Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гипогликемическая кома - это тяжелейшее проявление гипогликемии.




 

· Легкая гипогликемия - (вне зависимости от степени выраженности симптомов) когда больному самостоятельно удается купировать ее приемом углеводов

· Тяжелая гипогликемия - (с различной степенью нарушения сознания) для выведения из которой требуется помощь другого лица, в виде парентерального введения глюкозы или пероральной дачи углеводов пациенту

Основная причина гипогликемии

Избыток инсулина в организме по отношению к поступлению углеводов извне (с пищей) или из эндогенных источников (продукция глюкозы печенью), а также при ускоренной утилизации углеводов (мышечная работа).

Провоцирующие факторы:

  • Непосредственно связанные с медикаментозной сахароснижающей терапией
    • Передозировка инсулина, ПСМ или глинидов (новонорм, старлекс): ошибка больного, неисправность инсулиновой шприц-ручки или глюкометра, намеренная передозировка, ошибка врача (слишком низкий целевой уровень гликемии, слишком высокие дозы)
    • Изменение фармокенетики инсулина или пероральных препаратов: смена препарата, почечная и печеночная недостаточность, неправильная техника инъекций.
    • Повышение чувствительности к инсулину: длительная физическая нагрузка, ранний послеродовый период, надпочечниковая или гипофизарная недостаточность
  • Связанные с питанием
    • пропуск приема пищи или недостаточное количество углеводов
    • прием алкоголя
    • ограничение питания для снижения массы тела
    • замедление опорожнения желудка (при автономной нейропатии)
    • рвота
  • Беременность (первый триместр) и кормление грудью

Клиническая картина

  • Вегетативные симптомы: сердцебиение, дрожь, бледность кожи, потливость, мидриаз, тошнота, сильный голод, беспокойство, тревога, агрессивность
  • Нейрогликопенические симптомы: слабость, нарушение концентрации, головная боль, говокружение, сонливость, парастензии, нарушения зрения, растерянность, дезориентация, дизартрия, нарушение координации движений, спутанность сознания, кома, возможны судороги и другие неврологические симптомы.

Чем быстрее снижается уровень глюкозы в крови, тем обычно ярче проявляются симптомы.

Показатели липидного спектра при сахарном диабете

Особенности липидного спектра при СД–2 характеризуется «липидной триадой», которая включает:

· увеличение концентрации триглицеридов,

· снижение уровня холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) и

· преобладание в крови мелких плотных частиц липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) фенотипа В при пограничных значениях ХС ЛПНП.

Такое состояние является следствием следующих событий: в результате инсулинорезистентности и недостаточной секреции инсулина нарушается постпрандиальная регуляция липидов, повышается уровень свободных жирных кислот (СЖК) в крови, увеличивается выработка ЛПОНП печенью и снижается их гидролиз липопротеинлипазой, что приводит к росту количества богатых триглицеридами циркулирующих липопротеидных частиц. Вторично снижается концентрация ХС ЛПВП из-за повышенного переноса эфиров ХС из ЛПВП в ЛПОНП и хиломикроны в обмен на триглицериды.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Сахарный диабет, определение.

2. Методы определения содержания глюкозы в крови.

3. Принципы глюкозооксидазного и гексокиназного методов.

4. Способы ранней диагностики сахарного диабета.

5. Определение антител к β-клеткам поджелудочной железы, роль в диагностике СД.

6. Определение проинсулина и С-пептида, роль в диагностике СД.

7. Критерии компенсации сахарного диабета.

8. Гликозилированный гемоглобин, понятие.

9. Ранняя диагностика сахарного диабета: гликозилированный гемоглобин и фруктозамин.

10. Показатели липидного спектра при сахарном диабете.

11. Постпрандиальная гипергликемия, понятие.

12. Гипокликемическая кома, причины возникновения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Записать протокол практического занятия с указанием ее цели и задачи, основных принципов определения глюкозы в крови, способов ранней диагностики сахарного диабета, понятии о гликозилированном гемоглобине и его роли в диагностике сахарного диабета, гипогликемической коме

2. Интерпретировать результаты содержания гликозилированного гемоглобина. Дать заключение с внесением в протокол.

3. Записать основные сдвиги в показателях липидного спектра. Дать заключение с внесением в протокол.

 

МЕТОДИЧКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема: Сахарный диабет. Определение, классификация и клинические признаки. Абсолютная и относительная недостаточность инсулина. Влияние инсулина на метаболизм. Содержание глюкозы в цельной крови и плазме. Диагностические критерии сахарного диабета I и II типов. Гипергликемия и глюкозурия. Нарушенная гликемия натощак, нарушенная толерантность к глюкозе, постпрандиальная гипергликемия

Цель занятия:изучить основные методы определения содержания глюкозы, маркеры ранней диагностики сахарного диабета, уметь выявлять маркеры сосудистого риска.

Знать:

- методы определения содержания глюкозы;

- основные маркеры ранней диагностики сахарного диабета ;

- гликозилированный гемоглобин и фруктозамин – как эффективный котроль гипергликемии;

- оценку сосудистого риска при сахарном диабете;

- понятие о гипогликемической коме.

Уметь:

- интерпретировать полученные результаты содержания гликозилированного гемоглобина;

- оценивать показатели липидного спектра.

Порядок проведения занятия:

№ п/п Вид деятельности Время
1. Решение организационных вопросов (режим, проверка присутствующих, тема, цель и задачи занятия) 5 мин.
2. Опрос по теме 20 мин.
3. Объяснение преподавателя и демонстрация таблиц: «Сахарный диабет и его формы», 10 мин.
4. Самостоятельная работа студентов 45 мин.
5. Подведение итогов практической работы 5 мин.
6. Проверка протоколов, уборка рабочих мест 5 мин.
Итого   2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Сахарный диабет, определение.

2. Методы определения содержания глюкозы в крови.

3. Принципы глюкозооксидазного и гексокиназного методов.

4. Способы ранней диагностики сахарного диабета.

5. Определение антител к β-клеткам поджелудочной железы, роль в диагностике СД.

6. Определение проинсулина и С-пептида, роль в диагностике СД.

7. Критерии компенсации сахарного диабета.

8. Гликозилированный гемоглобин, понятие.

9. Ранняя диагностика сахарного диабета: гликозилированный гемоглобин и фруктозамин.

10. Показатели липидного спектра при сахарном диабете.

11. Постпрандиальная гипергликемия, понятие.

12. Гипокликемическая кома, причины возникновения

ОБЪЯСНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В процессе объяснения преподаватель останавливается на основных методах определения содержания глюкозы, основных маркерах ранней диагностики сахарного диабета, критериях компенсации сахарного диабета, обращает внимание студентов на роль гликозилированного гемоглобина фруктозамина в эффективном контроле гипергликемии.  

Поясняет нарушения в липидном обмене при сахарном диабете.

Обращает внимание на развитие постпрандиальной гипергликемии, причин возникновения гипогликемической комы.

 

Демонстрация:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...