Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заселение Приазовских степей кочевыми народами в 5-10 веках н.э. (хазары, болгары, печенеги).




В IV веке в степи Северного Приазовья хлынули полчища гуннов (первый из тюркоязычных народов Приазовья). Их нашествия надолго затормозило здесь развитие экономики и культуры. Смуглые, монголоидные, невысокого роста, смешавшись с коренными народами Северного Кавказа и Северного Каспия (аланами), гунны под предводительством вождя Баламбера столкнулись с готами (вождь готского племени герулов — Алахир), вытеснили их далеко на запад, частично смешались с местным населением. В 371 — 378 годах гунны заняли территорию от Дона и Меотиды (Азовское море) до Днепра и Днестра и низовьев Дуная, в 378 — 445 годах сформировался гуннский племенной союз. В Приазовье сохранилось немного археологических памятников того времени (гуннские луки в Танаисе, погребения с лошадьми у города Мелитополь, на реке Корушан в Бердянском районе, у села Новоивановка и жертвенное место в урочище Макартет в Запорожской области).

Распад гуннского кочевого союза начался после смерти в 453 году вождя гуннов Аттилы. Два сына Аттилы (Динцик и Ирнак) увели гуннов в низовья Дуная (часть орды с Ирнаком позже прошла назад через Приазовье в заволжские степи, растворясь в местных народах, таких как чуваши). На протяжении почти двух столетий по территории Северного Приазовья передвигались разные племена (акациры, сарагуры, уроги, оногуры, авары), распадались и образовывались племенные союзы. Наиболее значительными из таких объединений был союз кутургуров (VI — VII века). Захоронения кутургуров ориентировались головами на запад, черепа после смерти подлежали трепанации (в отличие от родственных оногуров, или утигуров, которые жили южнее и восточнее реки Дон). Длительное время оба народа враждовали (атака оногурского вождя Сандила и т. д.), так и не создав собственных мощных объединений, а в 559 году вождь кутургуров Зибер-хан даже совершил неудачную попытку завоевания Византийской империи.

В 558 году в земли Приазовья, оттесняя кутургуров, вторглись авары (или вархониты — потомки угров и аланов Средней Азии), победившие до этого оногуров, залов и савиров. Авары, продвигаясь дальше на Дунай с 565 года, основали Аварский каганат (538 — 803 годы). Изобрели жёсткое седло, стремена и палашу (своеобразную саблю). Захоронение авар обнаружено на левом берегу реки Мокрые Ялы (ориентировка тела головой на запад, серьги с многогранными подвесками, железные пряжки на поясе, лепные горшочки и т. д.), а также у села Коминтерново — рельефное изображение мужчины в шлеме (?), внушительная стела. Закатом могущества аваров можно считать неудачный поход аваров, славян и персов на Константинополь в 626 году, после чего усиливаются освободительные движения среди кутургуров и оногуров (объединились против аваров в 633 году в союз племён во главе с вождём Кубратом — Великую Болгарию, или Оногурию).

Позже здесь кочевали хазары, печенеги, торки, половцы. Именно хазарами была разрушена уже в 656 году Великая Болгария, а остатки орды праболгар откочевали в 675 году на Дунай (под предводительством хана Аспаруха) и основав там Первое Болгарское царство. Орда же хана Батбая осталась в Приазовье и вошла в состав Хазарского каганата. Позже, в VII—VIII веках, часть болгар ушла на Волгу, создав там государство Волжская Болгария. Хазарами в конце VII века на юге Восточной Европы был образован Хазарский каганат, основным населением которого в Приазовье были всё же праболгары (тюркоязычные народы, кочевавшие в степях, платившие дань вместе с ранними славянскими племенами хазарам). Поселения праболгар салтовско-маяцкой культуры в Приазовье: в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории современного Приморского парка Мариуполя (амфорная керамика, красноглиняная гончарная посуда, железные ножи, пряжки, украшения). В хазарских захоронениях находили также оружие и даже военизированное укрепление, напоминающее замок, на левом берегу у устья Кальмиуса, которое было ограничено с юга валом). Небольшое сезонное стойбище времён Хазарского каганата обнаружено вблизи Ляпинской балки. Хазарское захоронение обнаружено также на территории современного стана «3000» ММК имени Ильича (захоронение хазарки с горшком и набором украшений, зеркалом и монетами) и у посёлка Песчаное (воин со стрелой, конём и точильным камнем).

В первой трети VIII века на Хазарский каганат напали арабы, с севера вторгались венгры (соседствовали ещё с гуннского периода, медленно перемещаясь с Южной Сибири на Урал — VIII век, а затем в степной зоне Дона и Хопра — начало IX века, а под натиском печенегов — в междуречье Днепра и Прута — конец IX века), а часть самой хазарской аристократии приняла иудаизм, вызвав почти 100-летнюю смуту и гражданскую войну в языческом каганате. Завершили разгром государства хазар два удачных похода русского князя Святослава в 965 и 968 годах.

По мнению известного учёного-историка Л. Н. Гумилёва, «… до X века гегемония принадлежала хазарам, а истории Древней Руси предшествовала история Хазарии…». В дальнейшем Русь перехватила инициативу в отношениях с Дикой, или Великой, степью. Однако прекращение жизни в праболгарских (хазарских) поселениях в Приазовье бьло связано не со славянами, а с печенежским вторжением. Все последующие народы Приазовья до славян (печенеги, торки, половцы) относились к тюркским народам, были монголоидами. Все они хоронили своих сородичей в могилах с тушей оседланного коня, часто пользовались для захоронений более древними курганами.

В Приазовье имеются захоронения кочевых народов:

· Печенеги (X — середина XI века, появились в Приазовье около 889 году, основав Печенежскую орду, обитали в Приазовье около 150 лет до победы войск Ярослава Мудрого над печенегами в 1036 году) у посёлка Сартана, у сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево. Найдено множество каменных статуй того времени — «каменные бабы» (в переводе — «предки»): песчаные в селе Ялта, Гусельщиково, гранитные в пгт. Мангуш, Октябрьское (в том числе 5 из которых хранится в Мариупольском краеведческом музее): стелы, обработанные только с «лицевой» стороны и изображают мужчин (реже женщин) без головного убора, на лице — «Т»-образный нос и брови и не всегда обозначенные глаза.

· Торки (1030 — 1060 годы, появились в Приазовье из Приаралья под давлением половцев, позже теми же половцами были изгнаны в Византию, Иран, Кавказ, на Русь, где со временем ассимилировались) в Приазовье малочисленные (ближайшее на реке Казённый Торец) — захоронения воинов вместе с лошадью, статуи, кумган (горшочек для ритуальных омовений).

· Половцы (середина XI — конец XIV века, «Половецкая степь» раскинулась от Средней Азии до Дуная, в Приазовье около 200 лет) захоронения в районе Мариуполя: Новосёловка, «Двугорбая Могила», у сёл Камышеватое, Зажиточное, Васильевка, Раздольное, Самойлово.

· Хазары ( 6 — 9 века ) тюркоязычный кочевой род, создавший племенное объединение в 6-9 века, на территории современного Дагестана, а в 7 в. раннефеодальное государство во главе с Каганом, власть которого распространялась на вошедшие в состав кагана болгар, аланов, а также покоренные им славянские племена полян, северян и вятичей, платившим хазарам дань.

· Авары - кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).

Ярчайшие памятники искусства и верований половецкого народа — каменные фигуры половецких воинов и женщин (так называемые «каменные бабы»), которые сохранились до наших дней. Они несут элементы индивидуальности, возможно, даже, что для их изготовления позировали конкретные люди (сородичи, вожди). В отличие от печенежских баб статуи имели головной убор, причёску, набор украшений, одежду. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур, в самом Мариуполе на начало XIX века находилось 16 каменных баб (на углах улиц, на возвышенностях), многие из них были повреждены и утрачены при сооружении зданий. Фигуры каменных баб служили половцам, как места прохождения праздников, обрядов и жертвоприношений.

Именно походу на половцев (1185 год) посвящён знаменитый памятник средневековой словесности «Слово о полку Игореве». События развивались в ставке одного из самых могущественных половецких ханов — Кончака (предположительно район современного города Славянска). Как известно, этот поход оказался для русских очень неудачным. Однако в результате похода сын Игоря Святославовича вернулся домой с женой-половчанкой (дочерью хана Кончака), и таких междинастических браков во времена Древней Руси и Половецкого ханства было немало. В начале XIII века половцы стали оседать на землю, на это время приходился пик развития торговли Половецкой степи, отдельные ханы стали принимать христианство вслед за русскими. Однако с востока приближались монгольские войска, которые в 1220 — 1223 годах прошли через всю Половецкую степь и вошли в Приазовье.

31 мая 1223 года в Приазовье произошла битва на реке Калке между монголо-татарскими ордами и объединёнными войсками русских и половцев, которая закончилась полным разгромом русичей. В 40-х годах XIII века приазовские степи захватили монголо-татары. Территория Северного Приазовья входила сначала в состав Золотой Орды, а в XV веке отошла к Крымскому ханству. Значительно позже, спасаясь от феодального гнета, на Дон, Днепр, в дикое поле бежали крепостные крестьяне. Так стали появляться в этих местах бродники и возникло донское и запорожское казачество.

Хазарский Каганат

 

средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов.

 

Образование сильной Хазарской державы привело к укреплению торгово-экономических отношений в степях Восточной Европы, росту населения, поселков, торговых и ремесленных центров. Развитию каганата способствовала Византия, заинтересованная в международной торговле в Крыму и охране торговых караванов. Дело в том, что, кроме сугубо кочевнического хозяйства, хазары занимались земледелием, разнообразными ремеслами и посредничеством в международной торговле. На высоком уровне было у них и военное дело.

В бассейнах Дона, Северского Донца и его притоков вырастают крепости, поселения, крупные торгово-экономические и по-литические центры с ремесленными поселками и торговыми площадями. Так, на территории современной Харьковской об-ласти, около Верхнего Салтова, находилось значительное по размерам городище, которое было одним из главных центров Хазарского каганата на границе со славянами.

Изменение психологии степных кочевников, рост экономики, международной торговли, связь с мировыми религиозными центрами приводит к появлению в степи адептов религиозных конфессий, несущих "слово божье". Языческие культы сменяют ся монорелигиями — христианством, иудаизмом и исламом, Вместо одиноких могил кочевников под насыпями небольших курганов появляются огромные родовые могильники.

Почти трехсотлетняя Хазарская цивилизация (с VII по X вв.) сыграла важную роль в истории Дикого поля. Древние болгары и аланы создали в бескрайней степи богатую и своеобразную культуру на основе земледелия и домашнего скотоводства. Они усовершенствовали архитектуру и технику крепостного строительства, литья стекла, прядения и ткачества, овладели приемами изготовления ювелирных украшений, освоили технологию плавки и обработки черных и цветных металлов, камня, кости, дерева и глины. Рост ремесел, торговых и экономических связей привел в свою очередь к появлению и распространению искусства и письменности.

Во многом одинаковые судьбы кочевых народов, которые на протяжении десятков столетий определяли географию и идеологию Степи, становятся толчком для прихода на историческую арену новых действующих лиц — славян с их государством Русь и многочисленных тюрков-кочевников.

Для справки прочитать: https://history.wikireading.ru/69559

 

Великая болгария в 7 веке: http://russian7.ru/post/velikaya-bolgariya-gosudarstvo-kotoro/

 

4. Происхождение славян. Заселение северного Приазовья славянскими племенами. Салтово-Маяцкая археологическая культура

 

Славяне:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Славяне

 

История заселения Приазовья: http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st000.shtml

 

Происхождение славян: http://xexe.club/131844-proishozhdenie-slavyan.html

 

Откуда появились славяни: http://russian7.ru/post/chto-skryvaet-istorija-slavjan/

 

Салтово-маяцкая культура: https://ru.wikipedia.org/wiki/Салтово-маяцкая_культура

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1888.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...