Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДУЛЬ 5. Радикализация американской и французской политической печати во время Американской и Великой французской революций. Публицистическая деятельность ведущих журналистов




 

Лекция  17.Публицистика Т.Пейна и её роль в подготовке Войны за независимость и Американской революции. Американская пресса во время Американской революции. Политическая борьба и пресса. Федералистские и республиканские издания. Концепция свободы печати Т.Джефферсона.

Лекция  18. Роль «Энциклопедии» Д.Дидро и трактатов Ж.Ж.Руссо. Роялистские и революционные издания. Деятельность графа Мирабо-журналиста. Газеты жирондистов и Бриссо. Деспотизм свободы М.Робеспьера. Роль периодики Марата. Публицистика К.Демулена: памфлеты «Свободная Франция» и «Речь фонаря», газета «Старый кордильер» и политика торможения революции. Демократический характер  газеты «Папаша Дюшен» Эбера.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 7

Публицистика США в борьбе за независимость во время революции

 

1. Особенности американского Просвещения. Развитие периодической печати в американских колониях XVIII века.

2. Роль Т.Пейна в подготовке войны за независимость: памфлеты «Здравый смысл»и«Американский кризис». VII).

3. Б.Франклин — ученый, печатник и политический журналист. «Альманах Бедного Ричарда».

4. Политическая борьба конца XVIII века и журналистика: федералистские и республиканские издания: А.Гамильтон и Дж.Мэдисон («Федералист № 1, 2, 10).

5. Демократическая публицистика Т.Джефферсона: «Декларация…» и «Билль об установлении религиозной свободы».

6. Концепция свободы печати Т.Джефферсона и его политический курс.

 

Литература:

1. Американские просветители. Избранные произведения: В 2  т. М., 1969.(Пейн, Франклин, Джефферсон, Гамильтон, Мэдисон).

2. Иванов Р. Ф. Франклин. М., 1972.

3. Истоки и формирование американской национальной литературы XVII–XVIII веков. М., 1985.

4. Лучинский Ю.В. Журналистика и проблемы формирования национальной социокультурной модели в Америке. Краснодар, 1997.

5. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004. С. 16—65.

6. Севостьянов Г.Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М., 1976.

7. Якименко Н.Л. Американская журналистика и издательское дело // История литературы США. М., 1997. Т. 1. C. 428—452.

8.  Интернет-ресурсы:

Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику. М.. 2003. Т.2. Джефферсон Т., Пейн Т., Гамильтон А., Мэдисон Д.С. 284—434. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 8

Публицистика Великой французской революции

1. Идеологическая подготовка революции. «Энциклопедия» Д.Дидро. «Общественный договор» Ж.-Ж.Руссо.

2. Деятельность графа де Мирабо-журналиста. Свобода печати.

3. Газеты жирондистов. Роль Ж.-П.Бриссо.

4. Журналистская деятельность Конвента. Риторическое начало публицистики М.Робеспьера.

5. Непримиримость Ж.П.Марата в сборнике «Дар Отечеству», призыв к террору в газете «Друг народа». Деспотизм свободы.

6. Публицистика «торможения революции» К.Демулена. Памфлеты «Свободная Франция», «Речь фонаря». Полемика с Эбером. Газета «Старый кордельер» о бесполезности террора.

Литература:

1. Длугач Т. Б. Дени Дидро. М., 1986. С. 4—31.

2. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989.

3. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

4. Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция: Документы, письма, речи, воспоминания, песни, стихи. Л., 1989.

5. Толмачев М. В. Великая французская революция и свобода печати. Сергеев В.М. Деспотизм свободы // Иностранная литература. 1989. № 7. С. 230—239.

6. Интернет-ресурсы:

Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Т. 2. М., 2003. Ж.-П.Марат. Речи в «Даре Отечеству».С. 437—460.

Контрольные вопросы письменной работы № 5.

1. Какова роль публицистики Т.Пейна в подготовке войны за независимость: «Здравый смысл» и «Американский кризис»?

2. Какова политическая направленность американской прессы во время Американской революции?

3. Охарактеризуйте федералистские и республиканские издания. Какую полемику они вели («Федералист»)?

4. Раскройте концепцию свободы печати Т.Джефферсона.

5. Какое содержание имели самые известные памфлеты Б.Франклина?

6. Какие революционные и роялистские издания существовали во время Великой французской революции?

7. Какова политическая направленность газеты графа Мирабо «Генеральные штаты»?

8. Какую роль сыграли газеты Ж.-П.Бриссо?

9. В чем своеобразие публицистики Ж.-П.Марата?

10. Каков пафос публицистики К.Демулена?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

Вариант 1.

1. Где впервые появилась журналистика?

                      А)  в Англии

                       Б)  в Германии

                       В) в Китае

                       Г) в России.

2. Какова основная функция древнекитайского ораторства?

                             А) гармония

                             Б) спор

                             В) произнесение речей

                             Г) убеждение.

3. Древнекитайская риторика подчинена

                     А) логике

                     Б) политике

                     В) философии
                     Г) социологии.

4. Когда появилось в Китае книгопечатание?

                              А) во 2 веке  д. н. э.

                              Б) в 5 веке н. э.

                              В) в 10 веке н. э.

                              Г) в 18 веке н. э.

5. Древние эллины использовали алфавит

                             А) египетский

                             Б) иудейский

                             В) финикийский

                             Г) месопотамский

6. Основатель первой риторической школы:

                            А) Исократ

                            Б) Лисий

                            В) Демосфен

                            Г) Ликург.

7. В каком из трактатов Цицерон называет красноречие универсальным искусством речи?

                            А) «Об ораторе»

                            Б) «Брут»

                            В) «Оратор»

                            Г) «О государстве».

8. Кто такой сикофант?

                               А) доносчик

                               Б) карьерист

                               В) ростовщик

                               Г) олигарх.   

9. Причина суда над Сократом?

                                     А) критика религии

                                     Б) измена отечеству

                                     В) аморальное поведение

                                     Г) растрата.

10. Что такое инвектива?

                      А) краткий анекдот

                       Б) диалог на этические темы

                       В) риторический вопрос

                       Г) сатирическое осмеяние.

11. Кто такой глашатай?

                     А) ярмарочный зазывала

                      Б) официальный информатор

                     В) государственный посол

                     Г) оратор.

12. Местонахождение Нагорной проповеди Христа:

                         А) Евангелие от Матфея

                          Б) от Луки

                          В) от Иоанна

                          Г) от Марка.

13. Образ императора Карла Великого у Эйнхарда складывался:

                    А) из документов эпохи

                    Б) собственных наблюдений

                    В) народных легенд

                    Г) анекдотов.    

14. Назовите средневековые центры сбора европейских новостей:

                            А) Рим

                            Б) Болонья

                            В) Нюрнберг

                            Г) Падуя.

15. Пафос трактата Данте Алигьери «Монархия»:

                 А) освобождение от римского императора

                 Б) независимость от римского престола

                 В) прославление мудрого римского императора

                 Г) античный Рим – колыбель Антихриста.

16. Что такое диатриба?

          А) благочестивая речь

           Б) отрывок из религиозного предписания

           В) разрушение авторитета личности

           Г) придирчивая речь с нападками.

17. Определите характер английской печати 17 века:

                                   А) политический

                                   Б) экономический

                                   В) военный

                                   Г) светский.

18. Какой тип издателя олицетворял М.Нидхем?

                         А) предпринимателя

                          Б) карьериста

                          В) пропагандиста

                          Г) просветителя.

19. Каков пафос памфлетов Д.Лильберна «Новые цепи Англии»?

                        А) монархический

                         Б) анархический

                         В) коммунистический

                         Г) республиканский. 

20. В развитие какой журналистики внесли свой вклад Аддисон и Стил?

                                А) рекламной

                                Б) развлекательной

                                В) сатирической

                                Г) философской.

21. Расцвет немецкой журналистики конца XVIII века объясняется:

          А) расцветом науки

           Б) просветительской идеологией

           В) колониальными завоеваниями

           Г) влиянием Великой французской революции?

22. В чем заключается «Наука простака Ричарда»?

                                        А) в богатстве

                                        Б) в любви к Богу

                                        В) в смирении

                                        Г) в созерцании.

23. Назовите самую популярную плебейскую газету Великой французской революции.

                             А) Друг народа

                                Б) Враг короля

                             В) Папаша Дюшен

                             Г) Народный трибун.

24. Чем объясняется повышенный спрос на газеты во время революций в Европе?

                                А) дешевизной

                                Б) рекламой

                                В) новостями

                                Г) дезинформацией.

25. Роль публицистики К. Демулена во Французской революции:

                  А) призыв к расправе над врагами

                  Б) осуждение революционного насилия

                  В) примирение всех со всеми

                  Г) всеобщий террор.


Вариант 2.

1. Древнекитайская журналистика родилась в

                             А) прозе

                             Б) песне

                             В) драме

                             Г) диалоге.

2. Каково назначение «музыкальной палаты» в Китае?

                        А) музыкальная школа

                        Б) цензурный орган

                        В) место концертов

                        Г) издание нот.

3. Главную роль в древнекитайской риторике играет:

                                    А) дело

                                     Б) поступок

                                    В) слово

                                    Г) музыка.

4. Мифологический персонаж — покровитель журналистов:

                               А) Аполлон

                                Б) Геракл

                               В) Фемида

                               Г) Гермес.

5. Назовите крупнейших ораторов Древней Греции.

                             А) Гераклит

                             Б) Перикл

                             В) Демосфен

                             Г) Лисий.

6. Что такое диффамация?

                    А) список виновных

                    Б) незаслуженное наказание

                    В) сведения, позорящие кого-либо

                    Г) судейский сговор.

7. Кто такой логограф?

                     А) сочинитель речей

                     Б) обвинитель в суде

                     В) оратор на агоре

                     Г)  тот, кто записывает произнесенные речи.

8. Что такое элогия?

                        А) рекламная акция

                        Б) клеймо

                        В) хвалебная надпись

                        Г) торжественная процессия.

9. Послания апостола Павла разделяются на:

                       А) миссионерские и пастырские

                       Б) благочестивые и поучительные

                       В) назидательные и духовные

                       Г) дидактические и праздничные.

10.Самые известные ораторы раннего христианства:

                        А) Василий Великий

                        Б) Иоанн Златоуст

                        В) Григорий Богослов

                        Г) Кирилл Солунский.

11. В «Деяниях саксов» Видукинд прославляет:

             А) независимость королевской власти от папства

             Б) приоритет церкви

             В) двоевластие императора и папы Римского

              Г) власть народа.    

12. Назовите место, где появилась первая «газета»:

                              А) Франкфурт

                              Б) Аугсбург

                              В) Рим 

                              Г) Венеция.

13. Назовите место изобретения печатного станка:

                               А) Страсбург

                               Б) Нюрнберг

                               В) Цюрих

                               Г) Майнц.

14. Кто считается издателем первой французской газеты?

                          А) Пальма де Кайе

                          Б) Теофраст Ренодо

                          В) Эмиль де Жирарден

                          Г) Людовик XIV.

15. Смысл открытых писем Данте Алигьери:

                А) присоединение к германской империи

                Б) установление республики

                В) объединение государств в империи

                Г) упрочение власти Папы Римского.

16. Кто признавал свободную волю человека?

                                А) Лютер

                                Б) Эразм Роттердамский

                                В) Мюнцер

                                Г) Гуттен.

17. Как называется остросатирическое произведение, высмеивающее общественные явления Англии 17 века?

                                А) пародия

                                Б) сатира

                                В) фельетон

                                Г) памфлет.

18. Назовите публициста – автора первой концепции свободы слова:

                                        А) Мор

                                        Б) Кромвель

                                        В) Мильтон

                                        Г) Лильберн.

19. С каких изданий началась журналистика в Америке?

                                 А) рукописных

                                 Б) машинописных

                                 В) литографических

                                 Г) печатных.

20. Назовите журналы Аддисона и Стила:

                                     А) Болтун

                                     Б)  Зритель

                                     В) Остроумец

                                     Г) Пустомеля.

21. Какой вид общественного переустройства пропагандировал Д.Уинстенли?

                        А) коммунистическое

                         Б) олигархическое

                         В) республиканское

                         Г) теократическое.

22. В какой английской газете впервые появляются профессиональные репортеры?

                                    А) Таймс

                                    Б) Морнинг кроникл

                                    В) Гардиан

                                    Г) Инглишмен.

23. Памфлеты Т.Пейна были направлены:

                 А) на утверждение монархии

                 Б) против отделения от Англии

                 В) против рабства негров

                 Г) против английской власти.

24. Каков пафос газеты Бриссо «Французский патриот»:

                           А) развал монархии

                           Б) казнь королевы

                           В) союз с Англией

                           Г) свобода печати.

25. Памфлеты Марата направлены против:

                        А) коррупции министров

                        Б) личной свободы

                        В) Робеспьера

                        Г) революции.

 

Вариант 3.

1. Основной метод китайской риторики:

                           А) убеждение

                           Б) внушение

                           В) наставление

                           Г) толкование.

2. Какая китайская газета издается с 10 века по настоящее время?

                            А) Императорские хроники

                            Б) Деловой курьер

                            В) Столичный вестник

                            Г) Дворцовый хронометр.

3. Центры коммуникации Древней Греции:

                                    А) агора

                                    Б) сенат

                                    В) термы

                                      Г) театр.

4. Смысл филиппик Демосфена?

                        А) наказание сенаторов

                        Б) целостность государства

                        В) разоружение армии

                        Г) распределение государственных доходов.

5. Кто издал указ об издании массовой газеты в Древнем Риме?

                                  А) Цицерон

                                  Б) Цезарь

                                  В) Тиберий

                                  Г) Катулл.

