Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическое наблюдение за животными в урбанизированной (городской) среде
Учебная задача: овладение методикой психологического наблюдения применительно к животным Научные задачи: 1.Описание и анализ феноменов адаптивного поведения животных по отношению к компонентам городской среды обитания. 2. Попытка ответить на вопрос: почему конкретные животные могут существовать в такой специфической среде, какой является современный город? Какие конкретно особенности психики обеспечивают их приспособления? (на материале собственного наблюдения) Эмпирический объект исследования: животные, поведение которых можно наблюдать в городе: ворона, сорока, воробей, сизый голубь, кряква, синица, поползень, чернохвостая чайка, собаки и кошки без постоянного хозяина, серая крыса, домовая мышь.Домашние животные и животные из зоопарка из наблюдения исключаются. Предмет наблюдения: максимально детализированное поведение животных в городской среде. Организация наблюдения При проведении психологического наблюдения за животными возможны три типа ситуаций: 1. Наблюдение со стороны: животные действуют сами по себе, человек наблюдает. 2. Включенное наблюдение: животное взаимодействует с человеком. 3. Эксперимент: ситуация спровоцирована наблюдателем. Наблюдение за животным эффективно при использовании диктофона, когда наблюдатель наговаривает замечания, не отрывая глаз от животного, или наблюдение проводится двумя исследователями. В последнем случае один исследователь следит за действием животного и проговаривает наблюдаемое, а второй – письменно фиксирует текст наблюдения. При проведении психологического наблюдения за животными необходимо использование фотоаппарата для фиксации поз и передвижений животного. По результатам наблюдения необходимо предоставить описание целостного поведенческого акта,а не отдельных его компонентов. Целостный поведенческий акт представляет собой решение животным конкретной задачи (добывание пищи). Исследователь отмечает в ходе наблюдения взаимодействие животного с городской средой в процессе реализации потребности: · локомоции (способы передвижения животного); · позы; · направление движения; · выразительные движения и звуки; · взаимодействия с городскими объектами (транспорт, канализационные люки, пищевые объекты); · взаимодействия животных друг с другом; · взаимоотношения с человеком (добывание пищи, ночлег).
Условия, важные для психологического наблюдения 1. Знание исследователем поведенческого репертуара вида и смысла отдельных поведенческих актов 2. Возможность повторных наблюдений (хотя бы 1 раз).В результате повторных наблюдений можно отделить случайное событие от закономерности. 3. Сведение к минимуму влияние наблюдателя на животное. 4. Следует учитывать влияние установки наблюдателя: отношение наблюдателя к заданию, к животному, предположения (предвзятость). 5. В сознании исследователя должна быть связь наблюдения с теорией(представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности); грамотно организованное наблюдение имеет гипотезу, подтверждаемую (или нет) в результате наблюдения. 6. Умение исследователя отделить главное от второстепенного в наблюдаемой ситуации: из многообразия движений животного выбрать то, что относится к цели наблюдения. 7. Умение исследователя замечать частное (позы животного), но помнить о ситуации в целом. 8. Исследователь должен помнить о главной цели исследования: выявление поведенческих адаптаций животных к условиям города.
Основные правила написания работы
Самостоятельное наблюдение за животными в городе – это первая попытка научного исследования будущего психолога. Тема работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из своих научно-практических интересов и предпочтений. Отчет о наблюдении выполняется студентом в письменном виде от 12 до 20 машинописных страниц и сдается ведущему дисциплину «Зоопсихология и сравнительная психология» преподавателю, оценивается дифференцированно. Отчет о наблюдении состоит из трех частей (глав), введения, заключения и приложений (если таковые имеются). Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, задачи, объект и предмет исследования. Например, тема исследования: «Пищевое поведение чернохвостой чайки в урбанистической среде». Цель наблюдения: изучить поведенческие адаптации чайки в городе на примере пищевого поведения. Задачи: «1. Провести анализ научной литературы по заявленной проблеме; 2. Найти группу животных данного вида, доступных для наблюдения; 3. Провести психологическое наблюдение за животными с целью детального описания пищевого поведения; 4. Обработать, проанализировать и дать интерпретацию полученных результатов». Объект наблюдения: группа из 12 особей чернохвостой чайки, обитающая в районе впадения р. Седанки в Амурский залив. Предмет наблюдения: пищевое поведение чернохвостой чайки в урбанистической среде. Актуальность выбора темы описывается в свободной форме.
