Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методические материалы




Министерство образования и науки

Российской федерации

Курганский государственный университет

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 Методические рекомендации по изучению курса для студентов филологического факультета

специальности «Журналистика»

Курган 2006

Кафедра: «Русская и зарубежная литература»

Дисциплина: «Основы теории литературы»

Составила: кандидат педагогических наук, доцент Катайцева Н.А.

 

Утверждены на заседании кафедры         

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

 

 

Данные методические рекомендации предназначены для студентов первого курса очной и заочной форм обучения филологического факультета специальности «Журналистика»

Пояснительная записка

Курс «Основы теории литературы» является вводным для студента-журналиста и играет основополагающую роль во всем цикле литературоведческих дисциплин. При изучении курса решаются следующие задачи: знакомство с литературоведением, его структурой; освоение системы понятий и категориального аппарата литературоведения, научных подходов к художественному произведению и литературному процессу в целом. 

Студенты должны получить представление о природе и сущности литературы как вида искусства, о художественном произведении как целостной системе; изучить основные законы литературного творчества; закономерности развития и функционирования литературы.

Целью курса является формирование системы литературоведческих знаний и овладение навыками анализа художественного произведения для научной, журналистской, редакторской и критической деятельности будущего специалиста.

Курс читается в первом семестре, на его изучение отводится 36 часов аудиторных занятий: 18 ч. лекций и 18 ч. практических. Итоговая форма контроля – экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Основы теории литературы»

           

    Название темы Всего Лекции Практич.
1. Литературоведение как наука 1   1  
2.   Искусство как форма общественного сознания. Содержание и форма в искусстве 1   1        
3. Литература как вид искусства 1   1        
4. Художественный образ 3   1    2
5. Литературное произведение как идейно-художественное целое   1     1  
6. Концептуальный уровень художественного произведения   5     1         4
7. Уровень организации произведения как художественного целого   3     1      2
8. Художественный мир произведения 4   2    2
9. Уровень «внутренней формы» художественного произведения   6         2      4
10. Уровень «внешней формы» художественного произведения   6        4      2
11. Роды литературы. Жанрово-видовое деление литературы 3   1    2
12. Основные художественные категории 1   1        
13. Историко-литературный процесс 1       1  
            ИТОГО: 36 18    18

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1. Литература и действительность

ТЕМА 1. Литературоведение как наука

       Литературоведение – наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества. Предмет литературоведения. Состав и структура литературоведения. Основные литературоведческие дисциплины: теория литературы, история литературы, литературная критика. Отличие литературоведения и литературной критики. Вспомогательные дисциплины: палеография, текстология, библиография, источниковедение.

       Три учения, лежащие в основе литературоведческой науки: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении, учение о литературном процессе.

Связь литературоведения с другими науками: эстетикой, философией, лингвистикой, психологией, историей, кибернетикой и т.д.

ТЕМА 2. Искусство как форма общественного сознания. Содержание и форма в искусстве

       Представления об эстетическом как о ценностном, об эстетическом отношении и способах его существования: эстетическом сознании, чувстве, вкусе, идеале. Эстетическое и художественное сознание.

       Искусство – как вид духовного освоения действительности общественным человеком. Содержание, предмет и основные формы отражения в искусстве. Стороны и функции искусства.

       Характеристика творческого процесса. Взаимосвязь действительности художника и читателя. Понятие катарсиса.

Содержание и форма как общефилософские категории. Первостепенное значение содержания и формы в искусстве.

       Понятие «содержательности формы». Генетическое объяснение «содержательности формы». Активность художественной формы. Внутренняя и внешняя форма художественного произведения. Первичность содержания. Материал и форма.

Единство содержания и формы как центральная эстетическая проблема. Гармония содержания и формы как главный критерий художественности.

 

 

ТЕМА 3. Литература как вид искусства

       Дифференциация видов искусства: по материалу, по способу существования, по характеру восприятия. Место литературы в ряду других видов искусства.

       Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, критическая, литературоведческая, читательская) и проблема границы между обоснованным и произвольным его истолкованием.

       Литература – искусство слова. Содержательные возможности слова. Универсальный характер литературы.

       Особенности словесного искусства.

ТЕМА 4. Художественный образ

       Образная природа искусства. Теория отражения и образность. Термин «образ».

Образный характер мысли и чувства в литературном творчестве. Особенности образа в искусстве слова. Внутренняя структура образа, представляющая собой единство диалектически противоположных свойств: познания и оценки, объективного и субъективного, рационального и эмоционального, изображения и выражения, реального и вымышленного, жизнеподобия и условности, конкретности и обобщенности.

Ассоциативные связи как основной механизм образования словесного образа. Виды словесных образов.

           

       Раздел 2. Литературное произведение как художественное целое

ТЕМА 5. Литературное произведение как идейно-художественное целое

       Понятие литературного произведения. Художественное произведение как целостная многоуровневая система. Основные подсистемы и элементы. Различные точки зрения на состав художественного произведения.

ТЕМА 6. Концептуальный уровень художественного произведения

       Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Объективность темы художественного произведения. Авторская активность в выборе темы. Признаки конкретно-исторических и «вечных» тем, их взаимосвязь. Различие между объектной, типологической и конкретно-художественной темами. Главные и побочные темы.

       Проблема и проблематика художественного произведения. Выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие.

       Идейный мир. Составляющие идейного мира: идея, авторская оценка, авторский идеал, пафос. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи. Идеи авторские и объективные, их сопряжение.

       Понятие пафоса. Эмоционально-идейная сущность художественного произведения. Значение субъективного начала в формировании пафоса. Виды пафоса. Художественная тенденция и тенденциозность.

ТЕМА 7. Уровень организации произведения как художественного целого

       Сюжет - динамическая сторона художественного произведения, форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Сюжет как художественно целесообразная система событий, изображенных автором. Сюжет и фабула. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, перипетия, кульминация, развязка. Факультативные элементы сюжета: пролог, эпилог. Внесюжетные элементы. Сюжет и действительность. Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы.        

Конфликт. Противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Типология конфликтов. Локальный и субстанциональный конфликт с точки зрения его разрешения.

 

       Композиция как построение, организация литературного произведения, художественно целесообразное расположение его частей и элементов. Композиционное единство произведения. Композиция сюжета, сцен, эпизодов; основные композиционные приемы. Композиция образного строя. Архитектоника – внешняя композиция. Композиция речевая, синтаксическая, звуковая. Зависимость композиции от объекта изображения и субъекта выражения, или от реальных закономерностей изображаемой действительности, художественного метода и стиля, идейно-эстетического замысла, жанровой специфики произведения.

ТЕМА 8.Художественный мир произведения

       Художественный мир произведения, его эстетическая конкретность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплановость, символичность.

       Составляющие художественного мира: воспроизведенные события, персонажи, пейзаж, интерьер. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или условность, сконструированность (фантастика, гипербола, гротеск).

       Персонаж, действующее лицо, характер, тип. Внешний и внутренний облик персонажа. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Формы выражения внутреннего мира персонажа. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоциональная сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности.

ТЕМА 9. Уровень «внутренней формы»

       Пространственно-временная организация художественного мира. Символика традиционных пространственно-временных координат. Взаимосвязь художественного пространства и времени – хронотоп (М.М.Бахтин). Функции и виды хронотопов.

Субъектная организация художественного мира. Различие субъекта речи и субъекта сознания. Личное и безличное повествование. Типы личного повествования. «Романное повествование» как одна из самых сложных форм субъектной организации.

Проблема автора. Формы выражения автора в произведении.

ТЕМА 10. Уровень «внешней формы» художественного произведения

       Художественная речь, ее отличие от разговорной речи. Различие языка и речи. Основные особенности художественной речи: образность, экспрессивность, иносказательность, ритмичность. Диалогическая и монологическая речь. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Тропы, их классификация и цели использования в литературе. Поэтический синтаксис, его основные приемы и функции. Звуковая организация художественной речи.

       Стих и проза. Показатели стиха. Функция рифмы. Понятие ритма. Метр и размеры. Строфическая организация стиха. Системы стихосложения: метрическая, песенно-тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая. Свободный стих в русской поэзии.

ТЕМА 11. Роды литературы. Жанрово-видовое деление литературы

       Типология литературных произведений. Общие содержательно-формальные качества как основной принцип деления литературы на роды. Платон, Аристотель, Гегель, В.Белинский о различии между литературными родами. Современная точка зрения на литературный род.

       Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутренней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Основные эпические ценности. Эпический конфликт. Эпическая поэтика.

       Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, словесно-предметной изобразительности). Основные лирические ценности. Носители лирического переживания. Поэтический мир.

       Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение действий людей (посредством диалогов и монологов), вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели. Понятие действия. Поэтика драмы.

       Межродовые и внеродовые формы: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения, очерк, литература «потока сознания», эссеистика.

       Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров. Трудности классификации жанров.

       Виды и жанры эпоса. Большие, средние и малые эпические формы.

       Виды и жанры драмы; их историческая эволюция. Народный театр и его формы. Античная драма: трагедия и комедия. Драма как вид драматургического рода промежуточного свойства. Широкий диапазон жанровых форм драмы.

       Жанрово-видовое деление лирики. Эволюция жанров.

Пародия, ее сущность и роль в литературе.

 

       Раздел 3. Литературный процесс

ТЕМА 12. Основные художественные категории

       Категории, характеризующие наиболее общие принципы художественного творчества – метод, стиль, жанр. Их универсальный характер.

       Творческий метод как система основных принципов художественного освоения действительности. Принцип творческого претворения. Принцип эстетической оценки. Принцип художественного обобщения.

       Жанр как тип устойчивой структуры произведения, организующей все его элементы в целостную образную реальность, являющуюся носителем определенной эстетической концепции действительности. Жанровое содержание и жанровая форма. Мотивировки жанрового восприятия.

       Стиль как система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный, эстетический облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл. Стилеобразующие факторы. Носители стиля. Категории стиля.

ТЕМА 13. Историко-литературный процесс

       Закономерное развитие литературы в ее исторической обусловленности. Проблема периодизации литературного процесса. Национальное своеобразие литературы. Литературные традиции и новаторство. Культурная и литературная традиция. Понятие о художественном прогрессе.

       Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Деление литературного процесса на классическую (высокую) литературу, беллетристику, паралитературу.

       Художественные направления как составляющие литературного процесса. Барокко, ренессанс, Просвещение, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, социалистический реализм, модернизм, постмодернизм.

       Течение как подразделение литературного направления.

       Группировки и школы (общности). Место школы в литературном процессе.

                                  

Учебно-методические материалы

По курсу «Теория литературы»

 

Учебники и учебные пособия

1. Введение в литературоведение /Под ред. Г.Н.Поспелова. – М.: Высш.шк., 1976; 1983, 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. – М.:Высш.шк.,1999.

3. Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

4. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учебн. пособие. – М.: Высш.шк., 1985.

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебн.пособие. –М.: Флинта, Наука, 1998.

6. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, 1991.

7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1971,1976.

8. Введение в литературоведение. Хрестоматия. /Под ред. П.А.Николаева. – М.:Высш.шк.,1988, 1998.

9. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е.Ляпина. – М.: Флинта, Наука, 1998.

10. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебн.пособие. – М., 2001.

 

Справочные издания

1. Словарь литературоведческих терминов /Сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1974.

2. Краткий словарь литературоведческих терминов /Сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1985.

3. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. –Т.1-1Х.

4. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В.М.Кожевникова и П.А. Николаева. - М.,1987.

5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.,1996.

 

Научная литература

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

2. Асмус В.Г. В защиту вымысла. Чтение как труд и творчество //Вопросы теории и истории эстетики. – М.,1968. – С.11-36, 55-68.

3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Автор и герой в эстетической деятельности. Эпос и роман. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках //Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ.лит., 1986.

4. Белинский В.Г. Идея искусства. – Т.3. Общее значение слова литература. – Т.6. Разделение поэзии на роды и виды. – Т.3.//Собр.соч. в 9 т. – М., 1978.

5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.-С.42-58.

6. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1963.

7. Волков Ф.И. Литература как вид художественного творчества. – М.: Просвещение, 1985.

8. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М.:МГУ, 1976.

9. Гегель Г.Ф. Эстетика: в 4 т. – М.,1968.

10. Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.

11. Дидро Д. Подражание. Избранные произведения. – М.-Л., Гослитиздат, 1951.

12. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. – Л., Сов.пис., 1958.

13. Дремов А.Н. Специфика художественной литературы. – М.: Просвещение, 1964.

14. Жирмунский В.М. Литературное течение как явление международное // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л.,1979. –С.137-157.

15. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

16. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.,1974.

17. Лессинг. Лаокоон. Избранные произведения. – М.-Л., Гослитиздат, 1953.

18. Литературный процесс /Под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1981.

19. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУ11 вв. Эпохи и стили. – Л., 1973.-Гл.5.

20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

21. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.,1972.

22. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М.:Просвещение, 1978.

23. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. – М., 1987.

24. Принципы анализа литературного произведения. – М., 1981.

25. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. – М.:Флинта, Наука, 1998.

26. Соколов А.Н. Теория стиля. – М., 1968. – С.11-75, 87-101.

27. Творческие методы и литературные направления /Под ред. П.А.Николаева, И.Ф.Волкова, С.В.Калачевой. – М.,1987.

28. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. – Л., 1925, 1931.

29. Тураев С.В. От просвещения к романтизму. – М.:Наука, 1983.

30. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. – Красноярск, 1987.

31. Успенский В.А. Поэтика композиции. – М., 1970.

32. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М., 1978.

33. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

34. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М.:Х.л., 1996.

35. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.,1977.

36. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971.

37. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. Возвышенное и комическое. //Избр. философ.соч. –М., 1950.-Т.1.

38. Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.,1988.

39. Шкловский В.Б. Книга о сюжете. – М., 1981.

                       

                              ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ЗАНЯТИЕ №1. Искусство как особая форма общественного сознания

 

1. Специфика искусства. Предмет, содержание, роль в жизни человека и общества.

  1. Концепции сущности искусства.
  2. Виды искусства; их отличие и сходства.
  3. Место литературы в ряду искусств.
  4. Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества.
  5. Художественный образ в различных видах искусства.
  6. Основные качества художественного образа. Показать на примерах

 

Задание

  1. Выявить и записать в виде таблицы общие и отличительные черты искусства и науки.
  2. Привести примеры создания художественных образов в киноискусстве, живописи, музыке, литературе.
  3. Выписать из словарей определение понятий искусство, художественный образ.

4. На примере стихотворения Л.Мартынова «Бывают такие периоды» рассмотреть виды художественных образов (письменно). Как они создают единый образ-переживание?

 

Литература

  1. Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – Гл. Художественная литература как вид искусства. – С.6-38. или Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985. –С.7-120.
  2. Маймин Е. Искусство мыслит образами. – М.,1976.
  3. Аристотель. Об искусстве поэзии. (В любом издании). – пар.1, 9.
  4. Лессинг Г.Э.Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957. –Гл. XVIII.
  5. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства и действительности. (Выводы). (В любом издании).
  6. Паустовский К. Золотая роза //Паустовский К. Собр. соч. в 8 т. – М., Худ. лит., 1967. –287-527.
  7. Прокопьева Н.И. Стихотворение Л.Мартынова «Бывают такие периоды» // Целостный анализ литературного произведения. – Свердловск, 1989. – С.87-92.
  8. Эпштейн М. Образ художественный // ЛЭС. – М., 1987. – С.252-257.

 

 Дополнительная литература

  1. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Вып.1. – М., 1962.
  2. Пустовойт П.Г. От слова к образу. – Киев, 1974. –С.31-38, 90-164.
  3. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М., 1982. – С.10-105.
  4. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. – Гл. 8-12

 

ЗАНЯТИЕ №2. Тематика, проблематика и идейный мир художественного произведения

 

1. Тема как литературоведческая категория.

2. Классификация тем. Сопряжение конкретно-исторических и вечных тем.

3. Проблема и проблематика художественного произведения. Соотношение тематики и проблематики.

4. Идейный мир произведения, его функции в произведении.

5. Художественная идея и способы ее художественного выражения.

6. Пафос. Типологические разновидности пафоса.

Задание

1.Выписать из словарей определение понятий тема, проблема, идея, пафос художественного произведения.

2. На каждый известный вам вид темы подобрать по2-3 примера.

3.Определить тематику и проблематику рассказа Ю. Казакова «Осень в дубовых лесах».

4.Описать систему авторских оценок в рассказах А.П.Чехова (по выбору).

5.Сформулировать авторский идеал и указать форму его воплощения в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»

 

Литература

1.Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. -С.114, 271, 437.

2. Учебники по курсу: Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. –М.,

             1979. -С.29, 139-140, 181, 251, 289, 294, 311, 373, 397, 409.

              Введение в литературоведение /Поспелова Г.Н. –М., 1988. –С.88-107.

Введение в литературоведение. Литературное произведение:      основные понятия и термины/Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2000.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998. –С.25-75.

 

Дополнительная литература

 

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике //Гегель Г.В.Ф. Эстетка: В 4 т. – М., 1971. – Т.1.

2. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. (Из истории проблемы). – М., 1977.

3.Палкин М.А. Вопросы теории литературы: Пособие для поступающих в вузы.- Минск, 1979.

4.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе/ Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.-С.121-291. п.1 «Греческий роман», п.2 «Апулей и Петроний».- С.123 - 166.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...