Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема занятия: «Введение в количественный анализ. ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА»Стр 1 из 39Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ _______________________________________________________________ Кафедра общей и биоорганической химии
«Утверждаю» Зав. каф. общей и биоорганической химии _______________________ проф. Калагова Ф.В. «____»____________20__г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ (ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА) Для студентов 2 курса фармацевтического факультета
Владикавказ 2012 Тема занятия: «Введение в количественный анализ. ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА» ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: на основе знания теории гравиметрического анализа и выработки практических навыков и умений научиться обоснованно, выбирать и практически применять данный метод анализа для количественного определения вещества; уметь проводить математико-статистическую обработку результатов количественного анализа. План занятия:
1. Введение в курс количественного анализа, объяснение преподавателем основ количественного анализа и сущности гравиметрического метода анализа. 2. Знакомство с календарным планом и требованиями преподавателя по данному разделу аналитической химии. 3. Контрольный тест на определение остаточных знаний по материалам 3 семестра (качественному анализу). 4. Лабораторная посуда, используемая в гравиметрии и правила работы с ней. 5. Ознакомление с правилами взвешивания на аналитических весах. 6. Выполнение эксперимента – лабораторной работы №1: «Определение массы кристаллизационной воды» и лабораторной работы №2: «Определение массы серной кислоты в растворе». 7. Решение расчетных задач. 8. Объяснение преподавателем темы следующего занятия. Количество часов: 6 ч.
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Ознакомить студентов с задачами количественного анализа. 2. Ознакомить студентов с гравиметрическим методом анализа и его основными операциями. 3. Ознакомить студентов с химической посудой, используемой в гравиметрическом анализе. 4. Научить студентов взвешивать на аналитических весах. 5. Объяснить студентам тему следующего занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Принцип гравиметрических методов анализа. Классификация методов. 2. Сущность метода осаждения. 3. Механизм образования осадков. 4. Сущность метода гомогенного осаждения (метод возникающих реагентов). 5. Загрязнение осадков. Виды соосаждения. 6. Разновидности метода отгонки. 7. Сущность приведенных в настоящей разработке гравиметрических определений: а) серной кислоты в растворе; б) железа в растворимых солях железа(II) и железа(III); в) кальция(II) в растворе; г) никеля(II) в растворе; д) кристаллизационной воды в кристаллогидрате бария хлорида. 8. Метрологические характеристики гравиметрического анализа: диапазон определяемых содержаний, точность (процентная погрешность) анализа. 9. Правильность и воспроизводимость результата гравиметрического анализа. Систематические и случайные погрешности. Параметры, характеризующие воспроизводимость результата анализа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Взвешивать на аналитических и технохимических весах. 2. Писать уравнения реакций, лежащих в основе приведенных в настоящей разработке гравиметрических определений: а) серной кислоты в растворе; б) железа в растворимых солях железа(II) и железа(III); в) кальция(II) в растворе; г) никеля(II) в растворе. 3. Рассчитывать по уравнению реакции массу или объем раствора известной концентрации одного из исходных веществ, необходимых для получения продукта реакции известной массы. 4. Рассчитывать растворимость труднорастворимого электролита в условиях его осаждения. 5. Обрабатывать результаты многократных измерений методом математической статистики: рассчитывать среднее, дисперсию, стандартное отклонение, относительное стандартное отклонение, доверительный интервал. Рассчитывать процентную (относительную) погрешность взвешивания на аналитических весах.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Измерение какого характерного параметра лежит в основе гравиметрического анализа? 2. Какие разновидности гравиметрического анализа Вы знаете? 3. В чем состоит принцип метода осаждения? 4. Перечислите основные этапы анализа вещества методом осаждения. 5. Дайте определение понятиям: навеска, осаждаемая форма, гравиметрическая форма. Укажите соответствующие формы для проведенных в настоящей разработке гравиметрических определений: а) серной кислоты в растворе; б) железа в растворимых солях железа(II) и железа(III); в) кальция(II) в растворе; г) никеля(II) в растворе. 6. Напишите формулы для расчета гравиметрического фактора, массы или массовой доли определяемого вещества (элемента) в образце для соответствующих гравиметрических определений: а) серной кислоты в растворе; б) железа в растворимых солях железа(II) и железа(III); в) кальция(II) в растворе; г) никеля(II) в растворе. 7. Какие имеются практические рекомендации по расчету оптимальной массы навески при получении в качестве осаждаемой формы: а) кристаллического осадка; б) аморфного осадка? 8. Каким образом подбирают осадитель в гравиметрическом анализе? 9. Каким образом рассчитывают объем раствора осадителя известной концентрации, требуемый для практически полного осаждения определяемого вещества? 10. Какие требования предъявляются к осаждаемой форме? 11. Что такое «относительное пересыщение» (степень пересыщения) раствора? 12. Какие условия осаждения приводят к невысокой степени пересыщения раствора и способствуют образованию более крупных частиц кристаллического осадка? 13. Что происходит в процессе «созревания» (рекристаллизации) кристаллического осадка? 14. В чем заключается сущность метода гомогенного осаждения (метод возникающих реагентов)? Почему в этом методе условия осаждения благоприятны для формирования крупнокристаллического осадка? 15. В каких условиях проводят осаждение аморфных осадков? 16. Почему аморфный осадок сразу же после его осаждения отделяют от маточного раствора? 17. Какие процессы приводят к загрязнению осадка? Что такое «соосаждение»? 18. Какими соображениями руководствуются при выборе жидкости для промывания: а) кристаллических осадков; б) аморфных осадков? 19. Какие фильтры используются в гравиметрическом анализе для отделения осадка от маточного раствора? 20. В каких случаях применяют стеклянные фильтрующие тигли? 21. Назовите требования, предъявляемые к бумажным фильтрам. Как маркируются бумажные фильтры, предназначенные для отделения крупнокристаллических, мелкокристаллических, аморфных осадков? 22. Как получить из осаждаемой формы - гравиметрическую? 23. Перечислите требования, предъявляемые к гравиметрической форме. Почему необходимо, чтобы гравиметрическая форма имела точно известный и постоянный химический состав? 24. Какие нежелательные явления возможны при прокаливании осадков: а) бария сульфата; б) железа (III) гидроксида? 25. Каким образом можно определить содержание кристаллизационной воды в кристаллогидрате? Какой метод гравиметрического анализа применяется при этом? 26. В каком диапазоне определяемых содержаний (массовой доли вещества в образце) целесообразно применять гравиметрический метод анализа? Какая точность (процентная погрешность) определения достигается при этом? 27. Перечислите достоинства и недостатки гравиметрического анализа. 28. Какие типы погрешностей возможны при проведении количественного анализа? 29. Что понимают под «правильностью» и «воспроизводимостью» результата анализа? С какими типами погрешностей связаны эти понятия? 30. Назовите источники систематических погрешностей в гравиметрическом анализе. Какая из систематических погрешностей вносит основной вклад в суммарную погрешность анализа? 31. Чему равна погрешность (точность) взвешивания на аналитических весах? 32. От чего зависит процентная (относительная) погрешность взвешивания? Какова должна быть масса вещества, чтобы процентная (относительная) погрешность определения не превышала ? 33. Чему равна допустимая систематическая погрешность анализа (в граммах), возникающая при осаждения и последующем промывании осадка вследствие его частичной растворимости? 34. Как уменьшить влияние случайных погрешностей на результат анализа? 35. Сколько параллельных определений обычно проводят при выполнении анализа? С чем это связано? 36. С помощью каких статистических критериев, можно определить наличие «промаха» (грубой погрешности) в результатах параллельных определений? 37. Какие параметры служат для характеристики воспроизводимости результата анализа? 38. Как правильно представить результат анализа? 39. Как установить наличие или отсутствие систематической погрешности, если известно действительное содержание определяемого компонента и найден доверительный интервал для результата? ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции по аналитической химии. 2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). М.: Высшая школа, 2000. 3-19 с. 3. Практикум по аналитической химии. Под ред. Пономарёва В.Д., Ивановой Л.И. М.: Высшая школа, 1983. 11-17 с. 4. Основы аналитической химии. В 2-х книгах. Издание второе. Под ред. Золотова Ю.А. М.: Высшая школа, 1999. 3-16 с. 5. Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 ч. М.: Высшая школа, 1989. 6. Жаркова Г.М., Петухова Э.Е. Аналитическая химия. Качественный анализ. С.-Петербург: Наука, 1993. 172-173 с. Лабораторная работа № 1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 652. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |