Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации для родителей по поддержке детско-родительских отношений⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Необходимым условием развития ребенка является общение – с родителями или замещающими их людьми. И от особенностей общения с детьми во многом зависит, какими людьми они вырастут. Принципиально важными моментами взаимоотношений являются принятие или неприятие партнера и уважением или неуважение к нему. При этом взаимоотношения могут строиться «на равных», «сверху» или «снизу». В неравноправных отношениях важную роль играют оценочные и обвиняющие воздействия, а также другие способы эмоционального и социального давления. Основными способами взаимодействия людей друг с другом являются подчинение, противоборство и сотрудничество. Подчинение и сотрудничество – это два типа построения совместной деятельности людей, первый из которых предполагает неравноправные, а второй – равноправные отношения партнеров. Противоборство возникает, когда цели партнеров по общению противоположны или несовместимы (в том числе, когда каждый из партнеров стремится подчинять другого, или когда один пытается подчинить другого, а тот сопротивляется). Сотрудничество – лучшая стратегия общения с любимым близким человеком, так как оно позволяет решать проблемы, а не накапливать их. Отношения сотрудничества помогают развивать самостоятельность и ответственность , учат считаться с другими и разрешать конфликтные ситуации. Конечно, с маленьким ребенком сотрудничество в полном смысле этого слова невозможно. Наиболее естественные отношения с младенцем – это опекающие, которые предполагают одностороннюю заботу о нем. Как только малыш становится старше, важно сокращать сферу опеки и расширять как сферу сотрудничества с ребенком, так и его самостоятельность и ответственность за совершаемые действия. Показателем необходимого сокращения сферы может служить стремление ребенка действовать самостоятельного и активно во взаимодействии с родителями: энергичное выражение своих желаний и мнений, своего согласия и несогласия. Таким образом, оптимальной стратегией общения с маленьким ребенком и его воспитания фактически оказывается не столько сотрудничество как таковое, сколько обучение сотрудничеству. Начинать нужно с полутора-двух лет. Первым шагом к обучению ребенка сотрудничеству с другими людьми может стать увлекающее взаимодействие, которое строится: - на понимании родителями чувств и желаний ребенка; - на их умении превращать необходимые, но не вызывающие у малыша энтузиазма действия в интересные и увлекательные. Второй принципиально важный этап в обучении сотрудничеству – это поддерживающее взаимодействие. Повсеместно распространённое условное принятие ребенка и активное использование в общении с ним оценочных воздействий и упреков ведут в последствии к неуверенности в себе, зависимости от окружающих, скрытности и склонности к обману. Для личностного развития ребенка наиболее благоприятные отношения, соединяющие в себе пять моментов: - безусловное принятие ребенка и сопереживание ему; -открытое выражение своих чувств и готовность к диалогу с ребенком; -оценивание; -критику или обсуждение конкретных действий ребенка, которые не нравятся родителям или в чем-то не устраивают их, или, наоборот, радуются и радуют родителей и других значимых для ребенка взрослых людей); - обучение ребенка сопереживанию другим людям и сотрудничеству с ними и приобщение ребенка к ценностям и нормам человеческой жизни. Следует помнить, что воспитание, основанное на стремлении родителей заставить своего ребенка всегда слушаться старших будет неэффективным, поскольку оно приводит противоборству ребенка и родителей, которое может быть либо явным, либо скрытым. Результатом может быть отчужденность, или крайняя несамостоятельность ребенка и его зависимость от других людей. Постоянное потакание ребенку способствует формированию у него эгоизма, так как непоследовательное поведение родителей приводит к появлению капризов и истерик. Наиболее благоприятный для личностного развития ребенка способ взаимодействия – это сотрудничество, когда обе стороны готовы считаться с интересами друг друга. Для того, что научить ребенка сотрудничать с другими людьми, взрослый должен не только сам эту стратегию сотрудничества осуществлять, но и активно помогать ребенку. Помощь в этом случае будет направлена на осознание ребенком своих чувств и желаний, понимание чувств и точки зрения других людей, развитие умения предлагать разные варианты решения спорных вопросов. Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка быть человеком в полном смысле этого слова – начиная от хождения на двух ногах и умения общаться с другими людьми и кончая освоением и утверждением высших человеческих ценностей. Первое умение - любить ребенка. Это значит радоваться каждому его маленькому успеху, каждому шагу вперед, разделять с ним все его радости и все его горести. И еще это значит пристально вглядываться в то, каким он растет, и задумываться о том, правильно ли мы его воспитываем – и, если надо, изменять свои привычки, свои взгляды и свое поведение по отношению к ребенку. Второе умение – понимать ребенка, сопереживать ему, утешать его и подбадривать, считаться с его чувствами и желаниями и договариваться с ним. Но, понимая его и сопереживая ему, не идти на поводу у его желаний и не отказываться от своих намерений или требований в угоду его прихотям. Третье умение – с первых лет жизни ребенка учить его сотрудничеству – учить договариваться, понимать чужую позицию или точку зрения, объяснять свою, находить решение, которое могло бы устроить обе стороны. А для этого мы, взрослые, должны сами уметь строить отношения на основе сотрудничества, а не подчинения или противоборства. Четвертое умение – быть открытым потоку жизни, а не прятаться от него за нашими убеждениями, теориями и готовыми рецептами поведения. Открытость навстречу жизни всегда включает в себя умение замечать свои ошибки и исправлять их, готовность учиться, менять свои взгляды и отказываться от заранее принятых решений, если видно, что следование им приведет в тупик. И готовность решать проблемы, а не мириться с ними и не закрывать на них глаза.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |