Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правило перевода целых чисел делением на основание новой системы счисления




Представление чисел в различных системах счисления

Количество предметов в различных системах счисления будет иметь различную запись. Рассмотрим на примере елок (см. Рисунок 1).

 

 


                                          11002 = 225 = 139 = 1210 = 1012 = С16

Рисунок 1

Каждая система счисления имеет свой алфавит – совокупность символов, используемых для записи чисел.

Основание с. с. q Алфавит
q=2 0,1
q=3 0,1,2
q=4 0,1,2,3
q=10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
q=11 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А
q=12 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B
q=13 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C
q=14 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D
q=15 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D,E
q=16 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D,E,F

Количество цифр алфавита равно основанию системы счисления.

 

Основание системы является десятком в этой системе. Например, в двоичной с.с. количество 2 является десятком, в 16-ой с.с. десятком является количество, равное 16 и т.д.

 

    Чтобы представить целое десятичное число в какой-либо q-ой с.с. необходимо выяснить сколько раз помещается число q в данном числе – это будет количество десятков, т.е. надо найти неполное частное и остаток.

Пример 1

1310 → А4

‌‌‌                    1310 =3*4+1 =314

 

‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌1310 → А8

                    1310 =1*8+5 =158

 

1310 → А16

‌‌‌                     1310 =0*16+13 =D16

3210 → А15

3210 = (2*15+2)10 =2215

 

    Если количество десятков оказалось больше, чем основание системы счисления, то необходимо выяснить сколько сотен в этом числе, т.е. количество десятков снова делить на основание системы q.

Пример 2

‌‌‌1310 → А3

                     1310 =4*3+1=(1*3+1)+1=1113

‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌

6010 → А5

6010 =12*5+0 = (2*5+2)+0 =2205

        

Из выше рассмотренных  примеров ( Пример 1, Пример 2) видно, что запись числа в q-ой с.с представляет собой остатки от целочисленного деления десятичного числа на основание q.

Пример 3

5810 ®А7, 5810 ®А16.

                        

5810=1127; 5810=3А16.


При этом все вычисления производятся в исходной системе счисления

Для перевода правильных дробей в q-ую с.с необходимо дробную часть числа умножать на основание q. При этом целые части произведений представляют запись числа в q-ой с.с, а дробную часть произведения продолжаем  умножать на q до тех пор, пока дробная часть отлична от 0 или пока не возникнет повтор (период).

Пример 4

0,37510 ®А2.

 

0,375 × 2 = 0,75 0
0,75 × 2 = 1,5 1
0,5 × 2 = 1,0 1

 0,37510 = 0,0112

Арифметические операции

Операции над числами в любой позиционной с.с. осуществляются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.

Только при этом необходимо помнить, что десятком является основание системы q,  а значит перенос в старший разряд числа единицы осуществляется при числе, большем q. Например, при сложении двух шестнадцатеричных цифр переход в старший разряд единицы производится при сумме, превышающей 16 (см. Пример 5).

Пример 5

Пример сложения, разности и произведения двух шестнадцатеричных чисел.

 

 

 

 

 

Для облегчения операции деления желательно составить таблицу умножения для данной системы счисления.

Пример 6

2,2123 / 2,13

Для вычисления частного составим таблицу умножения в 3-ой с.с. Деление столбиком в троичной с.с. производится по привычным для нас правилам арифметики.

Таблица 1

(*)3 0 1 2
0 0 0 0
1 0 1 2
2 0 2 11

        

 

Перевод чисел из q1 –ой с.с. в q2 с. с.

Теперь, когда вы умеете выполнять арифметические операции над числами в любой  с.с. по основанию q, вы сможете переводить не только десятичные числа в любую q-ую с.с. (А10→Аq), но и наоборот Аq→А10 .

Пример 7

356→А10

Число 10 в 6-ой с.с. равно 14. Поэтому деление выполняется на 14 в 6-ой с.с.

356=2310.

Проверка: 2310=3*6+5=356.

 

    Таким образом, с помощью деления можно переводить целое число из любой с.с. по основанию q1 в любую с.с. по q2.

Правило перевода целых чисел делением на основание новой системы счисления

1) Разделить число на основание новой с. с., выраженное символами исходной с.с. Вычисления выполнять в исходной системе счисления;

2) Зафиксировать остаток и неполное частное;

3) Если неполное частное отлично от 0, то продолжить действия с полученным неполным частным, начиная с пункта 1);

4) Если неполное частное равно 0, то записать все полученные остатки символами алфавита новой системы счисления, начиная с последнего остатка.

Пример 8

2415→А7.

Решение: 7=125

 

 

2415=1317.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...