Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие №3. Лабораторная работа «Концептуальный уровень художественного произведения»




Занятие №4. Сюжет художественного произведения

1. Определение сюжета. Дискуссии о сюжете.

  1. Сюжет и фабула.
  2. Особенности сюжета в рассказе И.С.Тургенева «Муму»

а) время написания рассказа, историческая основа сюжета;

б) факты действительности, жизненный материал, положенный в основу «Муму», и его творческое преображение в рассказе;

в) идейно-тематическое содержание рассказа. Взаимодействие сюжета, темы и идеи.

г) социальный конфликт, его развитие. Взаимодействие конфликта, сюжета и характеров;

д) основные элементы сюжета. Их роль в раскрытии идеи произведения.

 

                       

Литература  

  1. Тургенев И.С. Муму (любое издание).
  2. Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. – М., 1961.
  3. Воробьев П.Г. Рассказы И.С.Тургенева в школе. - М.: Просвещение, 1968. - С.16-48.
  4. Курдюмова Г.Ф. Уроки литературы в 4-м классе. – М., 1970.
  5. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. – Л., 1958. – С.138-146.
  6. Липатов П.Е. «Муму» И.С.Тургенева // Творчество Тургенева /Сб. статей: Пособие для учителя. – М., 1959.

                       

 

 

Занятие №5. Изображенный мир художественного произведения

 

1. Понятие изображенного (художественного, внутреннего) мира художественного произведения.

2. Составляющие изображенного мира.

3. Деталь. Виды деталей.

4. Вещь. Функции вещей в художественном мире.

5. Портрет. Разновидности портрета.

6. Пейзажи. Виды пейзажей.

7. Интерьер.

 

Задание

1. К пунктам 3, 4, 5, 6, 7 подобрать примеры из художественных произведений.

2. Охарактеризовать изображенный мир рассказа А.П.Чехова «Ионыч».

 

Литература

1. Добин Е.С. Искусство детали. – Л., 1975.

  1. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. – М., 1992. –Разд.1.
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М., 1998. – С. 75-109.
  3. См. также соответствующие главы в учебниках по литературоведению и теории литературы и словари.

 

Занятие № 6. Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Гриша»

 

1. Дать понятие о пространственно-временной организации художественного мира.

2. Охарактеризовать субъектную организацию рассказа, определить ее художественную функцию.

3. Охарактеризовать речь персонажей рассказа. Выявить, как проявляется авторское отношение к ним в речи самих персонажей.

4. Выявить основные образы пространства в рассказе и охарактеризовать их.

5. Проанализировать сюжет истории:

а) характер сюжета,

б) основной конфликт; его разрешение;

6. Особенности художественного времени рассказа.

7. сделать общий вывод: какая концепция действительности воплощена в рассказе «Гриша»?

 

Литература

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. - С.121-123, 243, 275-290.

2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. –С.8-18, 20-56.

3. Паперный З. А. п. Чехов. 2-е изд. – М., 1960. – С.234-238.

4. Семанова М. Л. Чехов-художник. – М., 1976. – Гл.7. Автор – рассказчик – слушатели. – С.144-152.

5. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. – М., 1986.

6. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. чехова. – Л., 1987.

7. Кубасов А. В. рассказы А. П. чехова: поэтика жанра. – Свердловск, 1990. – гл.3. Мир и время.

8. Бердников Г.П. А.П.Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.

9. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. – М.: 1959.

10. Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П.Чехова. – Томск, 1978.

11. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

12. Фортунатов Н.Н. Архитектоника чеховской новеллы. – Горький, 1975. – С.89-95.

 

 ЗАНЯТИЕ № 7. Рифма, рифмовка, строфика.

 

1. Дать определение рифме. Каковы ее основные функции?

2. Охарактеризуйте основные виды рифм: а) по слоговому объему, б) по звучанию, в) по месту в слове, г) по количеству участвующих в созвучии слов, д) по положению в стихе и строфе, е) по лексическому составу, ж) по месту ударения, з) по грамматическому родству рифмующихся членов и т. д.

3. Рифмовка и ее виды.

4. Силлабо-тоническая система стихосложения: основные размеры.

5. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Перебои ритма как средство выразительности.

6. Понятие строфы. Стих строфический и астрофический.

7. Строфика и ее виды: одиночные и повторяющиеся, тождественные и нетождественные, обособленные и цепные; твердые формы. Дву-, трех-, четверостишия и т. д. Суперстрофы: семи-, восьми-, девяти-, десяти-, четырнадцатистишия. Сонет и венок сонетов. Онегинская строфа: ее структура, генезис и художественные функции.

Задание

  1. Познакомиться по учебникам и словарям с основополагающими принципами силлабо-тонической системы стихосложения.
  2. Письменно привести примеры на все известные вам виды рифм.
  3. Определить в тетради - по выбору студента – стихотворные размеры трех произведений С.А.Есенина. Одновременно определить способы рифмовки в каждом из данных стихотворений.

4. Подобрать (или сочинить) по четверостишию на каждый из пяти силлабо-тонических метров.

 

5.Сделать анализ структуры "онегинской строфы" и одного из сонетов Шекспира.

 

 Литература

1. Квятковский А.П. Поэтический словарь (любое издание).

2. Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория //Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1965. – С. 235-430. Или, Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е.Ляпина. – М., 1998. – С.110 – 118.

3. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972. – С. 75-135. Или, Холшевников В.Е. Перебои ритма как средство выразительности // Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е.Ляпина. – М., 1998. – С.187 – 204.

4. Никонов В.А. Строфика // Изучение стихосложения в школе. – М., 1960.

5. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. – Л., 1970.

6. Тимофеев Л. И. Слово о стихе. – М., 1987. - Гл. 3. Стих и звук.

7. Кожинов В. В. Стихи и поэзия. – М., 1980. - Гл. 2. Что такое стих. Гл. 3. Строение стиха.

ЗАНЯТИЕ № 8. поэтический язык стихотворения В.

Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с владимиром маяковским летом на даче»

Концепция поэтического творчества В.В.Маяковского. Его требования к поэтическому языку. («Разговор с фининспектором о поэзии», «Поэт рабочий», «Приказ по армии искусства», 1-ое мая», «Послание пролетарским поэтам», «О поэтах» и статья «Как делать стихи?»).

2. Как реализуется концепция поэтического творчества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»?

3. Композиция стихотворения.

4. Лексический состав стихотворения: неологизмы, просторечия, вульгаризмы, высокая лексика, др. Зависимость лексики от развития идеи стихотворения. Использование Маяковским традиций народнопоэтического творчества и новаторство в создании эмоционально-напряженной выразительной лексики.

5. Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в характеристике образов.

6. Поэтический синтаксис, его характеристика.

Литература

1. Маяковский В.В. Необычайное приключение…; Разговор с фининспектором о поэзии;  Поэт рабочий; Приказ по армии искусства; 1-ое мая; Послание пролетарским поэтам; О поэтах и статья «Как делать стихи?

2. Паперный з. О мастерстве Маяковского. – М., 1957. – Гл.2.

3. Тимофеева В. В. Язык поэта и время. Поэтический язык маяковского. – М.-Л., 1962.

4. Холшевников В. Е. основы стиховедения. – Л., 1972. – С.22-36, 74-100.

5.Гончаров Б. П. Поэтика маяковского. – М., 1983. – Гл.3, 4. Или Гончаров Б.П. О лексико-фразеологической системе В.Маяковского // Русская литература. – 1973. –№2.

6.Петросова К.Г. Творчество В.В.Маяковского. –М., 1985. – Гл.3.

 

ЗАНЯТИЕ № 9. анализ лирического произведения. поэтический строй стихотворения. С. есенин «Отговорила роща золотая».

1. Специфика лирики как рода литературы.

2. Особенности и задачи анализа лирического произведения.

3. Композиция лирических стихотворений.

4. Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила...»:

4.1. Главная тема и идейный пафос произведения.

4.2. Движение лирической темы и композиция. ассоциативные связи.

4.3. Характер лирического героя.

4.4. Создание основного лирического настроения (грусть, меланхолия, и т. д.).

4.5. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Образный строй стихотворения.

4.6. Смысловое значение организации формы (ритм, рифма, звуковая организация текста, строфика и т. д.).

 

Литература

1. Есенин С.А. Отговорила роща золотая…

2. Холшевников в. Е. анализ композиции лирического произведения //Анализ одного стихотворения /В. Е. Холшевников. – Л.: ЛГУ, 1985. – С.5-49.

3. Анализ литературного произведения //Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – С.145-212.

4. Пути анализа литературного произведения /Б. Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1981. – С.143-159.

5. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Стиховедение: Хрестоматия /Сост. Л.Е.Ляпина. – М., 1998. – С.129-145.

6. Есин А.Б. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. –М., 1998. –С. С.213-219.

 

ЗАНЯТИЕ № 9 (вариант 2). Целостный анализ эпического произведения. Рассказ В. М. Шукшина "Алеша Бесконвойный"

 

1. Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода.

2. Характерные особенности поэтики эпических произведений.

3. Особенности и задачи анализа эпического произведения.

4. Целостный анализ рассказа В. М. Шукшина "Алеша Бесконвойный".

4.1. Сформируйте идейный смысл произведения.

4.2. Охарактеризуйте субъектную организацию рассказа, определите ее художественную функцию.

а) определите значение небольшого вступления, предпосылаемого автором основной части рассказа;

б) отметьте, какие формы повествования используются в основной части рассказа (описание, диалог, внутренний монолог), определите, какая из них доминирует и тем самым становится главным средством раскрытия характера Алеши Бесконвойного;

в) проанализируйте речь рассказчика; выявите признаки сказа (разговорные обороты речи, интонации, присловья, просторечия). Определите, как соотносятся в речи рассказчика «зона автора» с «зоной героя».

г) определите ведущие интонации рассказа. Чем они обусловлены? Какая интонация преобладает в финале рассказа?

4.3. Проанализируйте композиционную организацию сюжета.

а) проследите, как в рассказе выявляется, что любит в жизни Алеша Бесконвойный, как развивает Шукшин эту тему, идя от бытовых мелочей и поднимаясь на уровень оценки смысла и красоты человеческого существования;

б) установите, как вводится в рассказ ретроспекция, в чем состоит искусство переходов В. Шукшина от изображения бытового повседневного течения жизни к раздумьям над смыслом ее, к воспоминаниям о самом значительном и важном в жизни.

4.4.  Своеобразие сюжета рассказа (Сопоставьте особенности композиции и сюжета рассказа с традиционным представлением о новеллистическом сюжете. Можно ли назвать сюжет данного рассказа динамичным? Имеет ли финал неожиданную эффектную развязку? Как характеризует героя Шукшина введенный в финале разговор Алеши с женой о стишках маленькой дочери?)

4.5. Особенности художественной речи рассказа

а) выясните, как использует Шукшин выразительность народной речи в языке героя и рассказчика, а именно роль словесной детали в описаниях, воспроизведение звуков, красок, запахов; назначение глагольных просторечий в повествовании;

б) соответствуют ли идейному смыслу художественные средства рассказа?

 

Литература

1. Шукшин В. М. Беседы при ясной луне. Рассказы. М., 1974. -С.232-244.

2. Шукшин В. М. Избр. произведения. В 2-х т. Рассказы. Калина красная (киноповесть). -М., 1976. -Т.1. -С.318-331.

3. Шукшин В. М. Монолог на лестнице //Шукшин В. Нравственное есть правда. - М., 1979. -С.51-75.

4. Аптухин В. А. Проза В. Шукшина. -М., 1981. -С.28-36.

5. Горн В. Зараутеры Василия Шукшина. -Барнаул, 1981. -С.203-242.

6. Дедков И. Последние штрихи //Дружба народов, 1975. -№ 4. -С.254-262; или в кн.: Дедков И. возвращение к себе. -М., 1978. -С. 101-132.

7. Панкин б. Василий Шукшин и его "чудики" //Юность, 1976. -№6. -С. 74-80. Или в кн.: Панкин Б. Строгая литература.-М., 1982. -С.188-210.

8. Урбан А. С подлинным верно //Звезда, 1974. -№4. -С.213-215.

 

Вопросы для самопроверки

1. Выделите специфические черты искусства. Определите предмет, содержание, формы отражения в искусстве.

2. Как соотносятся между собой реальность первичная и реальность художественная.

3. Как соотносятся между собой основные стороны искусства. Дайте характеристику каждой из известных вам сторон искусства. Покажите на примерах, как они реализуются в художественном произведении.

4. В чем состоит сущность художественной условности? Покажите это на примерах.

5. В чем коренное отличие искусства от науки?

6. Какие теории происхождения и сущности искусства вы знаете? В чем их принципиальное отличие?

7. Приведите известные вам классификации видов искусств и прокомментируйте их.

8. Дайте характеристику эстетическому сознанию. В чем его отличие от других видов общественного сознания?

9. К.Паустовский о предмете искусства и писательском труде в книге «Золотая роза».

10. В чем сходство и различие основных литературоведческих дисциплин.

11. Назовите вспомогательные литературоведческие дисциплины. Дайте им краткую характеристику.

12. Как соотносятся профессиональное и любительское чтение.

13. Что такое литературное явление? Перечислите некоторые из них. Дайте им характеристику.

1. Какие функции художественной литературы представляются вам главными, почему? Составляют ли основные функции художественной литературы системное единство?

  1. Отличительные особенности литературного произведения как произведения искусства. Какова по этому поводу точка зрения Лессинга («Лаокоон»)?
  2. Как соотносится художественная литература с другими видами искусства?
  3. Дайте понятие интерпретации. Почему возможны разные интерпретации смысла одного и того же литературного произведения? Проиллюстрируйте примерами.
  4. Что означает единство объективного и субъективного применительно к литературному произведению?
  5. В чем заключается эстетическая сущность художественного образа? Проанализируйте ассоциативную структуру художественного образа, остановившись подробнее на основных видах словесно-образных ассоциаций.
  6. Охарактеризовать основные качества художественного образа.
  7. Как происходит в художественном образе взаимодействие изобразительности и выразительности? Разобрать на примере.
  8. Какие разновидности словесных художественных образов вы знаете? Покажите на примерах.
  9. Как создается образ-переживание в лирике?
  10. Попробуйте развернуть мысль Гесиода о том, что музы говорят ложь, которая похожа на истину, с точки зрения внутреннего устройства художественного образа.
  11. В чем вы видите специфику словесного образа? В чем его отличие от художественного образа в других видах искусства?

 

1. Что такое художественная форма?

2. Объясните понятие «содержательность формы». Раскройте смысл этого понятия на примерах.

3. Что такое художественное содержание?

4. Гегель определил содержание как переход формы в содержание, а форму как переход содержания в форму. Как вы понимаете эту формулировку?

5. Покажите на примере античной трагедии происхождение художественной формы.

6. Что такое тема? Что вы понимаете под тематической целостностью художественного произведения?

7. Что такое идей? Почему идея произведения становится эстетической концепцией действительности?

8. Как соотносятся идея и идейный мир? Составляющие идейного мира.

9. Почему проблематика является ключевой стороной художественного содержания?

10. Охарактеризуйте основные типы проблематики.

11. Что такое пафос художественного произведения? В чем отличие трактовки пафоса Гегелем и Белинским?

12. В чем состоит разность между иронией и сарказмом? Покажите на примерах.

13. В чем состоит разность между сатирой и инвективой? Покажите на примерах.

14. В чем состоит разность между сатирой и юмором? Покажите на примерах.

15. В чем состоит разность между героикой и романтикой? Покажите на примерах.

16. Хронотоп. Его функции в художественном произведении.

17. Предметный мир художественного произведения: пейзаж, интерьер.

18. Предметный мир художественного произведения: портрет, вещь.

19. Деталь и подробность в художественном произведении.

20. Психологизм в литературе.

21. Герой, персонаж, характер в художественном произведении.

22. Проблема автора в художественном произведении.

23.

Варианты практических заданий

  1. Покажите на примере, как происходит в искусстве эстетическое освоение действительности.
  2. Проследите, как происходит взаимосвязь между поэтическим содержанием и словесной формой его выражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Какие образы можно назвать «сигналами одиночества»?
  3. Проанализируйте основные качества художественного образа на примере образа Плюшкина.
  4. Проанализируйте одно из стихотворений Б.Пастернака, выявив, как с помощью изобразительности и выразительности поэт выражает поэтическую мысль.
  5. Как создается образ-переживание в лирике А.Ахматовой? Стихотворение для анализа выбирайте самостоятельно.
  6. Выявите все виды художественных образов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». Как они создают единый образ-переживание.
  7. Определите и обоснуйте тип проблематики в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  8. Какова идейно-эстетическая концепция пьесы А.М.Горького «На дне»?

Примерные вопросы для подготовки к экзаменам

 

1. Литературоведение как наука. Цели, задачи изучения, структура курса. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

2. Искусство – образное воспроизведение действительности. Н.Г.Чернышевский о соотношении искусства с действительностью.

3. Специфика искусства: его предмет и содержание, формы отражения. Отличие искусства от науки.

4. Литература как вид искусства. Отличие литературы от других видов искусства. Лессинг о специфике литературы.

5. Литература и познание человека. Концепция человека в литературном произведении.

6. Понятие об интерпретации.

7. Художественный образ как эстетическая категория и как одно из основных понятий литературоведения. Структура художественного образа.

8. Основные характеристики художественного образа. Разновидности словесных художественных образов.

9. Художественная правда и условность в искусстве.

10. Содержание и форма художественного произведения. Понятие «содержательности формы».

11. Художественное произведение как идейно-эстетическое целое и целостный образ мира. Критерии художественности.