6. Что такое катилинарии Цицерона?

                     А) образец государственного красноречия

                     Б)  судебного

                     В) военного

                     Г) этического.

7. Кто основал прагматическую историографию?

                    А) Геродот

                    Б) Фукидид

                    В) Ливий

                    Г) Светоний.

8. Историческая публицистика Лиутпранда имела характер:

                   А) документальный

                    Б) субъективный

                    В) описательный

                    Г) риторический.

9. Какой характер имели рукописные новости?

                                    А) военный

                                    Б) морской

                                    В) коммерческий

                                    Г) политический.

10. Судьба типографии Гутенберга?

                             А) продана за долги

                             Б) разграблена

                             В) сожжена

                             Г) перевезена в Англию.

11. Прообразом информационного агентства был (а,о)

                А) Бюро торговых известий в Венеции

                 Б) Торговый дом Фуггеров в Германии

                 В) Имперская почта в Вене

                 Г) Копировальное бюро в Париже.

12. Кто такие ординарцы?

                    А) помощники в типографии

                    Б) осведомители монастырей

                    В) распространители рукописных ведомостей

                    Г) печатники в университетах.

13. Кто разделял позицию Эразма (о значении добрых дел) в споре с Лютером?

                                    А) Данте

                                 Б) Мор

                                 В) Мюнцер

                                 Г) Кромвель.

14. Керигматические тексты утверждают:

                                  А) колониальную власть

                                   Б) королевскую власть

                                   В) приоритет Библии

                                   Г) приоритет закона.

15. Первой ежедневной газетой является:

                                А) «Лондонская газета»

                                Б) «Майнцская газета»

                                В) «Лейпцигская газета»

                                     Г) «Парижская газета».

16. «Ареопагитика» Дж.Мильтона подражает речам древних ораторов:

                                    А) богатой ассоциативностью

                                    Б) полемической страстностью

                                    В) логикой доказательств

                                    Г) стихотворной формой.                                         

17. Кто из английских писателей 18 века осуществлял политику «свой среди чужих»?

                                             А) Дефо

                                            Б) Аддисон

                                             В) Свифт
                                             Г) Стил.

18. Принципы нравоучительных журналов Аддисона и Стила:

                                   А) акцент на вымысел

                                   Б) желание разбогатеть

                                   В) приобщение к истории
                                    Г) поиск «золотой середины».

19. «Сказка бочки» Дж. Свифта — произведение

                    А) фантастическое

                    Б) аллегорическое

                    В) пародийное

                    Г) ироническое.

20. Назовите старейшую в мире газету, издающуюся сегодня:

                                     А) «Парижская газета»

                                     Б) «Лондонская газета»

                                     В) «Римская газета»

                                     Г) «Берлинская газета».

21. Когда и где произошло разделение на журналистов и газетчиков?

                                А) 1 век. Рим.

                                Б) 14 век. Италия

                                В) 17 век. Англия

                                Г) 18 век. Франция.

22. Преобладание литературно-критической публицистики в Германии XVIII века объясняется:

                     А) территориальной раздробленностью

                     Б) политической активностью

                        В) жестокой цензурой

                        Г) театральными реформами. 

23. Полемика федералистов и республиканцев США заключалась

             А) в формах государственного правления

             Б) в отмене рабства

             В) в диалоге с индейцами

             Г) в названии страны.

24. Газеты графа Мирабо направлены на:

                  А) сохранение монархии

                  Б) свержение абсолютизма

                  В) замену монарха

                  Г) отставку монарха.

25. Смысл «Речи фонаря» К. Демулена:

                    А) протест против насилия

                    Б) защита роялистской партии

                    В) республика – золотой век человечества

                    Г) всемирная революция.

 



ВОПРОСЫ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА

1. Истоки СМИ. Особенности передачи информации Древнего Востока. Разновидности письма. Зарождение журналистики в Императорском Китае. Музыкальная палата. Своеобразие древнекитайской риторики и дибао.

2. СМИ Древней Греции. Общественный характер устной коммуникации: агора, святилище, театр, народное собрание, суд, эллинские игры, гимнасия, мусейон и библиотека.

3. Типы публичного слова Древней Греции. Специфика красноречия: Горгий, Лисий, Исократ. Демосфен и его знаменитые речи.

4. Ораторское искусство Древнего Рима. Риторика и политика в диалогах Цицерона: речи против Катилины. Цицерон об идеальном ораторе. 

5. Античная историография и эпистолография как прообразы публицистики. От Геродота до «Записок» Юлия Цезаря. Жанр биографического эссе Плутарха. Рукописные газеты в Риме: Acta senatus и Acta diurna populi romani.