Глава 1посвящена теоретическому описанию объекта и предмета исследования. Содержание главы не должно выходить за рамки или противоречить теме исследования. Внашем примере: «Пищевое поведение чернохвостой чайки» – название главы. Текст должен содержать краткие сведения о наблюдаемом виде и характеристику видоспецифичного поведения в применении к предмету наблюдения (пищевое поведение).Объем теоретической главы может достигать ½ всего объема работы Глава 2посвящена описанию наблюдения и должна содержать: 1.Дату проведения наблюдения, время суток, продолжительность наблюдений (от, до); 2. Погодные условия; 3. Адрес проведения наблюдения; 4.Описание места действия и схему района наблюдения с траекторией передвижений животного; 5.Описание животного (взрослое или щенок, в хорошем физическом состоянии или худой, больной). После вышеперечисленных данных приводится наблюдение со строгим соблюдением факторологичности записи: записываются последовательно действия и позы животного (этограммы). - Пример из книги Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович: «Московская обл., пос. Менделеево, двор жилого дома на улице…Наблюдатель, проходя мимо контейнеров с бытовым мусором, обратил внимание на серую ворону, возившуюся с пакетом из-под сливок (пакет в форме пирамиды). Придерживая пакет лапой, она пыталась, сунув клюв в отверстие в одном из углов пакета, достать оттуда остатки сливок. Отверстие было слишком мало, и клюв не пролезал. Тогда ворона, раскрывая всунутый в пакет клюв, попыталась расширить отверстие. Но это не удавалось. Оставив эти попытки, ворона принялась клювом проделывать отверстия (много-много и рядом друг с другом) по запаянному краю пакета. Происходило это около 10 минут. Затем ворона, придерживая пакет лапой, с силой рванула на себя «перфорированный» край пакета, в результате чего он раскрылся по всей грани. Ворона сунула клюв в пакет и стала собирать со стенок пакета остатки сливок»[6]. Помимо факторологического описания поведения животного, в главе могут быть впечатления и оценки очевидцев происходящего, собранные «по горячим следам», уместен также мини-опрос людей, знающих это животное. Рекомендация: описание следует выполнить непосредственно после наблюдения (в тот же день). Глава 3– интерпретация наблюдаемого. Общая направленность интерпретации будет определяться суммой знаний, которыми обладает наблюдатель. Интерпретация должна содержать: 1. Расшифровку этограмм – что могут значить те или позы, движения животного? 2. Есть ли в наблюдаемом акте ритуализированное поведение, что может являться источником той или иной демонстрации? 3. Какие функции психического наблюдали в данном поведенческом акте? 4. Какиепсихологические механизмы поведенческой адаптации к урбанизированной среде наблюдали в данном поведенческом акте? 5. Наблюдаемое поведение является инстинктивным или приобретенным в индивидуальном опыте? 6. Если элементы поведения приобретены, то каков вид научения? 7. Есть ли в наблюдаемом поведенческом акте элементы рассудочной деятельности животного? При интерпретации результатов желательно не делать скоропалительных выводов, а предлагать альтернативные: какая психическая реальность может стоять за наблюдаемым поведением. Взаключении студент подводит итог проделанной работы, кратко формулирует степень достижения цели и задач исследования, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя навыков наблюдения и интерпретации.
Оформление отчета
Оформление письменных работ (исключение может быть сделано для контрольных работ, когда они выполняются от руки) должно отвечать требованиям к рукописям, сдаваемым в печать[7]. Текст может быть машинописным или набран на компьютере. При этом используют листы белой бумаги форматом А-4 (210Х297мм). Печатают текст через 1,5 интервала, левое поле страницы должно быть ровно 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Наименования (заголовки) глав выполняются прописными буквами центрировано по отношению к машинописной строке. Заголовки подглав (или параграфов) печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Реквизиты титульного листа включают в себя указание министерства, вуза и кафедры, на которой выполнена работа; название темы; фамилию, имя, отчество. Должность, звания и ученую степень ведущего преподавателя; место и год выполнения. Визуальная информация (схемы мест наблюдений и фотографии) в обязательном порядке сопровождается пояснительными записками; заимствование того или иного материала, цитаты, хронологические и иныецифровые показатели и т.п. необходимо сопровождать библиографической ссылкой, выполняемой в соответствии с правилами. Фотографии этограмм следует размещать или по ходу основного текста, что предпочтительнее из-за сохранения логики изложения; или в приложении с обязательной ссылкой в тексте на номер фото в приложении. Ссылка на тот или иной источник должна быть максимально полной и точной, так как это является показателем научной корректности и добросовестности автора работы. В отчете по психологическому наблюдению можно использовать постраничные (подстрочные) сноски – библиографические ссылки под текстом, внизу страницы. Это облегчает как работу самого студента по написанию и оформлению текста, так и проверку работы преподавателем. При этом может применяться либо сплошная нумерация сносок, либо постраничная. Сноски помещаются внизу страницы и отграничиваются от текста чертой, нумерация сносок должна соответствовать нумерации сносок в тексте. В описание сносок входят: фамилия и инициалы автора(ов) (если есть); полное название книги (статьи) (с подзаголовками, которые могут идти после/через точки, двоеточия, в скобках и т.п.); данные о переводчике (если это-перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов) – после косой черты; место издания, год издания, номер тома (если издание многотомное) и номер страницы, на которую ссылается автор работы. Типичные ошибки 1. Наблюдение выполнено студентом добросовестно, но интерпретация не является полной и глубокой — общие места, или ее нет совсем. 2.Антропоморфизм – приписывание животным человеческих чувств и мыслей. 3. Придумывание ситуации, а не реально выполненное наблюдение. 4. Плагиат (похищенный) – присвоение чужого авторства. 5.Компиляция (ограбление) – работа грешит заимствованиями, неумеренным цитированием, в ней отсутствуют или представлены очень слабо собственные суждения, обобщения, выводы и т.п. 6. Описание поведения, которые ничего не дает для ответа на поставленный вопрос, описание фрагмента поведенческого акта. 6.Глобальное обобщение по единичному наблюдению. 7. Игнорирование требований или небрежности в изложении содержания работы и/или в ее оформлении, как-то: отсутствие или небрежное выполнение научно-справочного аппарата, фактические (документальные), грамматические и т.п. ошибки; отсутствие полей, выраженной рубрикации, нумерации страниц и т.д. Если работа свободна от перечисленных выше недостатков, студент добросовестно выдержал сроки плана-графика, то работа сдается преподавателю. В случае выявления последним указанных ошибок, оценка за работу снижается. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 575. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |