Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа учебного курса «Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»




Пояснительная записка

 «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

Однако развитие медиапедагогики будет малоэффективным без знания основных методов организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования.

Вот почему актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами методологии и методики научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования.

Объект учебного курса – процесс научного исследования в области медиакультуры и медиаобразования.

Предмет учебного курса – методология и методика научного исследования в области медиакультуры и медиаобразования.

Цель учебного курса: анализ основных принципов и подходов в области научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования.

Задачи учебного курса:

-изучение научно-исследовательского аппарата по тематике медиакультуры и медиаобразования;

-характеристика основных типов научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования;

-практический тренинг в области организации и проведения конкретных научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования;

       Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования;

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике (в особенности по теме научно-педагогических исследований), психологии, искусствоведению, культурологии и т.д.

Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «Психология» «Культурология», «Философия» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия медиаобразования («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» и др.);

-терминологию аппарата научного исследования («тема исследования», «актуальность исследования», «объект и предмет исследования», «гипотеза исследования» и т.д.)

-ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования;

Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Оценка итоговых знаний и умений студентов.

Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса.

-«отлично»: высокий уровень знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, способность на практике осуществить квалифицированное исследование по этой тематике;

-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, способность на практике осуществить квалифицированное исследование по этой тематике с небольшими технологическими погрешностями;

-«удовлетворительно»: средний уровень знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, способность на практике осуществить квалифицированное исследование по этой тематике только под постоянным контролем преподавателя, отсутствие самостоятельного подхода при практическом проведении исследования;

 -«неудовлетворительно»: низкий уровень знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, практическая неспособность проведения научного исследования.

 

Тематический план учебного курса «Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
1 Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования. Терминология аппарата научного исследования 1 -
2 Характеристика основных типов научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования 3 -
3 Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования 4 -
4 Практический тренинг в области организации и проведения конкретных научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования 2 10
5 ИТОГО: 20 час. 10 10

Итоговая форма отчетности – зачет

 

Описание программы учебного курса ««Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»

Тема № 1. Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования. Терминология аппарата научного исследования

Понятие о научном исследовании. Цели и задачи организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования. Методологические принципы исследования (принцип целостного изучения явлений, комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип изучения явлений в развитии, принцип историзма и др.). Методологические требования к исследованию. Терминология аппарата научного исследования (предмет и объект, цели и задачи, гипотеза и др.).

Тема №2. Характеристика основных типов научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования

       Социологические, педагогические, исторические, искусствоведческие, культурологические, психологические научные исследования в области медиакультуры и медиаобразования. Особенности организации и проведения данных типов научных исследований. Роль научных фондов и грантовых конкурсов в организации современных исследований.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...