Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ




2.9.1. Реабилитация при нарушениях осанки

Осанкой принято называть привычное положение тела не­принужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и фор­ма позвоночника, угол наклона таза и степень развития муску­латуры, которая во многом определяет правильность физиоло­гических изгибов позвоночника. Различают четыре физиоло­гических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди — шейный и поясничный лор­дозы;два обращены кзади — грудной и пояснично-копчиковый кифозы.Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рес­сорную и защитную функции спинного и головного мозга, внут­ренних органов, увеличивается устойчивость и подвижность позвоночника.

Начало формирования физиологических изгибов позвоноч­ника относится к периоду грудного возраста. У новорожденно­го ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сфор­мировавшийся на этапе внутриутробного развития ребенка, позвоночник новорожденного почти прямой. Приблизительно к 3 месяцам жизни у ребенка формируются шейный лордоз под влиянием работы мышц спины и шеи, когда он приподни­мает голову лежа на животе и сохраняя данное положение. К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз с развити­ем умения сидеть и длительно сохранять сидячую позу. К 9— 10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. Формиро­вание физиологических изгибов продолжается до 7 лет.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника за­висит также от угла наклона таза. При его увеличении позво­ночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед, одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, компенсаторно сохраняющие вер­тикальное положение тела. При уменьшении угла наклона таза соответственно уплощаются физиологические изгибы позвоноч­ника.

С позиции физиологических закономерностей осанка ребен­ка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное раз­витие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной си­стемы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизирует­ся. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики и степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному стати­ческому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканых образований суста­вов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей. В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности.

Правильная осанка для дошкольников: голова немного на­клонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпере­ди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль), лопат­ки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1—2 см, физиологи­ческие изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет 22—25° для мальчиков и девочек.

Для школьников с правильной осанкой голова незначитель­но наклонена вперед, плечи — на одном горизонтальном уров­не, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выраженно, чем у детей 6—7 лет, физиологические изгибы по­звоночника умеренно выражены. Угол наклона таза увеличи­вается, приближаясь к таковому у взрослого человека, у дево­чек и девушек он больше (31°), чем у юношей и мальчиков (28°). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 го­дам.

Для юношей и девушек правильной осанкой является вер­тикальное расположение головы и туловища при выпрямлен­ных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — ки­фоз. Остистые отростки расположены по средней линии. Тре­угольники талии также хорошо выражены и симметричны. При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколь­ко приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, вып­рямленными нижними конечностями, умеренно выраженны­ми физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела про­ходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

Наиболее простой и доступной методикой определения на­личия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (табл. 6).

Таблица 6 Тестовая карта для выявления нарушений осанки

 

Содержание вопроса

Ответы

1 Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да Нет
2 Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично Да Нет
3 Выраженная деформация грудной клетки — грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) Да Нет
4 Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника Да Нет
5 Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) Да Нет
6 Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да Нет
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные) Да Нет
8 Неравенство треугольников талии Да Нет
9 Вальгусное положение пяток Да Нет
10 Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная» Да Нет

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка — все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных отве­тов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необ­ходимо наблюдение в дошкольном учреждении; 3) выражен­ное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько явно). Необходима консуль­тация ортопеда.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состоя­ние, которое при своевременно начатых оздоровительных ме­роприятиях не прогрессирует и является обратимым процес­сом. Тем не менее нарушение осанки постепенно может приве­сти к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою оче­редь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стано­вится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в со­стоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возра­ста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15—17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте про­цент детей с нарушением осанки продолжает расти. По дан­ным Д.А. Ивановой (с соавт.), нарушения осанки имеется у 67% школьников.

Различают 3 степени нарушения осанки.

