Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания студентам по подготовке к занятию.




Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Протокол №___от «__»_________010г. Заведующий кафедрой, д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В. «_____»_______________2010 г.

 

 

Для студентов 2-го курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

гистология, эмбриология и цитология

На тему «Основы эмбриологии, особенности эмбриогенеза человека 1-3 занятия»

 

Составил:

Профессор Потапов А. В.

Томск 2010


Учебные цели занятия.

На занятии необходимо изучить ранние стадии эмбриогенеза, формирование зародышевых листков и тканевых зачатков, внезародышевых органов. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии знать строение мужских и женских половых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образования бластулы, механизмы гаструляции, строение внезародышевых органов, плаценты человека. Студенты должныуметь применятьполученные знания для решения ситуационных задач, микроскопировании и зарисовке гистологических препаратов, чтении электронограмм и компьютерном тестировании. Студенты должны иметь опыт в процессе микроскопирования определять препарат, его окраску и отдельные структуры с последующей зарисовкой микроскопируемых объектов в альбом.


Учебные вопросы.

К 1-му занятию:

1.Мужские и женские половые клетки, типы яйцеклеток.

2. Оплодотворение.

3. Дробление, его способы. Образование и типы бластул.

4. Гаструляция, её способы.

5. Дифференцировка зародышевых листков, нейруляция, формирование осевого комплекса эмбриональных зачатков и мезенхимы, их производные.

Ко 2-му занятию:

1.Формирование, строение и функции желточного мешка, амниона, аллантоиса, хориона и плаценты.

2. Анатомическая, гистологическая и функциональная классификации плацент.

К 3-му занятию:

1.Особенности ранних стадий эмбриогенеза человека по сравнению с другими млекопитающими

2.Особенности строения и функции плаценты человека.

Учебно-материальное обеспечение:

Литература

Основная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С.Л.Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И.Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю.А.Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 

2. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, А.И. Щепетильникова.- Томск: СГМУ, 1999.- 70 с.

3. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с.

4. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 

6. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

Электронные учебные пособия.

1.Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - М.ЗАО «ДИаморф».

2.Гистология человека в мультимедиа / Р. К. Данилов и соавт. - СПБ, ВмедА.

3.Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/ А.В. Павлов. - ЯГМА.

4.Тестовые задания по курсу -гистологии, цитологии и эмбриологии / М.: ММА им. И. М. Сеченова. - 2003.

5.Световая микроскопия. Атлас-справочник / М. Я. Корн. - ЗАО «Диаморф» .

6.Гистология внутренних органов человека с элементами патологии / А. А. Должиков. - БелГУ, 2005

7.Должиков А. А. Гистология на CD и в Intemet - Белгород, БелГУ, 2006.

2.Материальное обеспечение:

1. Микропрепараты:

1.1  Сперматозоиды. Мазок эякулята. Окраска железным гематоксилином.

1.2  Дробление зиготы лягушки, окраска пикрофуксином для ознакомления с полным неравномерным дроблением.

1.3  Бластула лягушки окраска пикрофуксином для ознакомления с общим планом структурной организации бластулы на примере амфибластулы.

1.4  Гаструла лягушки, окраска пикрофуксином для ознакомления со способами гаструляции - эпиболией и инвагинацией.

1.5 . Зародыш форели с желточным мешком, окраска гематоксилином и пикрофуксином для ознакомления с внезародышевым органом.

1.6 . Туловищная и амниотическая складки зародыша курицы, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с процессом формирования амниона и тела зародыша.

1.7 . Зародыш курицы на стадии образования нервной трубки, сомитов, хорды, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с осевым комплексом зачатков органов.

1.8 . Первичная полоска. Поперечный срез зародыша курицы. Окраска гематоксилином.

1.9 . Зародыш курицы на стадии 10 сомитов. Тотальный препарат. Окраска гематоксилином.

1.10  Плодная часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с особенностями ее структурной организации у человека.

1.11  Материнская часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с особенностями ее структурной организации у человека.

2. Электронные микрофотографии:

а. Сперматозоид (трансмиссионная электронограмма).

б. Яйцеклетка (сканирующая электронограмма).

3. Таблицы:

1. Типы яйцеклеток          (540)

2. Строение мужских половых клеток (541)

3. Строение яйцеклетки человека (543)

4. Преодоление сперматозоидом барьера   (544)

5. Типы гаструляции (545)

6. Схема развитие ланцетника  (546)

7. Гаструляция амфибии  (547)

8. Перемещение клеток при гаструляции. Образование первичной полоски (548)

9. Имплантация зародыша в эндометрии    (549)

10.  Типы бластул (550)

11.  Гаструла ланцетника (551)

12.  Ранняя стадия развития зародыша    (553)

13. Первая фаза гаструляции (554)

14. Гаструляция у млекопитающих (555)

15. Трехнедельный зародыш на стадии гаструляции (556)

16. Ранние этапы развития человека (557)

17. Эмбриогенез ( дробление, гаструляция, бластула) (558)

18. Развитие внезародышевых органов у птиц  (559)

19. Развитие внезародышевых органов у рыб  (560)

20. Развитие внезародышевых органов у млекопитающих (561)

21. Развитие внезародышевых органов человека (562)

22. Оболочки плода (563)

23. Период гаструляции у человека (564)

24. Дифференцировка эмбриобласта и трофобласта  (565)

25. Деламинация (текстовый) (567)

26. Схема дифференцировки зародышевых листков  (568)

27. Характеристика основных морфологических процессов в различные периоды внутриутробного развития человека (569)

28. Схема имплантации зародыша человека (570)

29. Эмбрион на 4-ой недели развития (571)

30. Эмбрион на 5-ой недели   (572)

31. Эмбрион на 7-8 недели     (573)

32. Критические периоды развития (текст) (574)

33. Периодика внутриутробного развития человека (текст) (575)

34. Гормональная функция плаценты (576)

35. Схема плацента (577)

36. Плацента плодная и материнская часть (578)

37. Барьерная функция плаценты             (579)

38. Видоизменения зародыша человека (1Б) (580)

39. Вторая фаза гаструляции (1Б)            (581)

40. Схема кровообращения плода (Б) (582)

4. технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.

Методические указания студентам по подготовке к занятию.

1. Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел Учебно-материальное обеспечение: литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

2. В первую очередь студентам следует изучить основные периоды эмбриогенеза хордовых. Затем подробно изучить следующие вопросы:

1.1 Мужские и женские половые клетки, типы яйцеклеток.

1.2  Оплодотворение, его биологическое значение, хронология процесса, экстракорпоральное оплодотворение у человека.

1.3  Дробление зиготы, его способы.

1.4  Образование бластулы, типы бластул, строение бластоцисты, её имплантация.

1.5  Гаструляция, способы гаструляции, ранняя и поздняя фазы гаструляции у человека.

1.6  Дифференцировка зародышевых листков, нейруляция, формирование осевого комплекса эмбриональных зачатков и мезенхимы, их производные.

1.7 Провизорные органы. Классификация и особенности провизорных тканей.

1.8  Формирование, строение и функции желточного мешка, амниона, аллантоиса, хориона и плаценты у животных и человека.

1.9  Анатомическая, гистологическая и функциональная классификации плацент.

1.10  Детская и материнская части плаценты, плацентарный барьер, его изменения в течение беременности. Критические периоды развития.

3. Самостоятельная работа на практическом занятии.

На 1-м занятии, посвященном рассмотрению основных этапов эмбриогенеза хордовых, необходимо изучить особенности развития и строения мужских и женских половых клеток, стадии процесса оплодотворения и образования зиготы и ее дробления. Обратить внимание на то, что тип дробления зависит от количества и распределение желтка в яйцеклетке, а образующаяся в результате дробления бластула от типа дробления. Необходимо иметь понятие о гаструляции, и ее механизмах. Изучить особенности процесса гаструляции у зародышей хордовых (ланцетник) и низших позвоночных (амфибия).

На 2-м занятии, посвященном рассмотрению внезародышевых органов, необходимо сформировать представление о зародышевых и внезародышевых энтодерме, мезодерме, эктодерме и мезенхиме и изучить основные направления их дифференцировки. Необходимо знать развитие, строение и функцию внезародышевых органов у рыб, птиц и млекопитающих.

На 3-м занятии, посвященном изучению эмбриогенеза человека изучить особенности развития и строения яйцеклеток млекопитающих и человека, морфологию процесса оплодотворения, дробления, образования бластоцисты, раннюю и позднюю стадии гаструляции человека. Особое внимание уделить особенности дифференцировки зародышевой и внезародышевой эктодермы, энтодермы, мезодермы у млекопитающих и человека. Изучить систему мать - плод: строение трофобласта, хориона, плаценты человека, развитие, строение и функцию амниона, желточного мешка и аллантоиса в эмбриогенезе человека. Необходимо знать классификацию плацент млекопитающих и особенности строения плаценты человека.

Контрольные вопросы 1-го занятия:

1. Предмет и задачи эмбриологии. Основные этапы эмбриогенеза.

2. Типы яйцевых клеток, их строение и причины различий.

3.Сперматозоид: строение, концентрация в сперме, подвижность, изменения в женских половых путях.

4.Оплодотворение, его биологическая сущность.

5.Типы дробления, виды бластул. Связь типа бластулы с характером дробления и типом яйцеклеток.

6. Способы гаструляции, ранняя и поздняя ее фазы.

7. Формирование осевого комплекса зачатков: нейруляция, дифференцировка зародышевых листков, мезенхима. Производные зародышевых листков.

Контрольные вопросы 2-го занятия:

1. Провизорные органы. Классификация и особенности провизорных тканей.

2. Формирование, строение и функции желточного мешка. Обособление тела зародыша туловищной складкой.

3. Формирование, строение и функции амниона и аллантоиса, особенности развития трофобласта, образование хориона и плаценты.

4. Типы плацент. Гистологическая, функциональная и анатомическая классификации.

Контрольные вопросы 3-го занятия:

1.  Яйцеклетка человека, трубный период ее развития.

2.  Оплодотворение, особенности дробления и образование бластоцисты.

3. Имплантация, ее сроки у человека, ранняя фаза гаструляции, развитие внезародышевых частей, формирование строение и функции трофобласта.

4.  Внезародышевая мезодерма.

5.  Способ образования амниона у человека и его функции.

6. Первичный и вторичный желточный мешок, его роль в эмбриогенезе у человека.

7. Аллантоис, его значение при развитии человека.

8. Хорион, источник его развития, первичные и вторичные ворсинки. функции хориона.

9. Строение плаценты человека,

10. Отличительные особенности ранних стадий Эмбриогенеза человека, критические периоды развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...