Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы исследования: ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ




Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮИССЛЕДОВАНИЯ «ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ»

ПО ОП.09. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Лечебное дело

(углубленная подготовка)

Составитель:

Преподаватель Остапова Татьяна Сергеевна

 

Раменское

2017

Содержание

1. Роль самостоятельной работы студентов при планировании, подготовке и проведении различного рода опросов

2. Общая характеристика содержания самостоятельной работы студентовпри планировании, подготовке и проведении исследования «Изучение отношения населения к вакцинации»

3. Дизайн исследования «Изучение отношения населения к вакцинации»


 

1.Активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности реализуются при проведении различных исследований, в планировании, подготовке и проведении которых задействованы сами обучающиеся.Самостоятельная работа студентов в ходе проведения различного рода опросов позволяет в определенном смысле перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их созидателя, умеющего как сформулировать проблему, так и проанализировать пути решения, найти оптимальный из предложенныхвариантов, и грамотно обосновать его. Так, в начале настоящего проекта студенты совместно с преподавателем дисциплины ОП.09. Основы микробиологии и иммунологиисформулировали цели и задачи исследования,разрабатывали вопросы для анкеты, предполагали те или иные результаты работы. Необходимость не только индивидуального участия, но и демонстрация навыка работы в команде в данном случае были большим преимуществом. И каждый студент в той или иной мере внёс свой вклад в данный проект. Результатом проведения опроса в тот год стала презентация итогов в виде слайд-презентации студентам колледжа, а также заочное участие студентки специальности 31.02.01 Лечебное дело в III Всероссийской 14 межрегиональной с международным участием научной сессии молодых ученых и студентов «Современное решение актуальных научных проблем медицины» с публикацией тезисов в специальном выпуске рецензируемого научно-практического электронного журнала «МедиАль» (журнал имеет полнотекстовую версию в электронной библиотеке www.elibrary.ru /система Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)). В последующие годы предоставляется возможность сопоставлять результаты опроса с предыдущими и видеть динамику отношения населения к вопросам вакцинопрофилактики. Таким образом, у студентов развивается и умение учиться, и формируется способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

2. Опрос – это метод, который позволяет получить информацию о мыслях и оценках респондента в тех или иных сторонах действительности, о мотивах его поведения. В установленные преподавателем срокикаждый студент специальности31.02.01 Лечебное дело принимает участие в организации и проведении опроса населения по вопросам разработанной анкеты, приведенным в Приложении 1. согласно настоящим Методическим рекомендациям. В самостоятельную работу каждого обучающегося входит планирование проведения опроса – очное или дистанционное, следует установить примерный список предполагаемых респондентов. Роспечать или переписать от руки опросник в необходимом количестве экземпляров. Уметь провести краткий инструктаж респондента по особенностям заполнения опросника (при самостоятельном заполнении) либо уметь корректно заполнять бланк опросника исходя из устных ответов опрашиваемого. Запланировать время на осуществление данного вида деятельности. Опросить не менее 10 респондентов в установленные сроки согласно предложенному дизайну исследования. Далее полученные анкеты обрабатываются группой инициативных студентов, сводные данные анализируются. Результаты доводятся до всех студентов, принявших участие в исследовании.


Основные этапы исследования: ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ

Исследование является казуальным, т.е. может быть направлено на обоснование гипотезы, определяющей содержание выявляемых причинно-следственных связей, включающим как прикладную, так и теоретическую части.

Постановка проблемы. На решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Проблема: нарастающий отказ от вакцинации. Рост негативного отношения к вакцинации среди населения. Следствие этого – риск эпидемического неблагополучия.

Объектом исследования является население Раменского района, а также люди, временно проживающие на территории района; для онлайн анкетирования – опрос проводится без привязки к району, но только для жителей Российской Федерации. Предметом исследования является вакцинация: отношение населения к вакцинации, причины такого отношения (речь идёт о мнении людей, мотивах их поведения, оценках). Цель исследования- оптимизация процесса вакцинации в Раменском районе.Задача - нахождение наилучших путей этой оптимизации: повышение информированности о положительных аспектах вакцинации, о положительном опыте повсеместной вакцинации; психологическая поддержка вакцинируемых и лиц, принимающих решение о вакцинации (родители детей); демонстрация мнения авторитетных лиц в вопросах вакцинации (доктор Комаровский, представители шоу-бизнеса и др. опинион-лидеры) - для нужд прикладного исследования; и установление закономерностей отношения населения к вакцинации во взаимосвязи с различными нетрадиционными системами оздоровления, возможностью пользоваться ДМС (или оплачивать услуги врача) и пр. - для нужд теоретического исследования.