I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I— II степени нарушения осанки, для школьников — II—III сте­пени. Различают нарушения осанки в сагиттальной и фрон­тальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки (рис. 20), вызванных уменьшением (2 вида) или увеличением (3 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

Рис. 20. Виды нарушения осанки:

а — правильная осанка; б — круглая спина; в — плоская спина;

гкругло-вогнутая спина; д — нарушение осанки

во фронтальной плоскости

При увеличении физиологических изгибов различает суту­ловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину. Для сутуло­ватости характерно увеличение грудного кифоза при одновре­менном уменьшении (сглаживании поясничного лордоза). Го­лова наклонена вперед. Плечи сведены вперед, лопатки высту­пают, ягодицы уплощены. Для круглой спины (кифоз) харак­терно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутстви­ем поясничного лордоза. Отсюда второе название — тоталь­ный кифоз. Голова наклонена вперед. Плечи опущены и приве­дены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туло­вища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Для кругло-вогнутой спины характерно уве­личение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза боль­ше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Колени максимально разогнуты, может наблюдаться переразгибание коленных суставов. Мышцы зад­ней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и ис­тончены. Данные виды нарушений осанки на фоне космети­ческих дефектов вызывают уменьшение экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижение жизненной емкости и физио­логических резервов дыхания и кровообращения. Резко огра­ничиваются ротационные движения, боковые сгибания и раз­гибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибовопределяют плоскую спину.Для плоской спины характерно сглаживание всех физиологических изгибов, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, ниж­няя часть живота выступает вперед, мышцы туловища гипо-тоничны. При комбинированном изменении физиологических изгибов определяется плоско-вогнутая спина, характеризую­щаяся уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мыш­цы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота кни­зу. При менее выраженных косметических дефектах данные виды нарушения осанки приводят к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь вызывает при дви­жении постоянный микротравматизм головного мозга, отме­чается повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордоза ограничиваются наклоны туловища кпереди, кзади (в меньшей степени), бо­ковые наклоны.

Во фронтальной плоскости отсутствует видовое различие нарушений осанки. Такое нарушение осанки носит название асимметричная осанкаи вызвано нарушением срединного рас­положения остистых отростков и смещением их от вертикаль­ной оси. Для асимметричной осанки характерно отклонение головы вправо или влево, плечи установлены на разной высо­те, лопатки на разных уровнях, отмечается неравенство тре­угольников талии, асимметрия мышечного тонуса, 'общая и силовая выносливость мышц снижена. В отличие от сколиоза, не имеется торсии позвонков и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Профилактика нарушений осанки — процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного уча­стия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяс­нять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необ­ходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физи­ческому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д., у школьников— на занятиях по физической культуре. Большое внимание на формирование правильной осанки ока­зывают родители, с первых дней жизни выполняющие массаж и физические упражнения в соответствии с возрастом ребенка, в старших возрастных периодах осуществляющие контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах дея­тельности и отдыха.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ре­бенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально орга­низованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребен­ка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профи­лактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних

органов.

Различают следующие задачи ЛФК при нарушениях осан­ки: нормализовать трофические процессы мышц туловища, создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника, осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, систематически закреплять навык правильной осанки, выработать общую и силовую вы­носливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности. ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяю­щий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликли­никах, врачебно-физкультурных диспансерах 3—4 раза в неде­лю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэф­фективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1—1,5, для школьников — 1,5—2 месяца, перерыв между курсами 1—2 ме­сяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2—3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную (1—2 недели), основную (4— 5 недель) и заключительную (1—2 недели) части курса ЛФК. В подготовительной части курса используются знакомые упраж­нения с малым и средним количеством повторений упражне­ний. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей фи­зической подготовленности. В основной части курса ЛФК уве­личивается количество повторений каждого упражнения. Ре­шаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижает­ся. Количество повторений каждого упражнения — среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четверень­ках. Через каждые 2—3 недели занятий обновляется 20—30% упражнений. Для дошкольников составляется 2—3, для школь­ников — 3—4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.

Совершенствуются навыки правильной осанки в усложнен­ных вариантах выполнения упражнений.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, не­обходимо соблюдать два обязательных организационно-мето­дических условия. Первое — наличие гладкой стены без плин­туса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения (рис. 21) — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импуль­сов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражне­ний. Второе: в зале для занятий должно быть большое зерка­ло, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети школь­ного возраста мысленно описывают правильную осанку на ос­нове представлений о героях сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Рис. 21. Проверка положения правильности осанки: а — у стенки стоя; б — при приседании

Основным средством ЛФК, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением — дополнительными. Лечение положе­нием используют на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз и при выполнении упражнений. С этой целью использу­ются упругий валик высотой 2—3 см или подушка и чем стар­ше ребенок, тем больше ее общие размеры. Так, детям с круг­лой спиной валик подкладывают под лопатку при выполнении упражнений на спине, при плоско-вогнутой спине — валик под живот при выполнении упражнений на животе; под голову — лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принима­ет правильное положение в течение 5—8 мин. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах наруше­ния осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыха­ния, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных групп выполняются с предметами и без них, с использованием тре­нажеров.

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушения осанки. Физические упражнения подбираются в со­ответствии с видами нарушения осанки. Упражнения, обеспе­чивающие коррекцию нарушений осанки, называются корри­гирующими (специальными), их выполнение приводит к уст­ранению дефекта. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применя­ются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии ос­тистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плос­кости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно рас­тягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражне­ния выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конеч­ностей. Например: лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к туловищу. Лежа на животе, приподнять ту­ловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отры­вать; лежа на спине, согнуть ноги, руки вдоль туловища, рука­ми через стороны коснуться коленей, приподнимая туловище. К специальным упражнениям при нарушении осанки отно­сятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхнос­ти бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетается ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.

Массажв детском возрасте является эффективным мето­дом профилактики и лечения нарушений осанки. Используют­ся основные приемы: поглаживание, растирание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безбо­лезненно. Детям первого года жизнр, как правило, назначают общий массаж, старшим детям — массаж мышц спины, гру­ди, брюшного пресса. Как правило, он предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Дети дошкольного возраста и старше могут использовать приемы самомассажа, используя вспомо­гательные средства: роликовый массажер, массажные дорож­ки, массажные мячи в сочетании с физическими упражнения­ми.

Формы ЛФК для детей с нарушением осанки самые разно­образные: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Упражнения для формирования и закреп­ления навыка правильной осанки см. в приложении

Гидрокинезотерапия при нарушении осанки. Занятия в воде — мощный положительный эмоциональный фактор. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоноч­ника и закаливание. Вторая задача для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки, — важ­ный фактор. Для достижения наибольшего эффекта темпера­тура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С. Дли­тельная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба выполнять самые различные упражнения в сочетании с осво­енными навыками различных стилей плавания. Примерная схема занятия для лечебного плавания для детей школьного возраста 9—10 лет (с нарушением осанки), следующая: ввод­ная часть занятий (5 мин) упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп. Основная часть занятия (25—30 мин):

1. Скольжение на груди по ширине бассейна 5—6 м, выдох в воду. При окончании выдоха поднять голову, сделать вдох и, продолжая скольжение, повторить выдох в воду 2 раза.

2. Стоя на дне, уровень воды на уровне шеи (плечи в воде), руки в стороны, ладони вперед, равномерно преодолевать сопротивление воды. Соединить ладони, развернуть кисти тыльной поверхностью, выполнить разведение рук с пол­ной амплитудой, руки назад в стороны. Повторить 6—8 раз.
Стремиться стоять на дне на одном месте.

3. Стоя спиной к поручню, руки в стороны (руки могут скользить на поручне), шагнуть вперед, прогнуться, выпрямить­ся (4—6 раз каждой ногой).

Детям с нарушением осанки (особенно школьного возрас­та) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тре­нажер (академическая гребля), при увеличении физиологичес­ких изгибов — велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы), с поднятыми (параллельно полу) руками, гимнасти­ческий комплекс «Здоровье». Этот вид тренировки доступен старшим школьникам. Позволяют добиться хороших резуль­татов в профилактике и лечении нарушений осанки мячи боль­ших размеров и другое оборудование фирмы «Аконит» — яр­кие, многофункциональные предметы.

Чистые висы не рекомендуется использовать в дошколь­ном возрасте и младшем школьном возрасте. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспро­порции тонуса передней и задней поверхности мышц тулови­ща) следует еще более сильное сокращение мышц, принося­щее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождать­ся длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. В практике же лечебной гимнастики висы сочетаются с упражне­ниями, не разгружающими позвоночник, очень аккуратно следу­ет относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения. Данные виды движений ребенок использует на занятиях по физической культуре, поэтому на занятиях по ле­чебной гимнастике от них можно отказаться.

После реабилитационного курса ЛФК врач может рекомен­довать ребенку занятия различными видами спорта.


Реабилитация при сколиозах

Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») представ­ляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси — торсия (torsio) Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости — наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негатив­ные изменения приводят к нарушению деятельности сердечно­сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного трак­та и многих других жизненно важных систем организма боль­ного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

Классификации сколиозов основываются на различных ве­дущих факторах. Патогенетическая классификация сколиозов основывается на выделении ведущего фактора, обусловливаю­щего развитие деформации позвоночника. Большинство спе­циалистов выделяют 3 группы сколиозов: дискогенные, стати­ческие (гравитационные) и нейромышечные (паралитические).

Дискогенный сколиоз развивается на почве диспластичес-кого синдрома (около 90%). Нарушения обмена в соединитель­ной ткани при этом приводят к изменению структуры позвон­ков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление по­звоночника и смещение диска. Одновременно смещается сту­денистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, как обыч­но, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это вызывает первичный наклон позвонков, что обусловливает напряжение мышц туловища и связок и приводит к развитию вторичных искривлений — сколиозу. Таким образом, дикогенный сколи­оз характеризуется дисплазией позвонков, межпозвонковых дис­ков, выражающейся в эксцентричном расположении пульпоз-ного ядра.

Статическим (гравитационным) сколиозом принято называть сколиоз, первичной причиной развития которого является ста­тический фактор — асимметричная нагрузка на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела, например, длины нижних конечностей, патологии тазобедрен­ного сустава, врожденной кривошеи, обширных и грубых руб­цов на туловище. Таким образом, непосредственной причиной, ведущей к развитию сколиоза, являются смещение общего цент­ра тяжести и действие массы тела в стороне от вертикальной оси позвоночника.

Паралитический сколиоз развивается из-за асимметрично­го поражения мышц, участвующих ,в формировании осанки, или их функциональной недостаточности, например, при по­лиомиелите, миопатии, детском церебральном параличе. Мор­фологическая классификация включает в себя структурный ифункциональный сколиозы. Структурный сколиоз характеризу­ется изменением структуры позвонков. Структурный компо­нент деформации представлен клиновидной деформацией, тор-сией позвонков. Функциональный сколиоз(неструктурный) — обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, асиммет­рия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мы­шечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа. Существенное значение для раннего начала реабилитаци­онных мероприятий имеет своевременная диагностика. При визуальном исследовании, выявив у больного реберное выбу­хание (как следствие торсии), ставят первичный диагноз — ско­лиоз. Для объективного заключительного диагноза необходи­мо рентгенографическое исследование в положении стоя и лежа На основании рентгенограммы устанавливают степень заболе­вания, чаще всего пользуясь методом Кобба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллель­но поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дугь искривления); перпендикуляры, восстановленные к этим ли ниям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночни­ка. Наиболее признана клинико-рентгенологическая классифи­кация сколиоза по степеням В.Д. Чаклина (1957). В основе ее лежат различные по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии, по степени выражен­ности торсионных изменений и по стойкости имеющихся де­формаций.

I степень сколиоза характеризуется простой дугой ис­кривления, позвоночный столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туло­вища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью сво­бодно висящей руки больного). Линия остистых отростков слег­ка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе I степени искривление линии ос­тистых отростков сохраняется. На стороне искривления — надплечье выше другого, может определяться небольшой мышеч­ный валик. На рентгенограмме — угол Кобба (угол искривле­ния) до 10°, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и асимметрия корней дужек.

II степень отличается от I появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приоб­ретает форму буквы S. Асимметрия частей туловища становит­ся более выраженной, появляется небольшое отклонение кор­пуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не толь­ко рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий ха-рахтер. При переходе в горизонтальное положение и при ак­тивном вытяжении полного исправления кривизны искривле­ния добиться невозможно. Рентгенологически отмечаются вы­раженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвон­ков, угол Кобба — от 10 до 25°.

III степень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой сто­роне дуги искривления позвоночника образуется задний ребер-но-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне ис­кривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сбли­жается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновид­ная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгено­грамме — от 25 до 40°.

