Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропогенные опасности и защита от них




 

2.4.1.Человеческий фактор в обеспечении безопасности системы «человек-машина».

     Роль психологического состояния человека в безопасности и создании опасных ситуаций, стимулирование безопасности деятельности оператора.

     Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение оператора технических систем, профессиональный отбор. Пути повышения уровня подготовки операторов.

Подготовка и повышение квалификации ИТР. Контроль за соблюдением нормативных требований по безопасности труда и нормативных воздействий производств на окружающую среду. Формы ответственности руководителя производства за соблюдение требований безопасности.

 

Управление безопасностью жизнедеятельности

2.5.1. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

 

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

Законодательство о труде. Подзаконные акты об охране труда. Нормативно-техническая документация. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила, инструкции по охране труда (СУ ОТ) на предприятиях агропромышленного комплекса. Интегральные показатели безопасности и условий труда, безопасности оборудования и технологических процессов. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда.

Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, сертификация и аттестация рабочих мест. Карты условий труда.

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Контроль выбросов промышленных предприятий, транспортных средств и предприятий АПК. Международное сотрудничество по охране окружающей среды.

 

 

Организация работы по охране труда в с/х

2.6.1. Особенности обеспечения безопасности на предприятиях с/х производства.

Травмирующие и вредные факторы, характерные для полеводства, овощеводства

, плодоводства, животноводческих комплексов, предприятий переработки с/х продукции и других предприятиях АПК. Системы и средства защиты, применяемые на предприятий АПК. Анализ и учет травматизма показателем.

 

 

Пожарная безопасность

 

2.7.1 Процесс горения и возникновения пожаров в с/х.

 

Показатели пожаро и взрывоопасности веществ и материалов. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий. Классификация пожаров. Классификация помещений по взрывопожарной опасности. Классификация зон по пожарной опасности.

 

2.7.2. Пожарная профилактика с/х объектов и тушение пожаров.

 

Пожарная безопасность при уборке хлебов. Пожарная техника для защиты с/х объектов. Противопожарное водоснабжение. Особенности тушения пожаров в мастерских и пунктах технического обслуживания сельхозтехники, животноводческих помещениях, в складах минеральных удобрений и на хлебных полях.

 

2.7.3. Система обеспечения пожарной безопасности.

 

Пожарная охрана и её составляющие. Государственный пожарный надзор РФ и его функции.

Обязанности руководителей по обеспечению пожарной безопасности объектов. Инструкции и инструктажи по пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Технические средства пожаротушения.

 

 

Безопасность и экологичность в специальных условиях. Безопасность проведения работ с повышенной опасностью

 

2.8.1. Нормативные требования для условий штатной и аварийной ситуаций.

 

Подготовка операторов и их работоспособность в этих ситуациях. Использование методов непрерывного контроля параметров технических систем и психофизического состояния операторов.

 

        

Оказание добрачебной помощи пострадавшим

 

Основы оказания доврачебной помощи пострадавшим в полевых условиях. Особенности проведения приемов оказания помощи при отравлениях, ранениях, вывихах, ушибах, при солнечном и тепловом ударе или при обморожении, при поражении электрическим током или молнией.

Требования первой помощи утопающим, при острых болях в области сердца и головного мозга.  Приёмы проведения массажа и искусственного дыхания.

 

 

Задания и методические указания по выполнению контрольной

Работы

3.1. Общие положения

После изучения и усвоения материала программы курса, приведенной в разделе 2 студент должен выполнить контрольную работу, состоящую из вопросов, одной задачи и практического задания. Вариант контрольной работы соответствует последней и предпоследней цифрам шифра студента (таблица 3.1)

Контрольная работа выполняется студентом в межсессионный период на ученической тетради объемом 12 листов, страницы которой должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента.

Работа должна быть выполнена чернилами чётко и разборчиво. Схемы и эскизы выполняются от руки, но аккуратно.

Контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором указывается название дисциплины, номер шифра студента, фамилия, имя и отчество (полностью) и адрес.

Ответы на вопросы следует излагать кратко своими словами по существу поставленного вопроса со ссылками на использованную литературу. Перед каждым ответом необходимо поставить номер вопроса и дать его текст.

При выполнении контрольной работы следует пользоваться требованиями ГОСТов ССБТ, СНиП, СН и других действующих нормативных правовых актов.

В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы.

Выполненная контрольная работа направляется в университет для проверки за 20 дней до начала экзаменационной  сессии. После рецензирования контрольная работа возвращается студенту для анализа замечаний по работе, а зачитывается после устного собеседования и хранится у студента до экзамена, в день экзамена сдается экзаменатору.

Практическое задание включает составление акта по форме Н-1 об одном из нечастных случаев, произошедших на предприятии, где работает студент. Акт заполняется на основании документа: «Положение об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Правительства РФ№ 676 от 16.09.2002 г  Постановлением Минтруда и социального развития РФ №73 от 24.10.2002 г.

 

 



3.12. Вопросы контрольной работы

 

1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности на производстве. Цель и задачи

2. Основные понятия и определения. Опасности и их классификация.

3. Аксиомы о потенциальном негативном воздействии их в системе ЧМС.

4. Критерии оценки негативного воздействия опасности.

5. Назовите основы оптимизации параметров среды обитания.

6. Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности.

7. Опишите основные формы деятельности человека.

8. Чем характеризуется физический и умственный труд?

9. Опишите методы оценки тяжести труда.

10. Какие параметры микроклимата производственных и непроизводственных помещений нормированы?

11. Опишите влияние отклонения параметров микроклимата от нормативных значений на человека.

12. Опишите требования к производственным помещениям и рабочим местам.

13. Опишите пути снижения монотонности труда.

14. Что понимают под режимом труда и отдыха?

15. Опишите особенности организации труда женщин. Перечислите виды работ в с/х где, рекомендуется женский труд.

16. Опишите особенности организации труда молодежи (подростков)

17. Разрешается ли привлекать лиц моложе 18 лет к сверхурочным или ночным работам?

18. Как достичь обеспечение комфортных условий жизнедеятельности?

19. Какие параметры характеризуют микроклимат в помещении?

20. Отопление. Назначение и виды.

21. Вентиляция. Назначение и виды. Основы расчета естественной вентиляции.

22. В чем заключается расчет искусственной вентиляции?

23. Что понимают под кратностью воздухообмена и от чего она зависит?

24. Что понимают под кондиционированием воздуха? 

25. Освещение. Классификация и требования, предъявляемые к системам освещения? Назовите источники света.

26. Опишите основы расчета естественного освещения.

27. Расчет искусственного освещения. В чем заключается метод светового потока?

28. В чем заключается расчет освещения методом удельной мощности?

29. В каких случаях используют точечный метод расчета освещения?

30. Каким образом контролируют освещенность на рабочих местах?

31. Опишите негативные факторы системы «человек-среда обитания». Дайте классификацию.

32. Что понимают под допустимым риском?

33. Назовите критерии безопасности.

34. Опишите причины формирования опасностей техносферы.

35.  Назовите виды техносферных зон и регионов.

36.   Назовите виды и источники негативных факторов производственной среды.

37. Что понимают под запыленностью воздуха?

38. Что понимают под вибрацией? Дайте классификацию. Назовите меры борьбы с вибрацией.

39. Что такое шум? Какими параметрами он характеризуется? Какие способы уменьшения знаете?

40. Какое влияние на человека оказывают электромагнитные поля?

41. Как влияют на человека ультразвук и инфразвук.

42. Опишите сущность воздействия на человека ионизирующих излучений и способы защиты.

43.   Назовите производственные яды и ядохимикаты и опишите их воздействии на человека и меры безопасности при работе с ними.

44. Опишите виды негативного воздействия отдельных объектов экономики на природную среду.

45. Поясните суть аксиомы об одновременном воздействиям техногенных опасностей на человека и среду обитания.

46. Каким образом бытовая среда связана с факторами производственной среды?

47. Назовите естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.

48.  Опишите характеристики анализаторов человека.

49. Что понимают под временем реакции человека на действия раздражителей?

50. В чем заключается принципы воздействия негативных факторов?

51. Дайте классификацию вредных веществ и опишите механизм влияния их на человека.

52. Что понимается по термином «Предельно допустимая концентрация» и каким образом её определяют?

53. Какое влияние оказывают вредные вещества на среду обитания?

54. Что означают понятия «виброскорость» и «виброускорение» ? 

55. Поясните понятие «пороговая величина звукового давления» и дайте величину.

56. Опишите профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука.

57. Опишите воздействие электрического тока на организм человека и животных.

58. Дайте классификацию помещений по электроопасности.

59.  Что понимают под термином «шаговое напряжение»?

60. Поясните принцип действия защитного заземления и требования к заземляющим устройствам.

61. Что такое «защитное зануление» и «защитное отключение»? Приведите схемы.

62.   Опишите устройства выравнивания потенциалов в животноводческом помещении.

63. В чем заключается расчет заземления?

64. Опишите порядок проверки заземления и какие приборы используются при этом?

65. Назовите требования, предъявляемые к состоянию изоляции электрооборудования. Как определяется качество изоляции?

66. Что такое «неотпускающий ток»?

67. Опишите меры безопасности при работе в теплицах.

68. Поясните действия статического электричества на организм человека и среду обитания. Опишите сущность борьбы со статическим электричеством.

69. Дайте описание молнезащитных устройств и основу их расчета.

70. Что понимают под опасной зоной? Как рассчитать границы опасной зоны?

71. Опишите требования, предъявляемые к помещениям котельных? Как размещается оборудование в них?

72. Перечислите причины взрывов паровых котлов.

73. Назовите опасные производственные факторы при эксплуатации электроводонагревателей и теплогенераторов.

74. В чем заключается опасность при работе сельхозмашин вблизи линий электропередачи?

Назовите минимальное допустимое расстояние от линии электропередачи до верхней точки комбайна.

75. Назовите крутизну склонов, на которых разрешается работать тракторам и комбайнам общего назначения.

76. В чем заключается экологическая экспертиза техники и технологических процессов?

77. Как рассчитывается величина предельно-допустимых сбросов (ПДС)?

78. Что представляет собой экологический паспорт предприятия

79. Опишите способы снижения массы и токсичности выбросов в биосферу и рабочую зону.

80. Опишите действия оградительных и блокирующих устройств.

81. В чем заключается смысл использования сигнализирующих устройств и предупредительных средств?

82. Опишите требования, предъявляемые к сосудам, работающим под давлением.

83. Опишите требования, предъявляемые к баллонам со сжатым газом и дайте сроки освидетельствования.

84. Перечислите условия допуска к работе с ядохимикатами и опишите меры безопасности.

85. Дайте классификацию экобиозащитной техники, используемой на предприятиях АПК.

86. Назовите устройства для улавливания, пылей токсичных газов и паров. Дайте принципиальную схему некоторых из них.

87. В чем заключается принцип обработки жидких отходов?

88. Дайте схему захоронения твердых отходов и опишите порядок уничтожения пестицидов, дезактивации тары?

89.  Опишите роль человеческого фактора в обеспечении безопасности системы «человек-машина».

90. Перечислите пути повышения уровня подготовки операторов.

91. Какие правила безопасности должны соблюдаться при перевозке людей, животных и опасных грузов? 

92. Опишите меры безопасности при производстве комбикормов.

93. Назовите основные опасные и вредные производственные факторы при обработке зерна на механизированных токах.

94. Какими санитарно-бытовыми помещениями должны оборудоваться полевые станы?

95. Опишите меры безопасности при силосовании кормов.

96. Опишите меры безопасности при скирдовании соломы с помощью тросовых волокуш.

97.  Опишите общие правила при работе с пестицидами в полеводстве

98. Дайте классификацию пестицидов по производственному назначению.

99. Дайте классификацию пестицидов по токсичности и стойкости, понятие о летальной дозе (ЛД).

100. Опишите меры безопасности при транспортировке пестицидов и минеральных удобрений.

101. Опишите меры безопасности при хранении и отпуске пестицидов и минеральных удобрений.

102. Приведите меры личной гигиены при работе с минеральными удобрениями и пестицидами.

103. Опишите меры безопасности при применении пестицидов в закрытом грунте.

104. Приведите меры безопасности при дезинфекции складов.

105. Приведите меры охраны труда при фумигации почвы.

106. Опишите меры безопасности при внесении в почву аммиачной воды и жидкого аммиака.

107. Приведите типы респираторов и примеры их использования.

108. Правила безопасности при опыливании или опрыскивании тракторными агрегатами.

109. Что представляют из себя противогазные и универсальные респираторы и когда они используются?

110. Опишите формы ответственности руководителя хозяйства за соблюдение требований охраны труда.

111. Назовите основные законодательные документы по охране труда.

112. Что представляет собой система ССБТ?

113. Что представляют собой интегральные показатели безопасности оборудования и технологического процесса?

114. В чем заключается планирование мероприятий по улучшению условий труда? Назовите источники финансирования их.

115. Опишите виды контроля условий труда.

116. Назовите основные травмирующие и вредные факторы в полеводстве и овощеводстве.

117. Назовите основные опасные и вредные факторы в плодоводстве и на предприятиях переработки сельхозпродукции.

118. Что понимают под травматизмом? Какие показатели характеризуют последствия травматизма? Какие методы изучения используются?

119. Какие документы оформляются при несчастном случае на производстве? Кто их составляет?

120. Кто возглавляет комиссию по расследованию группового нечастного случая на производстве и в какие сроки?

121. Перечислите виды инструктажей по безопасности труда и кто их проводит.

122. Что представляют собой правила и инструкции по безопасности труда? 

123. Назовите основные причины возникновения пожаров в сельском хозяйстве.

124. Опишите показатели пожаро и взрывоопасности веществ и материалов.

125. Дайте классификацию помещений по взрывопожарной опасности.

126. Назовите основные первичные средства тушения пожаров.

127. Какая пожарная техника используется для защиты сельскохозяйственных объектов? В чем смысл расчета пожарного водоснабжения?

128. В чем заключается особенность тушения пожара в складах минеральных удобрений?

129. Опишите требования пожарной безопасности при уборке зерновых культур и способы тушения пожаров на хлебных полях.

130. Опишите функции государственного пожарного надзора РФ.

131. Охарактеризуйте ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

132. Опишите меры безопасности труда при работах с повышенной опасностью. Что представляет собой наряд-допуск?

133. Что даёт метод непрерывного контроля параметров технических систем и психофизического состояния оператора?

134. Структура службы охраны труда в сельском хозяйстве.

135. Организация кабинетов по охране труда.

136. Права и обязанности инженера службы охраны труда предприятия.

137. Основные приемы оказания первой помощи при несчастном случае, связанном с ранением или ушибом.

138. Оказание первой помощи при тепловым ударе или обморожении.

139. Опишите особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

140. В чем заключается первая помощь при отравлении пестицидами?

141. Особенности оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

142. Приёмы оказания первой помощи при попадании брызг аммиачной селитры в глаза. Содержание аптечки при работе с аммиачной селитрой или жидким аммиаком.

143. Опишите последовательность оказания первой помощи утопающим.

144. Как проводится наружный массаж сердца?

145. Опишите последовательность проведения непрямого массажа сердца.

146. В чем заключается первая помощь при сотрясении головного мозга. 

                    

3.13. Задачи контрольной работы

 

№147

Определить потребное количество теплоты для создания нормальной температуры внутри одноэтажного жилого дома площадью (6х 12)м2 и высотой 3,5 м, если удельная отопительная характеристика здания q0=Вт/м3*оК, а расчетная наружная температура –140С. Определить поверхность нагрева отопительная приборов, установленных в этом помещении, если коэффициент теплопередачи нагревательного прибора Кп=10,03 Вт/м20К, а средняя температура теплоносителя в приборе Тср=3580К.

 

                                        № 148

Определить необходимое количество секций нагревательного прибора (поверхность нагрева одной f=0,2 м2), установленного для создания нормальной температуры внутри производственного здания, если суммарные потери теплоты составляют 30 000 Вт, температура воды при входе в нагревательный прибор 3630 К, на входе 3330 К. Коэффициент теплопередачи нагревательного прибора принять равным К=9,2 Вт/м2 0К  

                             

    

№ 149

Определить необходимое количество топлива для создания нормального теплового режима на отопительный период года, если объем производственного помещения по наружному обмеру V=4000 м3,расчетная наружная температура Тн=2530К. Для отопления используется каменный уголь с теплотой сгорания 29330 кДж/кг.

 

                         № 150

При работе молотковой дробилки КДУ-2 в помещение через неплотности прорывается 0,4 г/с нетоксичной пыли зерновых отходов с примесью двуокиси кремния (SiO2) менее 2%. Количество воздуха, удаляемого из помещения Q=0,5 м3/с. Определить какова при этом будет фактическая концентрация пыли в помещении. Будет ли она удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и будет ли она взрывоопасна?

 

                             № 151

Определить по методу удельной мощности количество ламп, которые должны быть установлены в помещении площадью 20 х 10 м для зернотока, если рекомендуется устанавливать электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт. Тип светильника подобрать.

                              № 152

Определить необходимую площадь светопроёмов при боковом освещении помещения площадью 20 м2 для кабинета главного агронома, если световая характеристика равна 15, коэффициент, учитывающий отражающий свет равен 3, а коэффициент светопропускания равен 0,6.

 

                                          №153                                                                                        

Определить световой поток и выбрать мощность электрической лампы накаливания для общего верхнего освещения учебной аудитории площадью 200 м2, если в помещении установлено 10 электрических ламп, а коэффициент использования осветительных установок равен 0,5

 

                         № 154

На участке по переработке овощей в хранилище площадью 50 м2 оборудовано общее искусственное освещение, осуществляемое 6 светильниками с лампами накаливания мощностью 200 Вт каждая. Оценить фактическую освещенность в данном помещении, если коэффициент использования осветительной установки равен 0,55, напряжение 220 В. Сравнить с рекомендуемой освещенностью. Недостающие параметры определить по справочным данным.

 

№ 155

Определить площадь приточных и вытяжных отверстий для аэрации помещения с помощью ветрового напора, если скорость ветра равна 2 м/с, плотность наружного и внутреннего воздуха равна 1,2 кг/м3, коэффициент расхода 0,65, а требуемый воздухообмен-200 м3/ч.

 

№ 156

Определить количество воздуха, которое необходимо ввести в помещение для поглощения избыточной теплоты в количестве 8500 кДж/час, если температура воздуха в помещении Тв=2910К, а температура приточного воздуха Тн=2760К. Недостающие параметры определить по справочным данным.

 

№ 157

Определить расход воздуха, который обеспечивает естественная вентиляция (аэрация) с помощью теплового напора, если расстояние между приточными и вытяжными окнами по вертикали составляет 3 м, температура воздуха внутри помещения 2930К, а наружного воздуха 2700К, площадь вытяжных окон 1,2 м2, а коэффициент расхода µ= 0,75

 

№ 158

Определить количество воздуха, который необходимо удалить из вытяжного шкафа, имеющего размеры приёмного окна (0,8 х 0,8)м, при выполнении работ с аммиаком. Оценить кратность воздухообмена для этого случая, если объем вытяжного шкафа равен 6 м3. ПДК аммиака равна 10 мг/м3.

 

№ 159

Определить воздухообмен по углекислому газу в помещении деревенского клуба, если в нем находится 150 человек, принимая, что один человек, выдыхает 0,025 м3/ч углекислого газа, а ПДК его равна 20 мг/м3. Концентрацией вредностей в приточном воздухе пренебречь.

 

                                  № 160

На участке выращивания овощей в воздухе выделяется 1,5 г/с водяных паров. Определить какое количество воздуха необходимо удалять из теплицы для поддержания относительный влажности W=70%, если относительная влажность поступающего воздуха 50%, а температура удаляемого и поступающего воздуха соответственно равна 250Си 150С.

 

                                  № 161       

Определить суммарный уровень шума в овощехранилище хозяйства, если там одновременно работают два трактора с уровнем шума 95 ДБ и один-с уровнем шума 78 ДБ.

 

                                   № 162

В хозяйстве со среднесписочным составом работающих 350 человек в отчетном году произошло 4 несчастных случая на производстве с общей потерей трудоспособности 42 рабочих дня; 2 несчастных случая, не связанных с производством с нетрудоспособностью 10 рабочих дней и 1 случай, связанный с производством с потерей трудоспособности на день. Определите коэффициенты тяжести и частоты производственного травматизма данного хозяйства.

 

                             

                                        № 163              

Обосновать требуемое количество средств индивидуальной защиты, если в хозяйстве при протравливании семян применяется ТМТД (8 человек в помещении , 12 трактористов и сеяльщиков на посеве) и хлорофос (6 механизаторов) при обработке по всходам других культур; при внесении жидких удобрений применяется аммиачная вода (7 механизаторов), а с минеральными удобрениями работают 15 работников полеводства.

 

                                  № 164

Уровень звукового давления в отделении обкатки двигателей мастерской хозяйства составляет 110 ДБ. Найти фактическую величину среднего звукового давления.

 

                                  № 165

Определить необходимое количество средств пожаротушения, если в хозяйстве имеется следующий машинотракторный парк: тракторы-37, автомобили-18, зерноубороч.комбайны-6, жатки-3, плуги-18,

аммиаковозы-2.

 

                               № 166

При эксплуатации бортовой завесы на складе удобрений хозяйства число дней нетрудоспособности по простудным заболеваниям среди грузчиков (8 человек) и кладовщицы снизилось в текущем году по сравнению с предыдущим на 40 дней. Механизация погрузочно-разгрузочных на складе пестицидов снизила себестоимость продукции на 20%. Себестоимость единицы продукции в предыдущим году составляла 2800 рублей за тонну. Объем продукции в текущим году составил 100 тысяч рублей, величина дневной выработки продукции одним работником хозяйства составила за данный год 800 рублей.

Определить величину экономической эффективности он внедрения мероприятий по охране труда в текущим году (внедрение механизации при складировании, монтаж бортовой завесы).

 

                                              № 167

Определить сопротивление одиночного заземлителя оборудования пункта переработки картофеля, который выполнен из металлической трубы диаметром 50 мм и длиной 3,5 м, забитого в почву на глубину 0,8 м от верхнего конца до поверхности земли.

                    

                                             № 168

Определить требуемое количество заземлителей в контуре заземления, выполненном в суглинистом грунте. Сопротивление растекания тока с контура заземления должно быть не менее 10 Ом. Удельное сопротивление грунта равно 4000 Ом.м. В наличии имеются металлические трубы диаметром 50 мм, длиной 2,5м и металлическая полоса шириной 50мм, а глубина заложения ее 0,8, м.

 

№ 169

Определить оптимальную высоту молниеотвода установленного в середине склада сена на расстоянии 4 м от стены, если склад имеет следующие размеры в плане (12 х 8)м, высота до крыши-4 м.

 

№170

Дать заключение об опасности поражения электрическим током в лаборатории при касании человека к фазному проводу с напряжением 380/220 В, если общее сопротивление заземляющих устройств составляет 5 Ом, сопротивление обмотки трансформатора и фазного провода на участке до места прикосновения равно 2 Ом, электрическое сопротивление человека принять равным 1000 Ом . Переходным сопротивлением между ногами и полом помещения пренебречь.

 

№ 171

Рассчитать радиус зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой 12 м на высотах 2,4,6,8,10 м. Привести расчетную схему.

 

№ 172

Определить требуемое количество средств индивидуальной защиты если в хозяйстве работают 85 трактористов, 8 комбайнеров, 35 шоферов, 7 рабочих, занятых на работах с пестицидами, 28 доярок и 220 рабочих, занятых на работах в растениеводстве. Результаты расчетов представить в виде таблицы.

                             

                 № 173

Определить показатели травматизма для хозяйства с составом работающих в течение года 630 человек, если в отчетном году произошли 3 несчастных случая на производстве с общей потерей трудоспособности 30 рабочих дней и 1 несчастный случай со смертельным исходом.

 

                                   № 174

В результате несчастного случая на производстве имела место временная потеря трудоспособности работника растениеводства в течение 3х месяцев, а затем решением ВТЭК была установлена потеря трудоспособности, продолжавшаяся 12 месяцев, и в результате осуществлен перевод на инвалидность. Определить размер затрат предприятия по возмещению ущерба пострадавшему при временной и постоянной потере трудоспособности, если средняя заработная плата до получения травмы составляла 4500 рублей, величина пенсии по инвалидности составляет 1600 рублей.

 

                               № 175

Определить необходимое количество средств пожаротушения, которые должны быть размещены на территории хозяйства, если там находятся: механическая мастерская площадью 1000м2; зерноток площадью 800 м2; деревообрабатывающая мастерская площадью 300м2; служебные помещения площадью 200 м2.

 

                                      № 176

Определить необходимый запас воды для пожаротушения производственного здания объемом 15000м3 по наружному обмеру, если здание имеет 3-ю степень огнестойкости и в нем размещено производство по пожарной опасности, относящееся к категории В. Недостающие параметры взять из литературных источников с соответствующим обоснованием.

 

                               №177

Определить теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора при движении на повороте дороги с радиусом закругления 10м, при условии, что поперечная база трактора равна 1,4м, а высота центра тяжести hц=1,0м.

 

                               № 178

Определить, пользуясь методом удельной мощности, количество ламп, которое необходимо установить в мастерской хозяйства площадью (20 х 10)м, если рекомендуется установить лампы накаливания мощностью 100Вт. Тип светильников подобрать.

 

                               № 179

Определить расходы, связанные с подбором и обучением рабочего для замены пострадавшего при несчастном случае на производстве, если количество дней обучения-60, дневная зарплата ученика 35 рублей, зарплата мастера 130 рублей. Среднегодовая выработка одного рабочего до травматизма 95000 рублей, а среднегодовая выработка ученика (приведенная)-35000 рублей. Количество дней, необходимых на производственный тренаж до полного выполнения норм-50,а затраты на материал и инструмент при обучении-4600 рублей.

 

                              № 180

Определить экономический эффект от повышения производительности труда на сельскохозяйственном комплексе после внедрения отопительной вентиляционной установки. Температура до внедрения была +100С, а после внедрения стала +180С. Среднегодовая выработка на одного работающего 140000 рублей. Число работающих на комплексе 23. Коэффициент человек-машина принять равным К=0,62.

 

3.1.4. Методические указания по изучению программного материала дисциплины

3.1.4.1 Введение

При рассмотрении общих положений (введение) необходимо обратить внимание на социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности человека в его трудовой деятельности. Следует четко усвоить цель и задачи курса, основные понятия, термины и определения, обратив внимание на комплексный характер дисциплины, а также основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности как науки.



Вопросы для самопроверки

1.Что понимаете под безопасностью жизнедеятельности? Каковы цель и задачи?

2.Назовите основные понятия и термины по ГОСТ

3.Каково социально-экономическое значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности на производстве?»

4.Покажите комплексность изучения курса.

 

3.1.4.2. Человек и среда обитания

При изучении материала данной темы следует обратить внимание на особенности физиологии труда и методов оценки его тяжести, а также особенности организации труда разных категорий работников.

Необходимо акцентировать внимание на то, что здоровье человека и производительность труда в значительной степени зависят от условий труда, т.е от санитарно-гигиенических показателей в производственных помещениях, организации рабочих мест, соблюдения режима труда и отдыха и соответствия этих показателей нормативным значениям.

Особо обратить внимание на требование по обеспечению работающих необходимым количеством чистого воздуха, имеющего нормативные параметры и какими устройствами можно этого достичь следует вспомнить знания по термодинамике, физике и др дисциплин. Следует познакомиться с методами расчета систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а также систем освещения. Необходимо познакомиться с Сан ПиН 2.2.4.548-96, СН и П 23-05-95, СН и П 41-01-2003, Сан Пи Н 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Необходимо разобраться в источниках и уровнях негативных факторов производственной и бытовой среды, методах определения их численных значений и влияния их на человека и окружающую среду. Познакомиться подробно с естественными системами человека для защиты его от воздействия этих факторов, а также разобраться в понятиях предельно-допустимых концентраций негативных факторов в рабочей зоне и окружающей среде.

При изучении акустических и механических колебаний следует обратить внимание на их характеристики и предельные значения, соответствующие требованиям норм ( СН 2.2.4/2.1.8.562-96), СН 2.2.4/2.1.8.566-96, ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ).

При рассмотрении влияния электрического тока и электромагнитных полей на человека и животных следует обратить внимание на особенности их негативного воздействия и разобраться в способах защиты от них, познакомиться с Сан П и Н 2.2.4.1191-03 и ГОСТ 12.1.001-83 ССБТ

Крайне важно разобраться в механизмах воздействия различных ядов и ядохимикатов, используемых в растениеводстве, а также уяснить масштабы негативного воздействия различных объектов экономики на промышленные и селитебные зоны и природную среду, а именно на атмосферу, литосферу и гидросферу, обратив при этом внимание на воздействия техногенных опасностей на человека и среду обитания. Необходимо познакомиться с ГН 2.2.5.1313-03 ГОСТ 12.1.007-76, ГН 2.2.5.1314-03.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные формы деятельности человека

2. Какие понятия используются для характеристики физического и умственного труда?

3. Назовите параметры, характеризующие микроклимат в производственных помещениях.

4. Охарактеризуйте режимы труда и отдыха работающих.

5. Опишите особенности организации труда женщин и подростков

6. Какие технические системы используют для обеспечения нормативных параметров микроклимата?

7. Что такое кратность воздухообмена?

8. Какие виды освещения используют в производственных помещениях?

9. Перечислите методы расчета искусственного освещения и дайте краткие пояснения.

10. Дайте понятия негативных факторов и вероятность их воздействия.

11. Что понимают по допустимым риском?

12. Перечислите естественные системы человека для защиты его от негативных воздействий.

13. Что понимают под термином «Предельно-допустимая концентрация вредных веществ» (ПДК ВВ)?

14. Что такое шум? Какие методы защиты от шума?

15. Что понимают под вибрацией? Какие методы защиты Вы знаете?

16. Какое влияние на человека оказывают электромагнитные поля?

17. Опишите действие электрического тока на человека и способы защиты от него.

18. Опишите особенности работы с промышленными ядами и ядохимикатами и меры защиты от них.

 

3.1.4.3. Техногенные опасности и защита от них

При изучении темы 2.3 необходимо уяснить, что любая производственная деятельность потенциально опасна. В связи с этим следует разрабатывать технические средства и технологические процессы с учетом нормативных показателей безопасности и обязательной экспертной оценки проекта, обратив внимание на методы определения зон действия опасных и вредных факторов, а также на необходимость проведения экологической экспертизы техники, технологии и материалов и составлении экологического паспорта предприятия.

Следует разобраться в понятиях ПДВ, ПДС, ПДУ и методах расчета этих параметров, а также способах защиты от токсичных выбросов и сбросов.

Необходимо обратить внимание на способы и средства повышения электробезопасности электроустановок, зданий и сооружений, работающих машин и агрегатов. При этом уделить внимание на способы защиты от статического электричества и разрядов, познакомившись с правилами устройства электроустановок ПЭУ-ПОТ РМ 016-2001 и инструкцией по молниезащите РД 34.21.122-87 и инструкцией №280 РФ 2003 года. Следует познакомиться также с ПБ 03-576-03, ПБ 10-574-03, ПБ 10-382-00.

Особо обратить внимание на вопросы применения экобиозащитной техники, разработки малоотходных и безотходных технологий, устройств для нейтрализации вредных выбросов в биосферу при переработке с/х продукции, хранении, транспортировке и использовании ядохимикатов, а также на необходимость использования СИЗ при работе. Необходимо познакомиться с ПОТ РМ 007-98 и Сан ПиН 1.2.1077-01.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как идентифицировать опасные и вредные факторы?

2. Что понимается под допустимым риском?

3. Как ранжируются опасные и вредные факторы технических систем? 

4. Назовите нормативные показатели безопасности технических средств

5. В чем заключается экспертиза техники, технологии и материалов?

6. Что такое ПДВ, ПДС, ПДУ?

7. Назовите методы защиты от токсичных выбросов?

8. Перечислите способы защиты от воздействия электрического тока.

9. Назовите средства коллективной защиты.

10. Что такое санитарная зона?

11. Какие аппараты очистки воздуха от пылей используются в сельскохозяйственном производстве?

12. Назовите методы очистки сточных вод.

13. В чем заключается суть разработки малоотходных и безотходных технологий?

 

3.1.4.4. Антропогенные опасности и защита о них.

При изучении материала этой темы дисциплины необходимо уяснить роль человека в системе Ч-М-С. При этом особо обратить внимание на важность профессиональной подготовки оператора технической системы с учетом роли его психологического состояния. Кроме этого следует уяснить значимость контроля за выполнением нормативных требований по безопасности труда. Необходимо познакомиться с постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ по вопросу профессионального отбора и важность инструктажа и обучения оператора технических систем, обратив внимание на повышения уровня подготовки операторов.

Особое место занимает вопрос подготовки и повышения квалификация ИТР и формы ответственности руководителей производства за соблюдение требований безопасности.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какова роль человека в системе Ч-М-С ?

2. Назовите виды инструктажей.

3. Назовите пути повышения уровня подготовки операторов

4. Назовите формы ответственности руководителей предприятий за соблюдение требований безопасности.

 

  

3.1.4.5. Управление безопасностью жизнедеятельности

      При рассмотрении материала темы 2.5

Вопросы для самопроверки

1. Как влияет психологическое состояние оператора на создание опасных ситуаций?

2. Какова роль профессиональной подготовки работающего безопасности труда?

3. Назовите формы ответственности руководителей предприятий за нарушения требований безопасности труда.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные законодательные акты по охране труда.

2. Какова структуры ССБТ?

3. Опишите систему управления охраной труда на предприятиях агропромышленного комплекса.

4. Назовите показателей безопасности и условий труда.

5. Каким образом планируются и финансируются мероприятия по улучшению условий труда?

6. Назовите формы контроля условий труда.

7. Что представляет собой карта условий труда?

 

 

3.1.4.6. Организация работы по охране труда в сельском хозяйстве.

 

При изучении материала темы 2.6 необходимо обратить внимание на особенности обеспечения безопасности труда на предприятиях сельскохозяйственного производства, а именно на опасные и вредные факторы, характерные для полеводства, овощеводства, плодоводства, переработки сельскохозяйственной продукции и других предприятий АПК. Исходя из особенностей проявления опасностей необходимо разрабатывать и применять способы защиты от воздействия опасностей.

 

Вопросы для самопроверки

Назовите травмирующие и вредные факторы в растениеводстве и животноводстве и меры защиты от них.

Назовите травмирующие и вредные факторы в полеводстве, овцеводстве и предприятиях переработки зерна и меры защиты от них.

Назовите травмирующие и вредные факторы в плодоводстве и предприятиях ремонта сельскохозяйственной техники, и меры защиты от их воздействия.

Какие показатели используются для оценки травматизма?

 

3.1.4.7. Пожарная безопасность

 

При изучении материала этой темы необходимо уяснить основы процесса возгорания и горения. После этого рассмотреть вопросы огнестойкости строительных конструкций, зданий, сооружений, машин и механизмов и других видов оборудования с учетом классификации зон по пожарной опасности.

Особое внимание следует обратить на профилактические мероприятия пожарной безопасности при различных видах работ на предприятиях АПК, а также познакомиться с пожарной техникой для защиты сельскохозяйственных объектов и особенностями тушения пожаров в различных отраслях сельского хозяйства с применением технических средств пожаротушения.

Необходимо уяснить функции пожарного надзора РФ и ответственность руководителей за нарушение требований пожарной безопасности в нормативных актах СН и П 21г01-97, НПБ 105-03, НПБ 110-03, ППБ 01-03, ФЗ № 69-03 от 21.12.1994 г.

 

 Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите причины возникновения пожаров в сельском хозяйстве.

2. Дайте классификацию:

а) пожаров;

б) помещений по взрывопожарной опасности;

в) зон по пожарной опасности

3. Что понимается под огнестойкостью строительных конструкций?

4. Назовите пожарную технику и технические средства пожаротушения, используемые при тушении пожаров

5. В чем заключаются особенности тушения пожаров в мастерских и пунктах технического обслуживания сельскохозяйственной техники?

6. Назовите особенности тушения пожаров в животноводческих помещениях.

7. В чем состоит особенность тушения пожаров на хлебных полях?

8. В чем особенность тушения пожаров в складах минеральных удобрений?

 

3.1.4.8. Безопасность и экологичность в специальных условиях

 

При рассмотрении материала данной темы необходимо изучить требования нормативных документов для условий работы в штатном режиме, а также в условиях аварийной ситуации. Необходимо при этом акцентировать внимание на требования, предъявляемые к операторам и необходимость непрерывного контроля параметров технологических процессов с учетом психофизического состояния оператора. Особо следует обратить внимание на требования безопасности труда при выполнении, работ с повышенной опасностью и документы, необходимые при этом.

 

            Вопросы для самопроверки

1.Чем обусловлены условия создания аварийных ситуаций?

2.Какие требования должны предъявляться к операторам?

3.Каким образом решается вопрос безопасности труда в технологических процессах?

4.Какие документы оформляются при выполнении работ с повышенной опасностью?

 

3.1.4.9. Оказание до врачебной помощи пострадавшим

 

При рассмотрении материала данной темы необходимо обратить внимание на особенности оказания помощи пострадавшим в полевых условиях и проведения приёмов оказания и проведения приёмов оказания помощи при различных травмах, отравлениях, при тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током и.т.п. Необходимо уяснить как правильно выполнять массаж и искусственное дыхание при нарушении сердечной деятельности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается особенность оказания первой помощи пострадавшему в полевых условиях?

2. Какие приемы оказания помощи пострадавшему необходимо выполнить при вывихах и переломах?

3. В чем заключается первая помощь пострадавшему от теплового удара и обморожения?

4.  Как оказать первую помощь пострадавшему от действия электрического тока?

5. Что следует делать при нарушении сердечной деятельности пострадавшего?

6. В чем заключается первая помощь утопающим?

7. В чем заключаются общие меры оказания первой помощи при отравлении?

8. Перечислите содержание аптечки первой помощи при работе с жидким аммиаком и пестицидами.

 

3.1.5. Методические указания по решению задач

 

При решении задач необходимые схемы и рисунки следует выполнять карандашом и нанести численные значения в соответствии с условиями задачи.

В используемых при решении задач расчетных формулах, необходимо дать пояснение смысла каждого буквенного обозначения и его выражение в международной системе единиц измерения (СИ). Если используется величина, приведенная в справочнике в другой системе единиц измерения, то следует её размерность и численное значение привести в соответствие с СИ. Кроме этого необходимо дать на использованную литературу.

При решении задач 147, 148,149, 151, 152, 153, 154, 162, 178 следует воспользоваться литературным источником (6), а при решении задач 150, 155, 156, 157, 161, 164, 169, 176, 177 целесообразнее использовать литературу (8).

При решении задач 158, 159, 160, 165, 167, 168, 170, 171, 175 рекомендуется литературный источник (12).Этот источник можно использовать и при решении задач 147, 148, 152.

Для решения задач 163 и 172 следует источниками (13, 21), а для решения задачи 166 потребуется справочник под общей редакций Большова М.М. (5).

Задачу 176 можно решить с использованием источников (4, 10).

Учебник для Вузов «Безопасность жизнедеятельности» под общей редакцией С.В. Белова можно использовать при решении задач 147,154,156

При решении задач по возмещению ущерба от несчастного случая на производстве следует иметь в виду, что больничный лист оплачивается из расчета 100% среднемесячной заработной платы.

В случае постоянной потери трудоспособности размер возмещения ущерба пострадавшему составляет часть его среднемесячной заработной платы за вычетом суммы пенсии, назначенной в связи с увечьем или повреждением здоровья.

Так, например, при решении задачи № 174 необходимо сначала определить затраты предприятия по временной нетрудоспособности в течение 3 месяцев, а затем с учетом постоянной нетрудоспособности в течение 12 месяцев.

                         В3=3*4500=13500р.

Поскольку в задаче не указан процент потери трудоспособности пострадавшего и по решению ВТЭК пострадавший переведен на инвалидность, считаем что он утратил трудоспособность полностью.

Поэтому затраты предприятия по возмещению ущерба при постоянной потере трудоспособность составляют

П3=4500-1600=2900 рублей в месяц.

При решении задачи 179 по определению расходов, связанных с подбором и обучением рабочего для замены пострадавшего при несчастном случае на производстве следует определять по формуле

М=(3уч+3м)*Доб+ ,

где М-расходы предприятия на обучению; руб;

3уч-зарплата ученика, руб;

3м-зарплата мастера, руб;

Аср п-среднегодовая выработка пострадавшего до нечастного случая, руб;

Аср уч-среднегодовая выработка (приведенная) ученика, руб;

Дг-число дней в году

Дтр-дни тренажа;

3м-затраты на материал при Эпр после внедрения вентиляционной экологический эффект установки в задаче № 180 следует использовать формулу

Эпр=К*Аср*П*N,

 

где К-коэффициент человек-машина;

Аср-среднегодовая выработка; руб/чел;

∆П-изменения производительности труда в долях;

N-среднесписочное количество работающих, чел.

        

Примерное изменение производительности труда при проведении некоторых мероприятий по улучшению условий труда приводится в таблице 10 приложения.          

                          Приложение:

     

Примерный тематический план лекций и лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности на производстве» для студентов-заочников специальностей агрономического профиля 110201*65, 110203*65, 110101*65, 120301*65.

 

Таблица 1

 

 

Темы лекций и лабораторных занятий

Объем, ч

Лек. Лаб
1                      2 3 4
1. Теоретические основы курса. Цель и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности на производстве». Теоретическая база курса. Оптилизация системы человек-машина производительная среда в с/х производстве. Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Программа действий «Повестка на 21век» Основные формы деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда.  Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. Эргономика и инженерная психология. Организация рабочего места. -
  Основные положения действующего законодательство РФ по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Нормативные правовые акты по охране труда. Режимы труда и отдыха. Обязанности работодатели по соблюдению требований охраны труда. Организация работы по охране труда в сельском хозяйстве. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.    
2. Основы производственной санитарии в сельском хозяйстве. Опасные и вредные факторы и их влияние на здоровье и работоспособность человека. Метеорологические условия в рабочей зоне и нормализация их параметров. Отопление и вентиляция производственных помещений. Освещение рабочих мест и его нормирование. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, загазованность и запыленность. Аттестация рабочих мест по условиям труда и мероприятия по улучшению условий труда. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Шум и вибрация и меры защиты от них. -
3. Основы организации охраны труда и основы техники безопасности в с/х производстве. Система управления охраной труда на предприятиях агропромышленного комплекса. Интегральные показатели безопасности труда и технологических процессов. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению охраны труда, стимулирование безопасности жизнедеятельности. Основы техники безопасности в растениеводстве. Определение опасных зон машин и механизмов и средства защиты работающих. Роль психологического состояния человека в безопасности и создании опасных ситуаций. Особенности обеспечения безопасности в помещениях переработки продуктов растениеводстве. Пожарная безопасность. Классификация помещении по взрывопожароопасности. Пожарная профилактика с/х объектов и технология тушения пожаров в различных рабочих зонах. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности             2ч  

 

 

Таблица 2. Электрические и световые характеристики ламп.

 

Лампы накаливания

Люминисцетные лампы

Мощность Wλ, Вт

Световой поток Фλм при напряжении в сети Ис, В

Тип лампы Мощность Wλ, Вт Напряжение на лампе Иλ, В Световой поток Фλ, лм
  127 220        
15 135 105 ЛДЦ 30-4 30 104 1450
25 240 210 ЛД 30-4     1640
40 500 380 ЛХБ 30-4     1720
60 775 650 ЛБ 30-4 30 104 2100
75 1070 950 ЛТБ 30-4 30 104 1720
100 1480 1320 ЛДЦ 40-4 40 103 2100
150 2300 2000 ЛД 40-4

 

2340

3000

200 3200 2950 ЛТБ 40-4
300 4950 4500

ЛДЦ 65-4

ЛД 65-4

ЛХБ 65-4

ЛБ 65-4

ЛТБ 65-4

65 110

3050

3570

3820

4550

3980

500 9100 8200    
750 14250 13100    
1000 19500 18500    
15000 29600 28000 ЛДЦ 80-4 ЛД 80-4 ЛХБ 80-4 ЛБ 80-4 ЛТБ 80-4 80 102 3560 4070 4440 5220 4440

 

Таблица 3.- Значения удельной мощности Ру осветительной установки для светильника ОД с лампой ЛБ 30 40 Вт

 

Высота подвеса светильника, м

Sn,м

Ру, Вт/м

 

 

Е=100лк Е=200 лк Е=300 лк Е=400лк Е=500 лк
2…3 15…25 25…50 50…150 150…300 7,3 6 5 4,4 14,6 12 10 8,8 22 18 15 13,2 29 24 20 17,6 37 30 25 22
3…4 15……20 20…….30 30…….50 50…….120 120…300 9,6 8,5 7,3 5,8 4,9 19,2 17 14,6 11,6 9,8 20 25,5 22 17,4 14,8 38 34 29 23 19,6 48 42 36 28 25
4…6 25…….35 35…….50 50…….80 80……150 150….400 10,4 9,2 7,9 6,6 5,3 21 18,4 15,8 15,2 10,6 31 27,5 23,5 19,8 16 42 37 32 26,5 21 52 46 40 33 26

 

Таблица 4.- Нормы освещенности производственных помещений

(извлечение из СН и П 23-05-95)

 

 

Характеристики зрительной работы

Наименьший размер объекта различения, мм

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика

фона

Искусственное освещение

Освещенность, лк

при системе комбинированного освещения

при системе общего освещения

всего в т.ч от общего

Наивысшей точности

Менее 0,15

I

а Малый Темный 5000-4500 500 500 - -
б Малый Средний Средний Темный 4000 3500 400 400 1250 1000
в Малый Средний большой Светлый Средний Темный 2500 2000 300 200 750 600
г средний большой большой Светлый светлый средний 1500 1250 200 200 400 300

 

 

Продолжение таблицы 4

 

Очень высокой точности

 

 

От 0,15 до 0,30

II

а малый темный 4000 3500 400 400 - -
б малый средний средний темный 3000 2500 300 300 750 600
в малый средний большой светлый средний большой 2000 1500 200 200 500 400
г средний большой светлый светлый средний   1000 750 200 200 300 200

Высокой точности

От 0,30 до 0,50

III

а малый темный 2000 1500 200 200 500 400
б малый средний средний темный 1000 750 200 200 300 200
в малый средний большой   светлый средний темный 750 600 200 200 300 200
г средний большой большой светлый светлый средний     400 200 200

Средней точности

Св 0,5

до 1,0

IV

а малый   темный 750 200 300
б малый средний   средний темный 500 200 200
в малый средний большой   светлый средний темный 400 200 200
г средний большой большой     светлый светлый средний - - 200

 

 

Продолжение таблицы 4

 

Малой точности

 

Св. 1

до 5

V










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...