Выбор методов проведения исследования. Метод – массовый опрос в офлайн и анкетирование в онлайн формате. Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать требованиям выбранной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Вопросы анкеты. Для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, искомая информация. Кроме того, необходимо учитывать определенную специфику – уровень информированности опрашиваемых о предмете опроса (осведомленность в вопросах вакцинации лиц без медицинского или биологического образования), специфику их языка (степень владения тем или иным термином или понятием), традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и т.п.

В анкете будут применяться некоторые вопросы-фильтры, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой её части - тогда, когда этот задаваемый вопрос нужен только при условии, что человек отрицательно относится к вакцинации. Вопрос 6 (отношение к вакцинации) и вопросы 7,8 только для тех, кто отрицательно или нейтрально относится к вакцинации.

Также необходимы вопросы о фактах: делаются или не делаются прививки опрашиваемым. Потому что несмотря на отношение к вакцинации, фактическая картина (поставлена прививка или нет) может выглядеть иначе. Кроме того, вопросы о том, какой возраст, пол респондента, и есть ли у него дети – необходимая часть опроса.

Вопросы о знании. Цель этих вопросов - в получении сведений, свидетельствующих об информированности респондента в вопросах вакцинации. Таким вопросом мы проверяем, насколько мнение человека о проблеме вакцинации базируется на реальных знаниях (или зависит от чьего-либо мнения, например). Это вопросы 17-20.

Вопросы о мнении.Ответы на эти вопросы чаще всего содержат оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они сильнее обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроений. Однако при отсутствии глубоких знаний в вопросах вакцинации, мнения о пользе или вреде прививок формируются под воздействием разных факторов – например, чужих мнений, информации из средств массовой информации или от качества обслуживания в ЛПО, осуществляющих вакцинацию.

Решено не включать в анкету вопросы о мотивах. Исследование мотивов поведения человека предъявляет высокие требования как к технике опроса, так и к системе построения индикаторов. Опрашиваемым легче говорить о фактах, поведении, ситуациях, чем судить о собственных мотивах поведения в вопросах прививок, т.е. человек не всегда способен объективно оценить причины того или иного решения, принятого по исследуемому вопросу. Это также обусловлено и тем, что оценка или обоснование действий в прошлом затруднительна.

По технике заполнения будут использованы как открытые вопросы, дающие респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимость индивидуального сознания, запаса информации, и т.п., в также закрытые вопросы, предполагающие наличие готовых вариантов ответов.

Процесс получения данных: опрос в офлайн формате или анкетирование в онлайн формате. Сроки проведения исследования (сбор данных) –февраль – март учебного года (студенты приступают к изучению иммунологии). Обработка данных – в течение марта-месяца. Презентация полученных результатов и материалов – апрель.

 Обработка и анализ данных.

Поиск значимых связей между фактами, полученными в ходе исследования. Обработка данных в программе Excel 2016.

Разработка выводов и рекомендаций: полученные в ходе исследования данные должны подтвердить наше предположение о значимости источников информации о вакцинации: мнения о пользе или вреде прививок формируются под воздействием разных факторов – например, чужих мнений, информации, полученной из средств массовой информации или от качества обслуживания в ЛПО, осуществляющих вакцинацию. Рекомендации – проведение информационных мероприятий среди групп лиц, подлежащих вакцинации, а также для родителей детей и беременных женщин. Повышение информированности о положительных аспектах вакцинации, о позитивном опыте повсеместной вакцинации; психологическая поддержка вакцинируемых и лиц, принимающих решение о вакцинации (в т.ч. родители детей); демонстрация мнения авторитетных лиц в вопросах вакцинации и др.

Результат самостоятельной работы студента – не менее 10 заполненных по правилам, описанным в настоящих методических рекомендациях анкет, предоставленных ответственному лицу из числа студентов группы, ответственному за внесение данных в единую базу в Excel (см. рис 1.). Анкеты, в которых некорректно заполнены (или не заполнены, пропущены) какие-то поля, выбраковываются и не вносятся в общую базу.

Рисунок 1. Пример общей единой базы данных, полученных в результате проведения анкетирования.

Актив студентов, участвующих в подготовке единой базы данных и обсчете полученных результатов работает и над созданием итогового доклада и презентации.Оформление результатов исследования – в форме построенных в Excel диаграмм, обладающих наглядностью (см. рис. 2). Данные в виде диаграмм используются для создания иллюстративности в итоговом докладе по результатам проведенного исследования, излагаемом в форме устного доклада, сопровождаемого презентацией вPowerPoint 2016.

Рисунок 2. Пример применения диаграммы в качестве иллюстративного материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...