12. Концептуальный уровень художественного произведения: тема, тематика, проблема, проблематика.

13. Концептуальный уровень художественного произведения: идейный мир. Составляющие идейного мира.

14. Художественное пространство и время. Хронотоп.

15. Понятие субъектной организации произведения. Субъект речи и субъект сознания. Основные типы субъектной организации произведения, их эстетические возможности.

16. Личное повествование и его разновидности, их художественные возможности. Соотношение и разделение в личном повествовании позиции повествователя и автора.

17. Безличное повествование. Соотношение в безличном повествовании «зоны автора» и «зоны героев». Своеобразие и различие косвенной и несобственно-прямой речи.

18. Сказ и его функции в произведении. Сказ и проблема автора.

19. Предметный мир художественного произведения: пейзаж, интерьер, портрет, вещь.

20. Деталь и подробность в художественном произведении.

21. Психологизм в литературе.

22. Герой, персонаж, характер в художественном произведении.

23. Проблема автора в художественном произведении.

24. Сюжет и конфликт художественного произведения. Соотношение сюжета и действительности.

25. Структура сюжета, его функции. Композиция сюжета. Сюжет и фабула.

26. Композиция художественного произведения.

27. Язык – первооснова литературы. Язык разговорный, литературный и поэтический.

28. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

29. Тропы: эпитет, сравнение. Сходство и различие.

30. Тропы: метафора, виды метафоры – аллегория, олицетворение.

31. Тропы: метонимия, литота, гипербола, перифраз, ирония.

32. Синтаксис поэтической речи.

33. Звуковая организация стихотворной речи.

34. Системы стихосложения: песенно-тоническое и силлабическое стихосложение.

35. Системы стихосложения: силлабо-тоническая система.

36. Системы стихосложения: тоническая система. Принципы ее ритмической организации.

37. Стихотворная речь. Ее отличие от прозаической речи.

38. Понятие о рифме. Виды рифм.

39. Строфическая организация художественной речи.

40. Литературный род.

41. Лирика как род литературы. Лирические жанры.

42. Эпос как род литературы. Эпические жанры.

43. Драма как род литературы. Драматические жанры.

44. Межродовые и внеродовые формы литературы.

45. Понятие о жанре.

46. Понятие о творческом методе. Основные принципы художественного постижения действительности.

47. Реализм.

48. Романтизм.

49. Сентиментализм.

50. Модернизм.

51. Постмодернизм.

52. Классицизм.

53. Понятие о стиле. Функции стиля, носители стиля, категории стиля.

54. Историко-литературный процесс: понятие об основных циклах развития литературы.

55. Историко-литературный процесс: направление, течение, группировка, школа.

56. Историко-литературный процесс: традиции и новаторство в литературе.

57. Творческая индивидуальность писателя.

 

 

Перечень основных терминов

Эстетическая оценка                                   Эстетическое отношение

Искусство                                                                             Персонаж

Эстетическое сознание                                           Герой

Эстетический вкус                                                  Тип

Эстетический идеал                                                Пейзаж

Эстетическое чувство                                             Интерьер

Художественный образ                                           Деталь

Катарзис                                                                    Подробность

Мимезис                                                                    Характер

Тема художественного произведения                   Вещь

Тематика                                                                   Портрет

Проблема художественного                                   Пространство художе-

 произведения                                                          ственное

Проблематика                                                          Время художественное Идея художественная                                     Хронотоп

Пафос                                                                        Лирика

Авторская оценка                                                    Эпос

Конфликт художественный                                   Драма

Коллизия                                                                   Лирический герой

Сюжет                                                                       Сегментация

Фабула                                                                      Стопа

Экспозиция                                                              Метр

Завязка                                                                      Ритм

Развитие действия                                                   Рифма

Перипетии                                                                Клаузула

Кульминационный момент                                    Катрен

Развязка                                                                     Пиррихий

Пролог                                                                      Спондей

Эпилог                                                                      Строфа

Предыстория                                                            Размеры

Композиция                                                              Икт

Архитектоника                                                        Цезура

Речь художественная                                               Белый стих

Славянизмы                                                              Безрифменный стих

Архаизмы                                                                             Холостой стих

Историзмы                                                                Дольник

Варваризмы                                                              Тактовик

Арго                                                                          Акцентный стих
Профессионализмы                                                 Верлибр

Неологизмы                                                              Род литературный

Троп                                                                           Жанр

Эпитет                                                                       Очерк

Метафора                                                                  Повесть

