Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование таблиц и иллюстраций




Частное образовательное учреждение высшего образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВО «ИСГЗ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Направление подготовки

Лингвистика

Профиль: Перевод и переводоведение

 2017



УДК002.80(075)

ББК 80я73

М54

Печатается по рекомендации

Учебно-методического  совета ИСГЗ

Кафедры теоретической лингвистики и перевода

Авторы составители:

Профессор Каюмова Д.Ф.

Доцент Сергеев В.А.

Рецензенты: Бакирова М.Р.

М54  Методические рекомендации по написанию курсовых  работ для студентов-переводчиков

В методических рекомендациях рассматриваются различные вопросы подготовки, написания и оформления курсовых  работ студентами по направлению 45.03.02 Лингвистика, профиль Перевод и переводоведение.

УДК 002.80(075)

ББК 80я73

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные методические рекомендации предназначены для студентов переводчиков. Цель пособия – совершенствование навыков самостоятельной работы студентов в процессе подготовки (выбора темы и поиска материала), написания и защиты курсовых работ.

Методические рекомендации могут быть использованы как для работы на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы, поскольку материал организован таким образом, что студенты легко могут найти ответы на возникающие вопросы. Пособие состоит из пяти основных разделов, в которых последовательно разъясняются назначение и основные особенности научного исследования в вузе: от понимания научного познания как вида деятельности до частных(в том числе технических) вопросов оформления научных работ, и пяти приложений, содержащих иллюстративный материал.

В первом разделе «Научное познание как особый вид деятельности» излагаются основные характерные особенности и цели научного познания.

Во втором разделе «Специфика и виды научных исследований в вузе» представлена краткая характеристика курсовых  работ, приведены выдержки из ряда нормативных документов, разъясняющих порядок защиты курсовых работ в ИСГЗ, Регламент об итоговой аттестации выпускников, ФГОС ВОпо направлению подготовки бакалавров. Знание данных документов – необходимое условие понимания целей и задач образования и важно в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

В третьем разделе «Основные принципы научного изложения материала» особое внимание уделяется стилю научной работы и подчеркивается важность использования в работе таблиц и иллюстраций для повышения точности, ясности и краткости научного сочинения.

В четвертом разделе «Структура научно-исследовательской работы» приводятся основные составляющие научной работы в вузе, особое внимание уделяется особенностям написания введения и заключения. Наличие, в данном разделе большого количества иллюстративного материала, источником для которого послужили цитаты из курсовых работ, прошедших защиту, а также из диссертационных исследований известных ученых-филологов и преподавателей, окажет существенную помощь студентам в процессе написания научных работ.

В пятом разделе «Оформление работы» даются справки и рекомендации по оформлению, объемах работ и правилах цитирования.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине – это самостоятельная учебно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана, которая может носить реферативный характер. Ее цель - развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Руководителем курсовой работы по дисциплине является, как правило, преподаватель, ведущий данную дисциплину. Защита курсовой работы по дисциплине не производится, руководитель проверяет работу самостоятельно и проставляет оценку. В случае неудовлетворительной оценки студент должен представить исправленную работу в установленный преподавателем срок.

При выборе темы курсовой работы студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Тема курсовой работы может быть как теоретической, так и практической. Традиционно курсовая работа сочетает теоретическую и практическую части.

При защите курсовой работы  студенту предоставляется время для выступления (обычно 5-10 минут), в течение которого студент докладывает об основных результатах, проведенной работы. После защиты объявляется оценка, выставляемая в зачетную книжку и ведомость. В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы  студент должен представить исправленную работу в установленный деканатом срок.

Темы курсовых работ и выставленные за них оценки вносятся в Приложение к диплому, выдаваемому лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего  образования.

Студент и научный руководитель несут персональную ответственность за содержательную часть курсовой работы. Электронный вариант курсовой работы размещается в электронном портфолио студента.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Стиль научного изложения материала

В процессе написания курсовых  работ студенты должны продемонстрировать высокую культуру научного изложения материала исследования. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Точность речи достигается правильным употреблением специальных терминов и выражений и правильным выбором грамматических конструкций, не допускающих различного толкования. Поэтому слова и словосочетания, не несущие смысловой нагрузки, должны исключаться из научной речи. Краткость может быть достигнута, если избегать использования лишних, заимствованных, дублирующих друг друга по смыслу слов. Также эффективно сокращение часто используемых слов и словосочетаний или их замене аббревиатурами.

В курсовой работе важно соблюдать единство стиля изложения материала, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

 

Использование таблиц и иллюстраций

Повышению точности, ясности и краткости научного сочинения способствует правильное использование таблиц и иллюстраций. Например, табличная форма представления материала позволяет точно и кратко охарактеризовать цифровой (в большинстве случаев) материал исследования, а хорошая иллюстрация (например, график) нередко без дополнительных объяснений в тексте позволяет  сделать правильный выбор.

Важно помнить, что обращение к таблицам и иллюстрациям оправдано только в том случае, если их использование действительно способствует повышению точности, ясности и краткости повествования.

Таблицы. Таблицы обязательно должны быть пронумерованы и озаглавлены, при этом слово «таблица» помещается над самой таблицей с выравниванием по правому краю. При этом таблицы нумеруются (но знак № не ставится), а их заглавие должно отражать основное содержание иллюстрируемого материала. Если данные в какой-либо строке (ячейке) отсутствуют, то в ней необходимо поставить прочерк. Ниже приводятся примеры правильного оформления таблиц.

Пример 1.

Количественные показатели трансформированных ФЕ английского, русского и немецкого языков в заголовках печатной и электронной прессы представлены в таблице1.

Таблица1

Трансформированные ФЕ в заголовках печатной и электронной прессы

(на материале английского, русского и немецкого языка)

 

 

Русский язык

Английский язык

Немецкий язык

Электронная пресса Печатная пресса Электронная пресса Печатная пресса Электронная пресса Печатная пресса
Субституция 12% 25% - 1% 22% 32%
Расширение состава ФЕ 9% 18% 23% 23% 13% 18%
Эллипсис 7% 14% 13% 18% 6% 10%
Фразеологичес-кий каламбур 3% 12% 8% 13% - -

 

Пример 2.

Если таблица переносится на следующую страницу, то следует пронумеровать ее графы и повторить эту нумерацию на следующей странице. Заглавие таблицы не повторяют, а пишут: «Продолжение табл…» и ставят ее номер.

Таблица 1

Суффиксы ингерентно –экспрессивных существительных английского языка

 

Суффикс (полусуффикс) Значение Коннотация
1 2 3
-ard/-art Агентивности Отрицательно-эмотивно-оценочная
-ster Агентивности Отрицательно-эмотивно-оценочная

 

 

Перенос на следующую страницу должен быть оформлен так:

Продолжение табл. 1

 

1 2 3
-aster Агентивности Отрицательно-эмотивно-оценочная
-y/-ie/-ee Уменьшительно-ласкательной формы Положительно-эмотивно-оценочная
-holic/-aholic/-oholic Агентивности Усилительно-экспрессивная
-athon/-ethon Абстрактности Усилительно-экспрессивная
-gate Абстрактности Функционально-стилистическая
-nik Агентивности Функционально-стилистическая

 

Объемные таблицы, занимающие несколько печатных листов, как правило, переносят в приложение, где они также должны быть пронумерованы. В самом тексте научной работы делается ссылка на тот или иной номер приложения (например: «см. табл. 5, приложение 2» или результаты проведенного эксперимента представлены в табл. 5 в приложении 2»).

Иллюстрации. «Иллюстрации являются наглядным изображением статистических данных, используемых в курсовой  работе. Иллюстрации могут быть представлены с помощью различных знаков- символов (точек, линий, фигур и т.п.)».

Схемы используются для иллюстрации цифр, фактов, явлений и др. Если схема проста и наглядно представляет логическую систему связи составляющих, то к ней дополнительных разъяснений приводить не требуется. Однако для сложных схем, основанных на многоступенчатой логической связи составляющих, наличие текста, разъясняющего структуру, схемы, обязательно. Все схемы принято обозначать как «рисунки», они должны быть озаглавлены и пронумерованы, при этом как правило, заглавие пишется над (реже-под) рисунком, а сокращение «Рис.» и номер – под ним. Схема и текст работы- это единое целое, поэтому текст может предшествовать схеме, а может следовать за ней. Примеры оформления схем смотрите в Приложении 1.

Диаграммы часто используются для сравнения статистических показателей и являются одним из самых распространенных способов сравнительной характеристики тех или иных явлений. Принято использовать диаграммы следующих видов:

1.Столбчатые или столбиковые (позволяют сравнить состав какого-либо явления при помощи вертикальных столбцов).

2.Квадратные (изображают величину показателя площадью квадрата).

3.Круговые или секторные (изображают величину показателя в виде круга, поделенного на секторы).

4.Полосовые (позволяют сравнить статистические показатели при помощи горизонтально расположенных столбцов).

 

Так же, как и схемы, диаграммы принято обозначать как рисунки – указывать их номер и озаглавливать.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...