круг интересов детей, следовательно, тем более односторонне формируется общественное мнение.

 


[1] См.: Краткий педагогический словарь / Сост. А.В.Мудрик. — Пермь, 1994. — С. 21.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1099.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...