6. Характер публицистики раннего Средневековья: проповеди (Нагорная проповедь), притчи и послания (апостола Павла). Борьба с ересями. Средневековая историография. 

7. Западная христианская публицистика: письма Амвросия и Иеронима, «Исповедь» Августина. Византийская публицистика: беседы Василия, «Слово огласительное» и «Письма к Олимпиаде» Иоанна Златоуста. Деятельность Кирилла и Мефодия Солунских.

8. Роль рукописной информации и сбор вестей в средневековой Европе: Венеция, Нюрнберг, Бюро Фуггеров в Лейпциге. Сенсационность летучих листков. Первая аналитическая информация. Смеховая городская культура.  

9. Жанры публицистики итальянского Возрождения: политическая речь, трактат, открытое письмо. Данте «Монархия» и «Письма». Роль писем Петрарки. Понятие справедливости у Салютати, Аретино и Пальмиери.

10. Изобретение печатного станка И.Гутенбергом. Печатная книга как часть духовной жизни и её распространение. Введение цензуры в Европе и цензурные ограничения.

11. Этапы Реформации в Европе. Борьба М.Лютера против католического авторитаризма, произвола инквизиции и жестокой цензуры («95 тезисов).

12. Полемика М.Лютера с Э.Роттердамским: «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» и Т.Мором. Сатира на современность и идеальное общество в «Утопии» Т.Мора. 

13. Первые печатные газеты в Германии и Англии. «Английские Меркурии». Политическая публицистика Английской революции. Партийная печать: «Ареопагитика» Д. Мильтона, памфлеты Д.Лильберна и Д.Уинстенли. Война памфлетов.

14. Зарождение печати в абсолютистской Франции. Значение эпистолярной литературы. Роль Т.Ренодо в создании «Французской газеты». Печать и власть. «Журналь де саван» — первое журнальное издание.

15. Немецкая печать XVII века и цензура. Первая ежедневная газета. Истоки американской публицистики XVII века. Пуританский период и роль проповедей. Керигматические тексты. Проблемы толерантности и свободы слова. Памфлетная война Д.Коттона и Р.Уильямса.

16. Английская периодика после Билля о правах. Просветительская публицистика в Англии XVIII века. Д.Дефо — публицист и журналист. Памфлеты Дж.Свифта «Сказка бочки», «Письма суконщика» и «Скромное предложение» как образцы сатирического литературного мастерства.  

17. Нравоучительная журналистика Р.Стила и Дж.Аддисона. Журналы «Болтун», «Зритель» и начало литературно-художественной журналистики. Категория остроумия и прием маски. Влияние на европейскую прессу.

18. Немецкая периодика XVIII века. Типы изданий. Нравоучительные издания. Просветительская роль прессы Г.Э.Лессинга, Х.Шубарта, Х.М.Виланда и Г.Форстера. Эстетическая революция «Атенея» Ф.Шлегеля.

19. Журналистика Северной Америки XVIII века. Бостонская модель газет. Франклиновская концепция периодического издания. «Пенсильванская газета». Публицистика Т.Пейна и её роль в подготовке Войны за независимость и Американской революции.

20. Радикализация американской прессы во время Американской революции. Политическая борьба ведущих журналистов. Федералистские и республиканские издания. Концепция свободы печати Т.Джефферсона.

21. Французская журналистика XVIII века и законы о печати. Ежедневная газета «Журналь де Пари». Роль «Энциклопедии» Д.Дидро и трактатов Ж.-Ж.Руссо в подготовке революции. Роялистские и революционные издания. Деятельность графа Мирабо-журналиста. Газеты жирондистов и Бриссо.

22. Деспотизм свободы. М.Робеспьер и Конвент. Марат о безграничной свободе печати. Публицистика К.Демулена: памфлеты «Свободная Франция» и «Речь фонаря». Газета «Старый кордильер» и политика торможения революции. Демократический характер  газеты «Папаша Дюшен» Эбера.

 

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия:

1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики. М., 2003. С. 9—50, 59—83.

2. Бронич М.К. Очерки истории зарубежной журналистики. Часть 1: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 2006.

3. Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

4. Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). М., 1999.  

5. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2000. С. 29—39, 286—290.

6. Лучинский Ю.В. Журналистика и проблемы формирования национальной социокультурной модели в Америке. Краснодар, 1997.

7. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

8. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989.

9. Сергеев Г.И. От дибао до «Жеминь жибао» — путь в 1200 лет. М., 1989. С. 7—29.

10. Соколов В.С. Периодическая печать Франции. СПб, М., 1996.

11. Трыков В.П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны: Учебное пособие. М., 2007. С. 3—145.

