Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление и развитие российской государственности




(1Х – Х1Х века).

ПЛАН:

1. Образование древнерусского государства. Характеристика норманнской и антинорманнской теорий образования древнерусского государства. Современный взгляд на проблему.

2. Особенности политического устройства государства Киевская Русь.

3. Формирование Московского царства – единого Российского государства.

4. Особенности политического устройства Российской империи.

 

По первому вопросу.

Рассмотрите  процесс формирования соседской общины, появление предпосылок формирования государства. Проследите выделение двух ступеней территориально-политических общностей: племенных княжеств и союзов племенных княжеств. Какие двенадцать союзов племенных княжеств упоминаются в «Повести временных лет»? Какие два очага государственности сформировались у восточных славян? Как складывались отношения с соседями? Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь.

Рассмотрите норманнскую и антинорманнскую теории происхождения государства у восточных славян. Как современные историки рассматривают эту проблему?

 

По второму вопросу.

Охарактеризуйте  Киевскую Русь как раннефеодальную монархию. Рассмотрите функции князя: законодательную, военную, судебную, фискальную. Что такое родовой сюзеренитет? Кто был главным в роду? Как шло наследование власти? Какую роль играла дружина? На какие две части она делилась? Как изменялись ее функции? На чем базировалась местная система управления? Что такое лествичное право? Какую роль играли совет старейшин и вече? 

 

По третьему вопросу.

Охарактеризуйте предпосылки объединения русских земель. Выделите следующие этапы объединения.  1270-1359 гг. – появление и возвышение Московского княжества, борьба Москвы и Твери.  1359-1425 гг. – начало объединения русских земель, открытая конфронтация с Золотой Ордой (Куликовская битва 1380 г.), правление Дмитрия Донского (1359-1389гг.) и Василия 1 (1389-1425 гг.). Большая феодальная война 1425 – 1462 гг.. Завершающий этап – 1462-1533 гг.- складывание единого государства, окончательное свержение монголо-татарского ига (1480 г.)

 

По четвертому вопросу.

Проследите следующие этапы государственно-административных реформ Петра 1: упразднение Боярской Думы, учреждение Сената, замена приказов на коллегии, образование губерний, упразднение патриаршества и создание Святейшего синода, создание карательных государственных органов (фискалов и прокуратуры), изменение престолонаследия и провозглашение империи. Цели и последствия реформ.

Охарактеризуйте государственно-административные реформы Екатерины П: реформа Сената, секуляризация церковных владений, ликвидация гетманства на Украине, губернская и городская реформы, полицейская реформа.

Далее остановитесь на реформах Александра 1 в сфере государственного управления. Определите преимущества министерств по сравнению с коллегиями. Какой слой начинает активно развиваться в связи с ростом управленческих структур? Существовала или нет должность премьер-министра в Кабинете министров? Если нет, то почему? Как был реформирован Сенат? Какие функции за ним остались? Какие изменения коснулись Святейшего Синода? Какие функции были отведены Государственному Совету? Подводя итог, отметьте, изменилась ли сущность политической системы России в результате проведения реформ? Что усилилось после реформ?

 

ТЕМА № 2.

Развитие российской государственности в ХХ веке.

ПЛАН:

1. Формирование элементов парламентаризма в России начала ХХ века.

2. Российское государство после Февральской революции. Оценка политических мероприятий Временного правительства.

3. Формирование органов власти Советского государства в октябре 1917 – начале 1918 гг.

4. Образование СССР.

5. Система партийно-государственного управления СССР в послевоенный период.

6. Реформа политической системы СССР в годы перестройки.

 

По первому вопросу.

Какие обстоятельства вынудили Николая П принять Манифест? Перечислите основные положения Манифеста 17 октября 1905 г., дайте им оценку. Каких важных политических вопросов не коснулся Манифест? Какие положительные результаты были у Манифеста?

При характеристике основных положений закона о выборах в первую Государственную Думу необходимо показать его антидемократический характер. Что такое «курия»? На какие четыре курии были разделены избиратели? Как вы оцениваете нормы представительства от каждой курии? Какую цель преследовали такие нормы? Можно ли считать выборы прямыми? Для каких курий существовала многоступенчатая система? Каким был возрастной ценз? Существовал или нет имущественный ценз? Какие категории населения не были допущены к выборам? Срок действия Думы? Кто мог распустить Думу? Докажите, что превращение Государственного Совета в верхнюю палату Думы ограничило ее законодательные права. Мог ли царь издавать законы без согласия Думы? Подводя итог, подумайте, можно ли говорить об ограничении самодержавия в России?  Какие политические партии образовались в России? (Дайте классификацию политических партий по направлениям.) Как они были представлены в Государственных думах?

По второму вопросу.

Выделите главные итоги Февральской революции – ликвидацию монархии в России, появление возможностей для демократического пути развития, образование двоевластия. Какие органы власти были сформированы?  Какие альтернативные пути развития России они представляли? В политической сфере проследите мероприятия по превращению страны в правовое демократическое государство. Особое внимание уделите демократическим правам и свободам. В чем суть реформы судопроизводства и реформы местных органов власти? Обратите внимание на противоречивые итоги демократизации жизни общества. Подводя итог, докажите, что политика Временного правительства не соответствовала реальной исторической ситуации, сложившейся в России.

 

По третьему вопросу.

Из каких элементов была сформирована политическая система Советского государства? Почему в результате была образована однопартийная политическая система? Среди мероприятий по защите Советской Республики отметьте создание революционных судов, действующих на принципах революционной законности; создание ВЧК, РККА, РККФ, РККВФ. На каких принципах осуществлялось военное строительство? При рассмотрении вопроса об Учредительном собрании и обстоятельствах его разгона, подумайте: «Нужно ли было большевикам Учредительное собрание? Какими были реальные возможности Учредительного Собрания? Какое влияние оказал разгон собрания на ход последующих событий?» Какой важный документ был принят на Ш Всероссийском съезде Советов 10 января 1918 г.? Можно ли говорить о завершении формирования Советского государства?

 

По четвертому вопросу.

Раскройте предпосылки образования СССР (общие хозяйственные связи, исторически сложившееся разделение труда, стремление к единой безопасности, однотипность государственного устройства и др.) Сравните проекты объединения республик, предложенные В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Какие документы закрепили образование СССР?

 

По пятому вопросу.

Докажите, что развитие политической системы СССР протекало в рамках, намеченных И.В. Сталиным, с доминирующей ролью КПСС. Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы страны. Какие органы партийной власти составляли систему сверху донизу? Какие уровни Советов входили в систему органов государственной власти? Какая система органов государственного управления существовала? Какие складывались взаимоотношения между разными системами управления государством?

 

По шестому вопросу.

Какую роль сыграли январский 1987 г. пленум ЦК КПСС и Х1Х Всесоюзная конференция КПСС 1988 г. в проведении политической реформы? Выделите и охарактеризуйте следующие направления реформы: изменение избирательной системы, установление двухуровневой системы высшей законодательной власти, прямое представительство общественных организаций, превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий орган, создание Комитета Конституционного надзора, отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС, начало становления многопартийной системы, учреждение поста Президента.

 

ТЕМА № 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...