Сравнение                                                                Рассказ

Аллегория                                                            Новелла

Олицетворение                                                        Сказка

Метонимия                                                               Роман

Синекдоха                                                                Эпопея

Гипербола                                                                 Трагедия

Литота                                                                       Комедия

Перифраз                                                                  Драма

Символ                                                                      Трагикомедия

Ирония                                                                      Моралите

Синтаксис поэтической речи                                 Мистерия

Параллелизм                                                             Фарс

Инверсия                                                                  Миракль

Анастрофа                                                                Соти

Анаколуф                                                                             Мелодрама

Амплификация                                                        Водевиль

Плеоназм                                                                  Дифирамбы

Эллипсис                                                                  Песни

Многосоюзие                                                           Гимны

Бессоюзие                                                                 Элегии

Градация                                                                   Ямбы

Антиклимакс                                                            Сатиры

Эвфония                                                                    Причитания

Какофония                                                                Альбы

Ассонанс                                                                   Плачи

Аллитерация                                                            Тенсоны

Аналепсис                                                                Баллады

Анафора                                                                    Пастореллы

Эпифора                                                                    Сирвенты

Метод художественный                                                      Канцоны

Стиль                                                                         Мадригалы

Направление                                                            Сонеты

Течение                                                                     Триолеты

Школа                                                                       Послания

Группировка                                                            Литературоведение

Историко-литературный процесс                          Теория литературы

Литературная критика                                            Поэтика

История литературы                                                Правда художественная

Историография                                                        Условность

Библиография

Текстология

 

Проверить: ода, эпиграмма, поэма, басня, былина, дума, стихопроза, свободный стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, риторические вопросы (восклицания, обращения), худ. тест, худ мир, худ. произведение, ретроспекция, типическое, герой. Повествование, описание, сказ, идейный мир, синкретизм.

 

Комментарии к отдельным темам

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

        Категории С. и Ф. – общефилософские категории. С формальной точки зрения, содержание – это сущность явлений, форма - выражение сущности во вне. Особое, определяющее значение проблема содержания и формы приобретает в искусстве.

В искусстве всякое содержание оформлено, и всякая форма содержательна. Меняется художественное содержание, меняется и художественная форма. И наоборот. При изменении формы меняется содержание.

Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, - это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что содержание – это то, что сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.

 

СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

       Существенной гранью построения художественного мира произведения является соотнесенность и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Соотнесенность носителей речи и их сознаний составляет субъектную организацию произведения. Дословно определение субъектной организации произведения, данное Корманом, звучит так: «Субъектная организация есть соотнесенность всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектами речи – теми, кому приписан текст (формально-субъектная организация), и субъектами сознания – теми, чье сознание выражено в тексте (содержательно-субъектная организация)» (Корман Б.О. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. Лит.и яз. -1977. -№6.-С.508.)

Функции субъектной организации: создание стилевого, эмоционально-выразительного единства произведения; конструктивная функция, "миромоделирующая».

Разные виды и подвиды субъектной организации (повествование от имени безличного автора-повествователя, личного рассказчика или лирического героя, их многообразные переплетения) – это кругозоры, которыми определяется и мотивируется горизонт художественного мира произведения, все его пространственные и временные масштабы, все перемещения, интеллектуальный и эмоциональный простор.

       В художественном тексте выделяют  субъект речи и субъект сознания. Субъектсознания –тот, чье сознание выражено;субъект речитот, кто говорит, т.е. обладаетопределенной речевойманерой.Субъект речи и субъект сознания могут совпадать и могут не совпадать. Часто субъект сознания можно выделить только при анализе произведения («Душечка» Чехова).

       В лирике, как правило, субъект речи и субъект сознания совпадают. Лирический герой – субъект речи, его же сознание и выражено. Так в стихотворении Осипа Мандельштама в одной речевой манере выражено трагическое сознание лирического героя

Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее не приемлю,

Но люблю мою бедную землю

От того, что иной не видал.

 

В драме, так же как и в лирике, чаще всего субъекты речи и субъекты сознания совпадают.  

В эпосе, наиболее сложном по организации тексте, запечатлеваются не только различные манеры говорения, но и сказывающиеся в них типы сознания. В таких произведениях отчетливо выделяются речи героев и повествование.

       В современном литературоведении нет четкого определения понятия «повествование». Вся совокупность высказываний, имеющих изобразительные задачи, стала называться «повествованием», а «описание» и «рассуждение» (характеристика) превратились в его составные элементы

       В широком смысле повествование– совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и адресатом всего произведения как единого художественного высказывания (читателем).

Типы повествования. Н.Л. Лейдерман выделяет два типа повествования: личное и безличное. Личное повествование представлено двумя формами: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя рассказчика. Безличное – от лица повествователя и наиболее сложная форма безличного повествования – романное повествование.

       А.Б. Есин говорит о нескольких формах повествования. Он выделяет две основные повествовательные формы – повествование от первого лица и повествование от третьего лица.

       Повествование от первого лица характеризуется следующими моментами: 1. Усиливает иллюзию достоверности рассказываемого; 2. Часто акцентирует внимание на образе повествователя; 3. Автор почти всегда «спрятан», его нетождественность повествователю выступает наиболее явно.

       Повествование от третьего лица – нейтральная форма, характеризуется большей свободой в ведении рассказа.

       Особая форма повествования - несобственно-прямая речь. «Это повествование от лица нейтрального, как правило, повествователя, но выдержанное полностью или отчасти в речевой манере героя, не являясь в то же время его прямой речью».

       Существует два типа повествующих субъектов: повествователь и рассказчик. И, следовательно, в литературоведении стоит проблема различения повествователя и рассказчика.

       Есин, Хализев, Лейдерман разделяют персонифицированных и неперсонифицированных повествователей. Для неперсонифицированного повествователя характерно дистанцированное изображение событий безличным субъектом, именуемым часто в третьем лице. «Персонифицированных повествователей, высказывающихся от своего собственного, «первого» лица, естественно назвать рассказчиками», - считает Хализев. Персонифицированный повествователь (или рассказчик) имеет все атрибуты литературного персонажа: имя, внешность, так или иначе, участвует в действии. Например, Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Печорин в последних трех повестях «Героя нашего времени».

       Б.О.Корман характеризует повествователя как «носителя речи, не выявленного, не названного, растворенного в тексте», а рассказчика как «носителя речи, открыто организующего своей личностью весь текст» (Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения». – М., 1972., с.33-34). По этой классификации один и тот же тип субъекта может сочетаться с разными грамматическими формами организации высказывания (от 1 или3 лица). Например, субъект «сказа» должен классифицироваться как рассказчик, независимо от того ведется ли рассказ от 1-го или 3-го лица. Так сказ Лескова «Левша» имеет форму повествования от третьего лица.

С точки зрения Кормана, повествователь – это субъект повествования, никак не отождествляющийся с автором. Это речевая маска. Повествователь – это такой же художественный образ, как и другие персонажи. Возможности повествователя определены автором, т.е. границами всего художественного целого, включающего в себя изображенное «событие самого рассказывания».

       Рассказчик – субъект изображения, достаточно «объективированный» и связанный с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой он и изображает других персонажей.

       Образ рассказчика – как характер или, по выражению М.М.Бахтина, как «языковое лицо» – обязательный отличительный признак этого типа изображающего субъекта.

Повествователь по своему кругозору близок автору-творцу. Рассказчик – персонажам. Повествователь – носитель более нейтральной речевой манеры, общепринятых языковых и стилистических норм, чем рассказчик.

                    

                       

 

        Сюжет и фабула художественного произведения

 

Основа всякого художественного произведения – действительность, следовательно, и основа сюжета – действительность, все в произведении с ней соотносится и черпается из нее. В основе любого сюжета лежат конкретные жизненные наблюдения.

Но факт, имеющий место в действительности, преобразуется в художественном мышлении и трансформируется в сюжет художественного произведения.

Ситуация, являющаяся опорой сюжета, является ядром сюжета, но существует большая разница между сюжетным ядром и сюжетом в целом .

В литературоведении до сегодняшнего дня не существует единого определения данного термина.

Н.Л. Лейдерман определяет сюжет как художественную форму, предназначенную для создания пространственно-временных образов, способных запечатлетьтечение событий.

А.Б. Есин: Сюжетсистема событий и действий, заключенных в произведении, его событийная цепь, и именно в той последовательности, в которой она дана в произведении.

В школе часто под сюжетом понимают совокупность событий, воссоздаваемых в произведении. Такая точка зрения в литературоведении восходит к компаративистам, работе А.Н.Веселовского «Поэтика сюжетов».

Существуют и иные, достаточно распространенные определения сюжета. Так Ревякинопределяет сюжет следующим образом: «Сюжет – это совокупность событий, раскрывающих характер, а композиция – их построение». Тимофеев понимает сюжет как часть композиции, а Абрамович уравнивает сюжет и композицию. А.М.Горький: «Сюжет – это связи, противоречия, симпатии и антипатии и, вообще, взаимоотношения людей, история их роста и организации того или иного характера».

 

В литературоведении различают два понятия: сюжет и фабула.

Что же в современном литературоведении понимается под фабулой? Томашевский писал так: «Совокупность событий в их взаимной внутренней связи…назовем фабулой. Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом».

Существует 4 концепции соотношения сюжета и фабулы.

  1. Сюжет – целостная система событий во всей их полноте, фабула – сюжетная схема.
  2. Фабула – целостная система событий, а сюжет – ее схема.
  3. Сюжет – художественно целесообразная система событий, а фабула – выпрямленный сюжет.
  4. Негативная точка зрения: понятие фабулы избыточно.

С нашей точки зрения, сюжет – это художественно-целесообразная система событий, а фабула – выпрямленный сюжет. Такое соотношение хорошо подтверждается примером детективов, романами Чернышевского «Что делать?», Лермонтова «Герой нашего времени», рассказом Ив. Бунина «Легкое дыхание» «Фабулы в различных произведениях могут быть схожи между собой, сюжет всегда неповторимо индивидуален», - верно замечает Есин. Почему? Потому что в сюжете организующую роль играет точка зрения автора, именно точкой зрения автора (или носителя авторской точки зрения: рассказчика, героя) мотивируется отбор и группировка деталей в сюжете. «А именно в детализации сюжет приобретает всю свою жизненную одушевленность и социально-историческую характерность, красочность и пластичность собственной, пространственно-временной картины мира».

     

Сюжет - средство организации и открытия художественных образов, а значит, темы и идеи. Он отражает жизненные явления, находящиеся в конфликте. Как это происходит? В развитии сюжета происходит эволюция характера героя или проявляются черты его натуры. Раз характер выявляется в развитии сюжета, следовательно, сюжет должен двигаться, изменяться, развиваться, т.е. быть динамичным (на уровне формы). В основе же всякого развития лежит противоречие. Таким противоречием (художественно значимым), двигающим сюжет, становится конфликт.

Конфликт – это столкновение, противоположность, противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия.

Конфликт на концептуальном уровне в литературоведении принято называть «коллизией» (термин Гегеля). Коллизия отражает жизненные явления, находящиеся в конфликте, и воплощается в противоборстве персонажей и в движении сюжета. Хотя может проявляться и не сюжетно, а композиционно – противопоставлением образов (так называемые внесюжетные способы реализации конфликта). Эстетически значимым, художественным конфликт становится на уровне формы.

Выделяют несколько видов конфликта:

1) конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей;

2) противостояние героя и уклада жизни, общества, среды;

3) между характером и обстоятельствами;

4)конфликт внутренний, психологический.

Чаще всего в произведении соединяются несколько типов конфликта.

Конфликт с точки зрения возможности его разрешения может быть

· локальным

· и субстанциальным

ЛОКАЛЬНЫЙ –содержит принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий.

СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ –конфликт неразрешимый в данный период времени.

Вне зависимости от того, какой конфликт – разрешимый или неразрешимый, конфликт развивается, определяет дальнейшее действие, и его развитие составляет сюжетную линию в произведении. На разных конфликтах строятся разные сюжеты.

Законченность в сюжете тоже связана с развитием конфликта и его решением. Если конфликт исчерпан, завершен, то и сюжет отличается законченностью и целостностью.

 

Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов.

К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку.

К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.

       Сюжеты (данное деление дается А.Б.Есиным, см. С.147-148 пособия «Принципы и приемы анализа литературного произведения») существуют двух типов: динамические (с локальным конфликтом) и адинамические (с субстанциальным конфликтом).

       Первый представляет собою напряженное, стремительно развивающееся действие, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку. («Повести Белкина», «Игрок»)

       Второй – развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события не содержат особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко или отсутствуют, развязка либо формальная, либо отсутствует. Центр тяжести перемещается на внесюжетные элементы.

Организуются сюжеты по-разному.

Концентрический сюжет – на первый план выдвигается одно событие (одна событийная ситуация). Характерен для малых эпических форм, драматических жанров, литературы античности и классицизма. («Телеграмма» К.Паустовского, «Записки охотника» И.Тургенева)

Хроникальный сюжет -   события не имеют между собой причинно-

следственных связей и соотнесены с друг другом лишь во времени («Дон Кихот» Сервантеса, «Одиссея» Гомера, Дон-Жуан» Байрона).

           

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...