12. Цветков Ю.Л. Возникновение российской прессы в контексте истории мировой печати // Ивановская журналистика и развитие СМИ: К трехсотлетию российской печати. Иваново, 2004. С. 41—53. 

13. Цветков Ю.Л. Зарубежное страноведение в исследованиях массовых коммуникаций // Журналистика, реклама и связи с общественностью. Иваново, 2013. С.8–14.

 

Антологии:

1. История печати: Антология: Т. 1. М., 2001. (Д.Мильтон. О свободе печати (Ареопагитика), Л.Саламон. Всеобщая история прессы, Н.Новомбергский. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России).

2. История печати: Антология: Т. 2. М., 2001. (К.Бюхер. Происхождение газеты; Сб-к «Периодическая печать на Западе»; Е.В.Тарле. Печать во Франции при Наполеоне, Е.В.Львов-Рогачевский. Печать и цензура).

3. История печати: Антология: Т. 3. М., 2008. (Г.Буасье. Газета Древнего Рима. М.Шедлинг. Очерки по истории мировой почты. В.Лазурский. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона).

 

Дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

2. Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

4. Денисова Н.А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XV века // Средние века. М., 1964. Выл. 20.

5. Душенко К. В. Универсальный цитатник политика и журналиста: 6000 цитат о политике, правосудии и журналистике. М., 2004.

6. Жан Ж. История письменности и книгопечатания. М., 2005.

7. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

8. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

9. Камиль Демулен–журналист: Учебно-метод. пособие. М., 1988.

10. Корелин М. С. Петрарка как политик // Корелин М. С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1896.

11. Кристен О. Реформы Лютера, Кальвина и протестантизм. М., 2005.

12. Люблинский В.С. На заре книгопечатания. СПб., 2006.

13. Мак-Люэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатающего. М., 2005.

14. Мкртчян А.А. История журналистики США ХVIII—XIX вв.: Пособие по курсу. М., 1995.

15. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

16. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

17. Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

18. Соколов В.С. Периодическая печать Франции. СПб., 1996.

19. Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. М., 2003.

20. Стасюлевич М. М. История средних веков. М., 1999.

21. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2002.

22. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.

23. Цицерон. 2000 лет со времени смерти: Сб. статей. М., 1956.

24. Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. М., 2011.

 

  1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Http://pubanvast.info

Http://www.litportal.ru

Http://az.lib.ru

Http://www.about.art.ru

Http://culture.niv.ru

Http://fashion/artyx.ru

Http://psujorn/narod.ru

Http://www.imressionism/ru

Http://worlds.ru

Http://jorn.ru

Http://www.Punch.co.uk

Http://computer-museum.ru

Http://pseudology.org

Http://telesputnik.ru

Http://vestnik.com

Http://kurierweb.com

Http://svoboda.org

Http://olradio.al.ru

Http://chipinfo.ru

Http://psyfactor.org.ru

Http://www.historycus.ru

Http://www.rusgermhist.ru

Http://adolfgiter.info.ru

Http://jourfac.narod.ru

http:// www.ksei.ru

http:// www.lib.susu.ac.ru

http:// www.washprofile.org.ru

http:// www.gipp.ru

 http://jorn.msu.ru

Http://www.referater.ru

Http://bestreferat.ru

Http://wikipedia.org

ГЛОССАРИЙ

 

Аболиционизм –(лат. abolition – отмена) – общественное движение за отмену какого-либо закона. В 18-19 веках в США – борьба за отмену рабства негров.

Авторская маска –способ сокрытия автором собственного лица с целью создания у читателя отличного от реального образа, в отдельных случаях прием мистификации.

Агиография –(греч. hagios – святой, graphō – пишу) – житие, основной жанр церковной словесности, повествующий о мученическом подвиге веры.

Агитация– (лат. аgitatio – приведение в движение) – воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания или призыва.

Агонистика – (греч. 'αγωυ – состязание, борьба, бой) – неудержимое стремление к любым состязаниям в общественной жизни как отличительная черта древнегреческой жизни.

Агора– (греч. agora) – торговая площадь и место народных собраний в древнегреческих городах.

Азианство – нагромождение красивостей, патетики и сложности в речах римлян-республиканцев.

Амплификация – прием античной риторики, нацеленный на преувеличение и раздувание сомнительных фактов, например, в речах Цицерона.

Анналы – (лат. аnnus – год) – древнеримские и средневековые летописи. В широком смысле — запись наиболее значительных событий по годам.

Астроним – (греч. astrōn – звезда, onyma – имя) – обозначение имени автора звездочками. Первоначально в Европе для обозначения астронима использовались знаки небесных тел.

Аттицизм – (греч. attikismos) – утонченность образной речи жителей древнегреческой Аттики, а также ясный и изящный стиль римской публицистики: «Записки» Гая Юлия Цезаря.

Баофан – китайские издательства, печатавшие «Столичный вестник».

Бард – (др. ирл. bard) – придворный певец в древней Ирландии, прославляющий подвиги королей и вождей. В широком смысле – исполнитель своих песен.

Бустрофедон – (греч. bus – бык, strephō – поворачиваю) – тип древнегреческого письма (первая строка справа налево, вторая строка слева направо без пробелов), воссоздающего движение быка, пашущего поле.

Глосса – (греч. glōssa – язык, говор) – перевод или толкование непонятного слова в древних памятниках письменности.

Гомилетика – (греч. homileō – общаюсь с людьми) – раздел богословия, в котором рассматриваются вопросы христианской риторики.  

Гомилии– проповеди назидательного характера.

Дайджест – (англ. digest – краткое изложение, резюме) – издание, статья или подборка материалов, которые представляют собой краткие аннотации или основные положения содержания.

Диатриба – (греч. diаtribē – разговор, речь) – проповедь на философско-моральную тему в форме дискуссии с воображаемым собеседником (Гораций, Ювенал, Сенека), литературная основа христианской проповеди.

Дибао – китайские газеты.

Диффамация – (лат. diffamāre – порочить) – опубликование сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.

Догма – (греч. dogma – мнение, учение) – положение, принимаемое на веру за непреложную и неизменную истину.

Доктрина – (лат. doctrina) – учение или научная теория, система, руководящий принцип.

Евангелие –(греч. еyaggelion – благая весть) – проповедуемое странствующими пророками «благовестие» о Христе.

Ересь– (греч. hairesis – особое вероучение) – вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии.

Идеология – совокупность общественных идей и теорий, которые отражают социальную действительность с точки зрения интересов социальных групп, институтов или объединений.

Инвектива– (лат. invectio – нападки, брань) – резкое обличение кого или что-либо в стихах или прозе.

Инкунабулы – (лат. incunabula – колыбель) – печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (сер. XV века) до 1 января 1501 года. Известно ок. 40 тыс. инкунабул (ок. 500 тыс. экземпляров).

Ислам – (араб. – покорность) – одна из мировых религий, основателем которой считается Мухаммед, объявивший себя посланником Аллаха. Вероучение изложено в Коране.

Иудаизм – монотеистическая религия с культом бога Яхве, возникла в 1 тысяч. до н. э. в Палестине, распространена среди евреев. Основные положения собраны в Талмуде.

Католицизм – (греч.– katholikos – всеобщий, вселенский) – христианское вероучение с церковной организацией во главе с папой Римским в Ватикане. Особенности веры: филиокве, непорочное зачатие Марии и её вознесение, святость папы, разграничение между клиром и мирянами, целибат.

Керигматические тексты –(греч. kerigma – послание) – пуританская публицистика, проистекающая из особого статуса Библии как универсального послания, формирующего пуританскую модель мира и человека.

Кодекс – (лат. codex) – 1) единый законодательный акт, регулирующий какую-либо область общественных отношений, 2) В Древнем Риме форма книги из скрепленных вместе вощеных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет форму кодекса в виде книжного блока.

Компиляция– (лат. compilatio – ограбление) – составление текста путем заимствования фрагментов чужих произведений.

Коньектура– (лат. conjectura – догадка) – исправление испорченного текста или расшифровка его частей, не поддающихся прочтению.

Логии –речения Иисуса Христа в устной традиции и Евангелиях.

Логографы – (греч. logos – слово, graphō – пишу), 1) тот, кто записывал предания о мифических событиях, 2) составители судебных речей в Афинах от имени клиентов применительно к их характеру и образованности. Крупнейший логограф – Лисий.

Мáксима –(лат. maxima regula – высший принцип) – вид афоризма, сентенция, наставительная форма изложения, расцвет в XVIII веке (Б. Паскаль, Ф. Ларошфуко).

Мúмесис –(греч. mimēsis – подражание) – воссоздание внутренних закономерностей предмета или внешнего облика в античной философии и риторике.

Макаризмы – евангельские заповеди блаженства.

Маргиналии – (лат. marginalis – находящийся на краю) – записи, заметки на полях рукописи или книги.

Мениппова сатира –(лат. Saturae Minippeae) – свободное сочетание стихов и прозы серьезного или несерьезного содержания. Эллинский философ Менипп (III в. до н. э.) в фантастической форме высмеивал человеческие слабости и философские школы.

Некролóг – (греч. nekros – мертвый, logos – слово) – статья о недавно умершем человеке, содержащая сведения о нем и оценку его деятельности.

Общественное мнение –проявление общественного сознания, выражающееся в оценках социальными группами актуальных проблем современности.

Общие места – (лат. loci communes) – в античной риторике рассуждения на известные темы, переносимые их речи в речь: «сколь ужасна измена отечеству».

Очерк – прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Первые нравоучительные очерки появились в журналах Дж. Аддисона и Р. Стила «Болтун» и «Зритель».

Палимпсест – (греч. palimpseston – выскобленный для нового текста) – рукопись на пергаменте поверх полусмытого или соскобленного текста, который можно восстановить. Так стали известны многие памятники древности.

Памфлет – (англ. pamphlet) – злободневное публицистическое произведение, обличение социально-политического характера.

Панегирик – (греч. panegyrikos – всенародная речь) – хвалебная речь в античности в честь города, божества или подвигов. Впервые у Исократа. То же, что и энкомий.

Пасквиль – (ит. pasquillo) – произведение клеветнического характера с заведомо ложными нападками, имеющее целью оскорбить лицо или явление. Происходит от Пасквино, имени школьного учителя XV в. в Риме, сочинителя ядовитых эпиграмм на высокопоставленных лиц.

Патерúк – сборники рассказов о жизни праведных монахов и отшельников.

Патристика –(греч. pater – отец) – произведения «отцов церкви» II–VIII веков, в которых излагались основы христианского богословия.

Письмовник – сборник образцов литературно украшенных посланий частным лицам в средневековой Европе и Древней Руси.

Плагиат –( лат. plagio – похищаю) – воспроизведение чужого текста под своим именем. То же, что и компиляция.

Плеоназм – (греч. pleonasmos – излишек) – многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но и для стилистической выразительности.

Плюрализм –(лат. pluralis – множественный) – множество общественных интересов различных социальных групп или институтов.

Пресса –(от нем., англ. «press» – печатать) – печатные периодические издания: газеты, журналы, альманахи и т.д.

Притча – назидательный рассказ в аллегорической, иносказательной форме. Широко известны притчи из Нового Завета.

Пропаганда –(лат. propaganda – подлежащее распространению) – распространение политических, философских, религиозных и иных идей и знаний с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения.

Проповедь– 1) произведение ораторского характера, содержащее требования этического или религиозного характера, 2) речь церковнослужителя в конце литургии, 3) активное распространение каких-либо идей или взглядов.

Протестантизм –(лат. protestans – возражающий, несогласный) – название вероучений, возникших в ходе Реформации 16 века как протест против римско-католической церкви: лютеранство, кальвинизм, евангелизм, англиканство.

Публицистика – (лат. publicus – общественный), произведения, посвященные актуальным проблемам текущей жизни общества, средство выражения плюрализма общественного мнения.

Пуританизм –(лат. purus – чистый) – религиозно-политическое движение в Англии и Америке, направленное против абсолютизма и англиканской церкви. Пуритане выступали за выборность в церковных общинах, проповедовали «мирской аскетизм», выступали против роскоши, не признавали постов, святых и требовали отделения церкви от государства.

Риторика– (греч. rhetorikē), наука об искусстве красноречия и шире – о художественной прозе вообще.

Сикофант – (греч. sykophantēs) – профессиональный доносчик и клеветник в Древних Афинах.

Софистика –(греч. sophismē – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики) – учение софистов в Древней Греции (Протагор, Горгий). Их взгляд на мир и нравственность отличались крайним релятивизмом и прадоксальностью, по сути, абсурдом.

Схолия – (греч. scholion – толкование) – комментарий к малопонятному месту древних текстов в античности и в средние века.

Толерантность– (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Тривий –(лат. trivium) – основа богословского образования в средние века: риторика, диалектика и грамматика.

Факсимиле – (лат. fac simile – делай подобное) – точное воспроизведение рукописи, документа или подписи.

Фигуры – (лат. figura очертания, образ, красота) – любые обороты речи, отступающие от нормы разговорной «естественности», например, «горгиевы фигуры» в античной риторике.

Цензура– (лат. censura) – система государственного надзора за печатью и СМИ. Возникла в Западной Европе в XV веке, в России – в начале XVIII. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную.

Энкомий – (греч. enkomion – восхваление) – хвалебная речь, то же что и панегирик.

Эпистола –(греч. epistolē – послание, письмо) – послание с просьбой или пожеланием в стихах от Горация до 19 века.

Эпистолярная литература – переписка, изначально задуманная как публицистическая и художественная проза для широкого круга читателей.

Эссе – (фр. essai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее соображения по конкретному вопросу (Лукиан, М.Монтень).

ОГЛАВЛЕНИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...