Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научное руководство курсовой работы




Непосредственное руководство курсовой работой и контроль за ее подготовкой осуществляет научный руководитель.

Научные руководители курсовых работ утверждаются из числа преподавателей кафедры в соответствии с научными интересами и учебной нагрузкой.

Научный руководитель оказывает научно-методическую помощь обучающемуся при самостоятельном решении им научных и практических вопросов, формулирует задания по написанию курсовой работы на выполнение обучающимся.

Обязанности научного руководителя заключаются в следующем:

   - оказание консультационной помощи студенту в определении окончательной темы курсовой работы, в подготовке рабочего плана, графика выполнения, в подборе нормативных источников, литературы и фактического материала;

   - содействие в выборе методики исследования;

   - осуществление систематического контроля за ходом выполнения курсовой работы в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

   - информирование заведующего кафедрой/руководителя подразделения в случае несоблюдения студентом графика выполнения курсовой работы;

   - предоставление квалифицированных рекомендаций по содержанию курсовой работы;

   - произведение оценки качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Научный руководитель курсовой работы контролирует все стадии подготовки и написания работы.

На выполненную и полностью оформленную завершенную работу научный руководитель дает отзыв (образец оформления отзыва – Приложение 6). В отзыве указываются актуальность избранной автором темы, соответствие содержания темы целям и поставленным задачам исследования, использование законодательных и иных нормативных актов, научной и учебной литературы, практического материала (судебной практики, федеральных и иных органов власти), а также умение автора самостоятельно их обобщать, делать соответствующие выводы. Обращается внимание на соответствие количества использованных источников в тексте работы библиографическому списку и правильность их оформления.

Кроме того, в отзыве могут указываться личные и деловые качества студента, его дисциплинированность при написании курсовой работы. В частности стремление к изучению и познанию вопросов темы курсовой работы, обращение за консультациями к научному руководителю, своевременность и качество выполнения плана-графика написания работы, устранение недостатков по содержанию и оформлению курсовой работы при рецензировании, своевременность сдачи завершенной работы.

В заключение отзыва делается вывод о допуске работы к защите.

Курсовая работа допускается к защите при условии законченного оформления, допуска научного руководителя работы и наличия положительного отзыва. В случае не допуска курсовой работы к защите, руководитель курсовой работы проставляет в экзаменационную ведомость студенту неудовлетворительную оценку.

Выполнение курсовой работы

Начало выполнения курсовой работы связано с процессом подбора источников и литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике. Анализ источников – важный момент при подготовке работы. Он должен начинаться ещё в процессе выбора темы, а с началом разработки курсовой работы становится неотъемлемой основной ее частью.

Знакомиться с источниками и литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1) нормативные документы (Конституция, законы, подзаконные нормативные акты, международные договоры);

2) научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3) правоприменительная (правореализационная) практика, статистические данные.

При подборе нормативных правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Студент, как правило, подбирает нужную литературу самостоятельно, но может советоваться и с научным руководителем. При работе с научной литературой рекомендуется начинать знакомство с монографией или статьей с просмотра ссылок на литературные источники. По ним определяется степень новизны разрабатываемой проблемы, учета последних достижений науки в данной области. Это позволяет также выявить новые, ранее неизвестные автору источники. При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

Со статистическим и практическим материалом, связанным с протекающими в правовой действительности процессами, можно ознакомиться при помощи справочных поисковых систем, в Интернете, на соответствующих сайтах (прежде всего официальных).

При подборе нормативных актов и литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п.

Студент должен проявить умение находить различные точки зрения, анализировать дискуссионные положения, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, формулировать теоретические выводы и вносить практические предложения по оптимизации действующего законодательства и практики его применения.

Автор в ходе работы должен руководствоваться следующими требованиями:

1) курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком;

2) работа должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;

3) работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения, цитат и т. п.;

4) в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно в начале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд.

Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

Студентам в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно отделить наиболее важную информацию от второстепенной информации, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует исходить из того, что каждый пункт плана раскрывает отдельный аспект избранной темы. Не допускаются повторения названия темы работы в названии отдельных ее разделов.

Структурные части работы должны носить логически взаимосвязанный, непротиворечивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение.

Оформляя работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (содержание, введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Изложение материала ведется от третьего лица. Стиль курсовой работы (проекта) представляет собой безличный монолог.

Курсовая работа имеет общепринятую структуру и состоит из введения, основной части и заключения.

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введениинеобходимо отразить следующее:

· обоснование выбора темы, ее актуальность;

· характеристику степени разработанности темы;

· основную цель и задачи курсовой работы;

· объект и предмет исследования;

· методы исследования;

· характеристику практической значимости исследования;

· представление структуры работы.

Актуальность – обязательное требование к любой работе - означает своевременность и социальную значимость выбранной темы, раскрывается главное – суть проблемной ситуации по избранной теме.

Степень изученности темы (историография вопроса) отражает характеристику существующих научных исследований заявленной темы.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование. Достижение цели курсовой работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Исходя из поставленной цели формулируются задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить.., выявить…, проанализировать…, исследовать… и т.д.).

При этом, цель формулируется исходя из названия темы исследования, задачи формулируются исходя из названия глав и параграфов.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс исследования.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Методы служат инструментом в подборе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Представление использованных методов исследования позволяет оценитьполноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении работы.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части.

В основной частикурсовой работыдолжно быть систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают нормативные правовые акты, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач.

Основная часть курсовой работы должна содержать несколько глав, объединяющих в себе параграфы, в которых излагаются различные аспекты темы на основе анализа имеющихся публикаций, нормативного материала и правоприменительной практики, рассматриваются проблемные вопросы, формируется позиция автора и т.д.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эта часть работы должна показывать умение студента логично, грамотно и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать предъявляемым требованиям.

Главы и параграфы должны иметь свои заголовки, не выходящие за пределы темы работы, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов - заголовки глав. Как правило, глава подразделяется на 2-3 параграфа. Логический переход должен соблюдаться на всем протяжении содержания курсовой работы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри их - от вопроса к вопросу. Объем параграфа должен составлять не менее 8-10 страниц.

При написании основной части курсовой работы проявляетсяумение систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. Поскольку в курсовой работе изучается определенная тема, то обзор нормативного материала и работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение мнений и позиций, изложенных в работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Курсовая работа должна содержать практический компонент. Практический компонент может содержать обзор-исследование фактических примеров, в том числе нормативно-правового характера, опыт применения рассматриваемых правовых установлений, правоприменительную (судебную) практику, статистические данные и пр.

На основании изученного теоретического материала, нормативных источников и практики их реализации, целесообразно определять проблемы, возникающие в рассматриваемой сфере и предлагать возможные варианты их решения (как нормативного, так и иного характера).

В конце каждой главы автор должен сделать выводы, т.е. подвести итог вышесказанного.

Выводы – новые суждения, умозаключения, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.

Количество выводов может быть разным. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

В заключении курсовой работы отражаются следующие аспекты:

· актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;

· сжатая формулировка основных выводов, полученных в результате проведения исследования.

После заключения располагается Список использованных источников и литературы. На каждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее чем из 20 наименований нормативных правовых актов, иных источников права, монографических работ, научных статей (См. Приложение 5).

Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.

Таким образом, курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.

Следует обратить внимание на недопущение нарушения принципа самостоятельности при написании курсовой работы (проекта). К таким нарушениям относятся: плагиат и подлог.

Плагиат определяется как использование в письменной работе чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде без полной ссылки на источник или со ссылками, но объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из ее основных разделов. Плагиат может осуществляться в двух видах:

– дословное изложение текста другого лица,

– парафраза – изложение текста другого лица с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста;

Подлог определяется как сдача письменной курсовой работы (проекта), выполненной другим лицом, в качестве собственной работы.

При обнаружении плагиата или подлога обучающемуся выставляется оценка «неудовлетворительно».

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовых работ руководитель возвращает ему курсовую работу для доработки и устранения недостатков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...