Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников по учебной дисциплине
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Для специальности среднего
Профессионального образования
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
(базовый уровень)
Красноярск 2016
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) методической комиссией специальностей 29.02.04, 54.02.01, 29.01.05
Протокол № ____ от ____________
|
| Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 29.02.04
|
Председатель ЦМК
_______________ Н.Н. Крупина
«______» ________________ 2016 г.
|
| Заместитель директора по учебной работе
_________________ О.К. Котлярова
«______» ________________ 2016 г.
(Печать)
|
Автор
|
___________________
(Подпись, дата)
|
| Преподаватель дисциплины «Материаловедение»
Л.А. Гавриш
|
Рецензенты
|
___________________
(Подпись, дата)
___________________
(Подпись, дата)
|
| Преподаватель дисциплины «Материаловедение»
_______________________________
(Должность)
____________________________________________________________________________________________________________________________
(И.О. Фамилия)
(Печать)
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены с учетом требований ФГОС и рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение» по специальности СПО 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- выбирать виды материалов;
- подбирать способы и режимы обработки материалов для изготовления различных изделий.
знать:
- основные виды конструкционных и сырьевых материалов;
- классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
- особенности строения, назначения и свойства различных материалов;
- особенности обработки изделий из различных материалов;
- требования к качеству и сортность материалов;
- виды износа деталей и узлов;
- классификацию, свойства и область применения сырьевых материалов;
- требования техники безопасности при хранении и использовании различных материалов.
Для лучшего усвоения теоретического материала предусмотрено выполнение лабораторных работ в период экзаменационной сессии. Кроме того, студенты – заочного отделения должны выполнить две контрольные работы в десяти вариантах. Номер варианта соответствует последней цифре зачетной книжки.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы необходимо по рекомендуемой литературе изучить программный материал соответствующего контрольного задания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов на дневном отделении
| Объем часов на заочном отделении
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 165
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 110
|
| в том числе:
|
|
| лабораторные работы
| 40
|
| практические занятия
| -
|
| контрольные работы
| 2
|
| курсовая работа (проект)
| -
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 55
|
| Итоговая аттестация
| экзамен
|
|
2.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Материаловедение»
Результатом освоения учебной дисциплины «Материаловедение» является овладение обучающимися профессиональными и общими компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ПК 1.2
| Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов к эскизу модели
| ПК 3.4
| Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции.
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),за результаты выполнения задания.
| ОК 8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| | 2
| | Раздел 1. Общие сведения о строении и получении текстильных материалов
|
| |
| Тема 1.1. Текстильные волокна
| Содержание учебного материала
| 20
| 1
| Виды текстильных материалов, их классификация
| 8
| 3
| 2
| Понятие о волокне. Свойства волокон. Классификация волокон.
| 3
| 3
| Натуральные волокна. Классификация, строение, свойства. Общие представления о получении и переработке. Область использования
| 2
| 4
| Химические волокна. Классификация, строение, свойства. Общие представления о производстве. Область использования
| 2
| Лабораторные работы
| 4
|
| 1
| Распознавание волокон методом горения
| 2
| Микроскопия волокон
| 3
| Химические методы распознавания волокон
| Самостоятельная работа обучающихся
| 8
| Обзор литературных источников по теме «Новые виды текстильных материалов»
| Тема 1.2. Текстильные нити
| Содержание учебного материала
| 12
| 1
| Понятие о текстильных нитях. Виды нитей, классификация. Общие представления о процессах получения. Строение и свойства, область использования
| 3
| 3
| Лабораторные работы
| 4
|
| 1
| Определение вида текстильных нитей, особенностей строения
| 2
| Определение геометрических характеристики нитей
| 3
| Определение механических свойств нитей
| Контрольные работы
| 1
| 1
| Ассортимент, свойства и область применения волокон и нитей
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Выполнение альбомов с образцами и описанием свойств и структуры текстильных нитей
| Тема 1.3. Ткани
| Содержание учебного материала
| 52
|
| 1
| Строение тканей (волокнистый состав и отделка). Общие сведения о процессах ткацкого производства. Классификация ткацких переплетений. Влияние переплетений на свойства тканей.
| 12
| 3
| 2
| Характеристики структуры. Геометрические свойства тканей
| 2
| 3
| Механические, технологические, оптические и физические свойства тканей. Износостойкость.
| 2
| 4
| Влияние свойств тканей на процессы технологической переработки и потребительские свойства швейных изделий
| 3
| 5
| Контроль качества. Нормативная документация. Виды дефектов. Задачи подготовительного подразделения швейного предприятия. Способы хранения, оборудование для хранения и транспортировки текстильных материалов. Требования к условиям хранения текстильных материалов
| Лабораторные работы
| 26
|
| 1
| Распознавание волокнистого состава и отделки тканей
| 2
| Распознавание основы и утка, лицевой и изнаночной стороны образцов тканей
| 3
| Определение вида переплетения образцов тканей
| 4
| Определение прочностных характеристик образцов тканей
| 5
| Определения деформационных свойств образцов тканей
| 6
| Определение физических характеристик и износостойкости образцов тканей
| 7
| Определение технологических свойств тканей. Разработка рекомендаций по переработке и эксплуатации образцов тканей
| Самостоятельная работа обучающихся
| 14
|
| Выполнение альбомов (карт) с образцами тканей, описанием их свойств и рекомендациями по технологической переработке
| Тема 1.4. Трикотажные полотна
| Содержание учебного материала
| 12
|
| 1
| Трикотаж. Общие представления о процессах трикотажного производства. Структура трикотажных полотен.
| 2
| 2
| 2
| Геометрические, физические и химические свойства трикотажных полотен. Влияние свойств на процессы швейно-трикотажного и швейного производства, на потребительские свойства швейных изделий, выполненных их трикотажных полотен.
| 3
| Лабораторные работы
| 6
|
| 1
| Определения вида трикотажного полотна по структуре и волокнистому составу
| 2
| Определение группы растяжимости трикотажных полотен
| 3
| Определение свойств трикотажных полотен по данным литературным источникам. Разработка рекомендаций по использованию, особенностям переработки трикотажных полотен и уходу за изделиями их трикотажа
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Подготовка обзоров специальной литературы, периодических изданий, материалов Интернета на тему «Современный ассортимент трикотажных полотен»
| Тема 1.5. Нетканые полотна
| Содержание учебного материала
| 10
|
| 1
| Нетканые полотна. Виды, способы производства, основные свойства, область применения.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| 4
|
| 1
| Определения вида нетканого полотна по способы получения, структуре и волокнистому составу
|
| 2
| Определение свойств нетканых полотен по данным литературным источникам. Разработка рекомендаций по использованию, особенностям переработки нетканых полотен и уходу за изделиями из них
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Подготовка рефератов на тему «Новые виды нетканых материалов»
| Раздел 2. Ассортимент и свойства материалов для одежды
|
| | Тема 2.1 Ассортимент и свойства материалов верха
.
| Содержание учебного материала
| 42
|
| 1
| Системы классификации тканей
| 10
| 2
| 2
| Бельевые ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
| 3
| Плательные и сорочечные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
| 4
| Костюмные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
| 5
| Пальтовые ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
| 6
| Плащевые и курточные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
| 7
| Трикотажные полотна: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
| 8
| Нетканые полотна, используемые в качестве материалов верха: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
| 9
| Искусственный мех и кожа: ассортимент, способы производства, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
| 10
| Натуральный мех, натуральная кожа: ассортимент, строение и свойства
| 2
| Лабораторные работы
| 18
|
| 1
| Выбор материала верха для заданного ассортимента бельевого изделия
| 2
| Разработка предложений по использованию образцов плательных, сорочечных, костюмных и пальтовых материалов на основе маркировок, технических характеристик и анализа их свойств
| 3
| Выбор материала верха для заданных изделий плательного и пальтово - костюмного ассортимента
| Самостоятельная работа обучающихся
| 14
|
| Выполнение альбомов (карт) с образцами материалов заданного назначения, представленных в торговых предприятиях республики с описанием вида материала, назначения, структуры, состава, свойств и т.д.
| Тема 2.2 Ассортимент и свойства подкладочные и прикладных материалов
| Содержание учебного материала
| 18
|
| 1
| Подкладочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 6
| 3
| 2
| Прокладочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
| 3
| Утепляющие материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
| 4
| Материалы для соединения деталей одежды: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
| 5
| Отделочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 2
| 6
| Фурнитура: ассортимент, свойства
| 2
| Лабораторные работы
| 6
|
| 1
| Выбор подкладочных и прикладных материалов для заданных швейных изделий различного назначения
| 2
| Разработка предложений по использованию подкладочных и прикладных материалов на основе маркировок, технических характеристик и анализа их свойств
| Самостоятельная работа обучающихся
| 6
| Анализ ассортимента прикладных, подкладочных, вспомогательных, отделочных материалов, представленных в торговых предприятиях республики
| Раздел 3. Конфекциониро вание материалов
| Содержание учебного материала
| 12
|
| 1
| Задачи конфекционирования. Организация конфекционирования.
| 2
| 3
| 2
| Принципы конфекционирования материалов в пакет в зависимости от вида и класса швейного изделий
| 3
| Лабораторные работы
| 4
|
| 1
| Выполнение конфекционных карт к швейным изделиям, заданным техническим рисунком, эскизом
| Самостоятельная работа обучающихся
| 6
|
| Выполнение конфекционных карт на модели, выбранные из журналов мод
| Всего:
| 180
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1 Савостицкий Н.А и др. Материаловедение швейного производства.- М.: Изд. центр Академия, 2000
2 Баженов В.И. Материалы для швейных изделий.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982
3 Мальцева Е.П. Материаловедение текстильных и кожевенно – меховых материалов. М.: Легпромбытиздат, 1989
4 Прейскуранты и ГОСТы на хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные ткани, нетканые материалы, трикотажные полотна, искусственный мех.
Дополнительная:
1 Бузов Б.А., Модестова Т.А.,. Алыменкова Н.Л. Материаловедение швейного производства.- М.: Легкая индустрия, 1986.
2 Промышленная технология одежды. Справочник.- М.: Легпромбытиздат, 1986.
3. Кирихин С.М,. Додонкин. Ю.В. Качество тканей.- М.: Легпромбытиздат, 1986.
4 Федоровская В.С., Калина. О.Н. Ассортимент материалов для изготовления одежды.- М.: Легпромбытиздат, 1985
5 Иванникова. И.М. Ассортимент и свойства тканей.- Учебное пособие для средних специальных заведений.- М.: Учебно – методический кабинет, 1995
6. Журналы “ Швейная промышленность”, “Ателье”,”Индустрия моды”, “Технология моды”, “Одежда и текстиль”«Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание дисциплины “Материаловедение”, ее место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами учебного плана.
Структура текстильной промышленности России, текстильные предприятия Красноярского края.
Виды материалов, применяемых для изготовления одежды, и основные требования, предъявляемые к ним.
|