Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы с конкретной ситуацией




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП 03 МЕНЕДЖМЕНТ

для студентов заочной формы образования

специальности среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

2016

 

 

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Феодосийский политехнический техникум»

 

Разработчик:

Соколова Н.В., преподаватель

 

 

Методические указания и задания для контрольных работ по дисциплине ОП 03 Менеджмент рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии экономических  дисциплин.

Протокол № 1 от « 29 » августа 2016 года

Председатель цикловой комиссии                                              А.В.  Баранова

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания и задания для кон­трольных работ составлены в соответствии с программой кур­са ОП 03 Менеджмент для студентов заочного отделения специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Весь материал разбит на отдельные темы, которые вклю­чаются в лекционный курс и практические занятия по менеджменту. Перед выполнением контрольных работ необходимо ознако­миться с теоретическим материалом с помощью рекомендован­ной учебной литературы, а также разобрать примеры, приведен­ные в настоящих методических указаниях.

Контрольная работа выполняется до прибытия на экзаменационную сессию и представляется для зачета. Вариант задания контрольной работы определяется по послед­ним двум цифрам шифра.

При оформлении контрольной работы нужно полностью переписывать условие каждого задания. Ответы на теоретиче­ские вопросы должны быть краткими, ясными и по существу. Кон­трольные работы должны быть аккуратно оформлены. Не допускается дословное переписывание материала из учебника и другой литературы.    Контрольная работа выполняется в тетради или на листах формата А-4 темными чернилами.

Для за­мечаний рецензента оставляются поля. В конце работы указыва­ется используемая литература и дата выполнения работы. Кон­трольная работа подписывается студентом и отправляется на рецензию.

После рецензирования при наличии замечаний необходимо выполнить работу над ошибками (в этой же тетради). Если кон­трольная работа возвращена с грифом "не зачтена", то ее надо переработать в соответствии с замечаниями рецензента и пред­ставить на повторное рецензирование.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

Основная литература:

1. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дробышева Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14632.— ЭБС «IPRbooks»2. Е.Н. Кнышева Серия; Профессиональное образование М.: Форум, 2011

2. Мумладзе Р.Г. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ Мумладзе Р.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2011.— 260 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10231.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012.— 103 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29690.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Исаев Р.А. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы российского менеджмента в условиях мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]: коллективная монография/ Б.М. Жуков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2009.— 247 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8442.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Беляев Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9596.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Интернет-ресурсы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

http://www.iprbookshop.ru Электронно – Библиотечная система.

 

 



Методические рекомендации по анализу проблемных ситуаций

 

СИТУАЦИЯ представляет собой объективное описание реальной ситуации из практики управления предприятием. Ситуация включает информацию описательного характера и конкретные данные экономического и производственного характера.

Различают четыре вида управленческих ситуаций, используемых для обучения: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации проблемы.

Ситуации-иллюстрации — это наиболее простой тип образца управления, когда с помощью конкретного случая из практики демонстрируется тот или иной способ решения проблемы.

Ситуации-упражнения — это конкретный случай, который представляется таким образом, чтобы обучающийся выполнил определенные упражнения: заполнил таблицы, рассчитал нормативы, составил деловую записку и т.д.

Ситуации-оценки — это конкретная ситуация, которая имеет решение. От обучающегося требуется дать оценку данной ситуации и принятого способа решения.

Ситуация - проблема — это конкретная ситуация, которая изложена таким образом, чтобы выделить проблему, требующую решения. В этом случае в заключении ситуации могут быть заданы ряд вопросов. Ситуация может быть представлена так, что с исходными данными необходимо поработать, чтобы выявить проблему и определить задачи для менеджера.

Методика работы с конкретной ситуацией

 

Процесс ситуационного обучения может иметь три стадии: индивидуальная работа с предлагаемой ситуацией; групповое обсуждение, в этом случае выделяются подгруппы в которых участники подбираются со сходной точкой зрения; пленарное обсуждение.

Индивидуальная работа студента предполагает следующие этапы:

1. Внимательное прочтение ситуации с целью изучения. Для этого необходимо внимательно просмотреть все представленные материалы - общее описание и вспомогательную информацию (расчетные таблицы, отчеты). Определите на чем надо сосредоточить внимание, исходя из темы занятия, прочитанного материала, задания преподавателя. Выберете направление анализа ситуации и метод проведения анализа.

2. Целенаправленное прочтение ситуации. В этих целях необходимо выделить качественную и количественную информацию.

Качественная информация включает: действующие лица, характеристика предприятия, характеристика внешней среды, проблемы отрасли в которой работает предприятие, хронологию происходящих событий, при необходимости личные характеристики действующих лиц, взаимоотношения.

Количественная информация включает: экономическую информацию (объемы выпускаемой продукции, условия реализации, цены, размеры прибыли, отдельные финансовые показатели и фактические данные бухгалтерского баланса); производственную информацию (производственная структура предприятия, возможности производственных мощностей, фактическая информация о парке оборудования, структуре численности работающих и т.д.).

3. Определите суть проблемы, обоснуйте ее с помощью имеющейся качественной и количественной информации, т.е. необходимо осуществить подбор фактов. В этих целях необходимо вернуться к заданию преподавателя (или поставленным в конце описания вопросам).

4. Определите возможные варианты решения. Варианты решения могут быть предложены в готовом виде как образцы, или проблема может быть представлена с готовым решением и необходимо его оценить

с точки зрения правильности выбора и достигнутого результата. Ситуация может быть представлена таким образом, когда вам необходимо предложить ряд альтернативных вариантов решения проблемы.

5. Обоснуйте решение проблемы, которое с Вашей точки зрения является наиболее удачным для данной ситуации.

 

 


 

 

1.Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2.Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.

3. Менеджмент как наука и искусство, как человеческий фактор, специальность и система.

4. Современные подходы в менеджменте: процессный, системный, ситуационный, их сущность и основные отличия.

5. Особенности американской и японской системы менеджера.

6. Проблемы менеджера в условиях переходной экономики России.

7. Понятие структуры управления и организационной структуры организации. Основные принципы построения организационной структуры.

8. Внутренние элементы организации: цели, задачи, структура, технология.

9. Люди (кадры) как внутренний элемент организации. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение людей и успешность деятельности организации.

10. Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы.

11. Фактор внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, международные события, научно-технический прогресс.

12. Общие функции управления: планирование и прогнозирование; организация, координация и регулирование, мотивация, контроль.

13. Роль планирования в организации. Виды планов. Основные стадии планирования.

14. Понятие стратегии и стратегического планирования (основные этапы).

15. Анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации как этапы стратегического планирования.

16. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы.

17. Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, оценка стратегии как этапы стратегического планирования.

18. Понятие потребностей. Первичные и вторичные потребности.

19. Понятие мотивации, её роль в повышении эффективности деятельности организации. Первоначальная концепция мотивации.

20. Содержательные теории мотивации Абрахама Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга.

21. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости.

22. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.

23. Понятие методов управления. Основные методы управления: оргаизационно -распорядительные, экономические, социально-психологические.

24. Планирование и организация работы менеджера. Техника личной работы менеджера.

25.Понятие общения и коммуникации. Условия эффективной коммуникации.

26.Информация и её виды. Роль информации в менеджменте.

27.. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый.

28. Функции и назначение управленческого общения.

29. Основные этапы делового общения.

30. Техника телефонных переговоров.

31. Понятие управленческого решения. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

32. Понятие управленческого контроля. Виды контроля.

33. Этапы проведения управленческого контроля. Основные правила контроля.

34. .Понятие и классификация конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов.

35. Понятие стресса, причины стрессов. Методы снятия стресса.

36. Понятие власти. Виды власти.

37. Понятие стиля руководства в управлении. Виды стилей руководства.

38. Имидж менеджера

39. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Факторы, определяющие формирование нормального социально-психологического климата в коллективе.

40. Основные индивидуально-психологические особенности личности: направленность                                                                                                        

41. Составьте линейную и линейно-штабную структуру управления организацией.

42. Составьте функциональную и дивизионную структуру управления организацией.

43. Составьте матричную структуру управления организацией.

44. На основе конкретного предприятия разработайте основные составляющие миссии организации.

45. Разработайте основные психологические приемы достижения расположенности подчиненных в условиях конкретной ситуации.

46. Составьте план проведения совещания.

47.Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными. Предложите наиболее приемлемый для Вас вариант решения.

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

2. вид конфликта;

3. предложите вариант решения конфликта.

48. Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у Вас нет, необходимо срочно начать работу.

Предложите предпочтительное решение.

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

2. вид конфликта;

3. предложите вариант решения конфликта.

49.Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы Вы поступили?

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

  1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
    (руководитель, подчиненный);
  2. вид конфликта;
  3. предложите вариант решения конфликта.

50. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как Вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

  1. В предлагаемой конфликтной ситуации определите: субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
  2. вид конфликта;
  3. предложите вариант решения конфликта.

51. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со сторон.

Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

  1. вид конфликта;
  2. предложите вариант решения конфликта.

52.У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причина этому вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы Вы предприняли в первую очередь?

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

2. вид конфликта;

3. предложите вариант решения конфликта.

53. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.

Как Вы поступите в этой ситуации?

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

2. вид конфликта;

3. предложите вариант решения конфликта.

Задание8

Ввашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как Вы поступите в данном случае?

В предлагаемой конфликтной ситуации определите:

1. субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов
(руководитель, подчиненный);

2. вид конфликта;

3. предложить вариант решения конфликта

Задание9

Заводу было дано задание освоить новое изделие. Руководство завода создали бригаду в 16 человек. Бригадиром был назначен опытный кадровый рабочий А., имеющий большой бригадирский опыт работы на других участках. Было установлено ненапряженное плановое задание и рабочие приступили к изготовлению изделий. Однако, вскоре выяснилось, что бригада не справляется с заданием. Никакие меры, предпринимаемые администрацией, не помогали. Производительность труда оставалась низкой. В бригаде возникали одна за другой конфликтные ситуации или жалобы по разным поводам, были случаи отказа от работы.

После откровенных бесед с рабочими администрация завода выявила феномен несовместимости в бригаде. Оказалось, что там кроме назначенного бригадира работают два активных рабочих Б. и В., вокруг которых группировалось по несколько человек. Как правило, мнения этих рабочих шли в разрез с мнением бригадира. В сущности вся бригада была «поделена» между 3 лидерами

Проанализируйте конкретную психологическую ситуацию в бригаде и примите решения, после которого бы план стал выполняться и перевыполняться.









Задание № 10

Вдоменном цехе металлургического завода произошла авария. Доменный цех считался на заводе благополучным. Но после назначения нового начальника начались неприятности за неприятностью.

Начальником цеха выдвинули ветерана, проработавшего на заводе более четверти века. Он вырос в цехе. Все его знали как активного и способного работников. Когда его назначили начальником цеха, никто не удивился, но никто и предположить не мог, что он такой, резко изменит свое поведение. Начальник цеха возомнил о себе, что перестал считаться с мнением специалистов. Даже с коллегами, которые пытались дать совет, входил в конфликт и месяцами не разговаривал. Перессорился со всеми, кто был с ним на равных, подчиненных заставил трепетать перед ним. все затаились, появилось ощущение беды, и она пришла. «Был крупный перебой с рудой, наконец она поступила. Но оказалась не та, что надо. И он сам не глянул, с других не спросил. От предостережений, как всегда отмахнулся. «Без вас знаю, что делать!» Чугун из печи выпустить не смогли. «Козел» выбивали более 20 суток. Авария стряслась летом, но до конца года из прорыва выйти так и не удалось. Проанализируйте конкретную ситуацию и определите:

1. Какой стиль руководства был присущ начальнику цеха?

2. Как по Вашему мнению можно предотвратить аварию?

3. Как бы Вы наладили сложную работу в цехе?

Задание11

От принятия правильных управленческих решений зависит успех в бизнесе. Нужно ответить на вопрос, какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным, и тщательно обосновать свою позицию.

В практике встречаются следующие варианты:

1. руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

2. руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял; 3 руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения; 4)руководитель принимает решение и предоставляет его группе на доработку; 5 руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их принимает решения;

6)руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за
собой право выбора и утверждение варианта;

3. руководитель излагает проблему и принимает решение группы.


Задание № 12

Руководителей малых предприятий - характеризуют коллеги следующим образом:

1.... Вникает в любые мелочи, решает за всех и делает за всех, разрывается на части. Он не щадит себя, но объективныетрудности мешают ему добиться успеха;

2... .Руководитель дал подчиненным полную самостоятельность, за собой оставил

только решение кардинальных вопросов. За подчиненных не работает (лентяй), трус,

прикрывается коллективом, толку от него никакого, т.к. и без него подчиненные

сами прекрасно со всем справляются;

3... .Регламентирует решение деталей, не имеющих к делу прямого отношения,

независимо от того, опытный специалист или новичок выполняет

задачу;.. .Непрерывно угрожая применением административных мер, насаждает

страх и своевременно достигает поставленных целей.

Определите:

1. какой стиль каждого из руководителей?

2. как бы Вы коротко охарактеризовали каждого из них?

3. с кем из руководителей Вы согласитесь работать? Обоснуйте сделанный Вами
выбор.

4. кто из перечисленных руководителей способны управлять бездельниками,
творческими личностями?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...