IV степень сколиоза. Деформация позвоночника и груд­ной клетки становится грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний изадний реберные горбы, деформа­ция таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение фун­кции органов грудной клетки, нервной системы и всего орга­низма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме — более 40° и не изменяется в положении лежа.

По форме искривления и признаку сложности сколиозы делятся на 2 группы: простые и сложные. Простые сколиозыхарактеризуются одной дугой искривления, с отклонениями позвоночника в одну сторону. Позвоночный столб при этом напоминает букву С. Простые сколиозы могут быть локальны­ми и тотальными. Локальные сколиозы захватывают один из отделов позвоночника. Как правило, они образуются в его по­движных частях (шейный, поясничный, грудной сколиоз). То­тальные сколиозы захватывают весь позвоночник, образуя при этом большую дугу. Сложные сколиозы характеризуются дву­мя и более отклонениями позвоночника в нескольких направ­лениях. Различают три разновидности ложных сколиозов:

1) сколиоз в виде буквы S — с верхней дугой искривления;

2) сколиоз в виде вопросительного знака ? — с верхней дугой искривления вправо, а нижней влево; 3) тройной сколиоз име­ет три изгиба, например в шейном, грудном и поясничном от­ делах позвоночника. По признаку направления искривления ско­лиозы делятся на левосторонние и правосторонние.

Тип сколиоза определяют по классификации Понсети и Фридмана. Простые сколиозы бывают: шейные, шейно-груд-ные (верхнегрудные), грудные, пояснично-грудные, пояснич­ные, пояснично-крестцовые. Из сложных — выделяют комби­нированный сколиоз. Сложные сколиозы (комбинированные) образуются из простых — основная (первичная) дуга искривле­ния компенсируется второй дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления. Для выработки реабилитационной тактики важно выявить первич­ную дугу искривления, так как эффективность лечения во мно­гом зависит от возможности выполнить коррекцию первичной дуги. По мнению ряда авторов (А.И. Кузьмин, И.И. Кон, В.И. Беленький, И.А. Мовшович и др.), первичная дуга искрив­ления обычно больше компенсаторной. В ней всегда наглядно выражена клиновидная деформация и торсии позвонков, она более фиксирована и менее поддается коррекции. Если первич­ное искривление ригидно, коррекция вторичных дуг не обеспе­чивает должного лечебного эффекта.

Иногда образуется сколиоз с тремя вершинами искривле­ния. Например, если первичным является поясничный сколи­оз вправо, то его компенсирует вторичный левосторонний ско­лиоз грудного отдела, который в свою очередь компенсируется правосторонним сколиозом шейного от­дела позвоночника. Сколиозы могут со­четаться с нарушениями осанки в сагит­тальной плоскости, чаще — с дефектами, характеризующимися увеличением нор­мальных физиологических изгибов позво­ночника, реже — с дефектами уменьше­ния нормальных физиологических изги­бов позвоночника (рис. 22-реберно-позвоночный горб).

По развитию процесса различают не­прогрессирующий, медленно прогрессиру­ющий и бурно прогрессирующий сколио­зы. Более 50% сколиозов не прогресси­руют и остаются сколиозами I степени; 40% медленно прогрессируют; 10% всех сколиозов бурно прогрессируют, т.е. че­рез 2—3 года сколиоз достигает уже III степени развития, не­редко с формированием реберного горба. Особенно опасен в этой связи пубертатный период развития ребенка, во время ко­торого происходит бурный рост скелета. С его началом течение сколиоза резко ухудшается. При отсутствии лечения скорость прогрессирования болезни увеличивается в 4—5 раз, поэтому необходим контроль за ростом ребенка. Абсолютная величина роста не влияет на течение сколиоза, определяющую роль иг­рает кривая скорости роста. С окончанием роста позвоночника, как правило, прекращается прогрессирование сколиотической болезни и, следовательно, можно говорить о прекращении чрез­вычайно активных реабилитационных мероприятий.

Реабилитация больных, страдающих сколиозом, носит ком­плексный характер. Комплекс консервативного лечения ско­лиоза включает лечебную гимнастику, массаж, лечебное пла­вание, методы ортопедической коррекции (корсетирование, гипсовые кроватки и т.д.), электростимуляцию, щадящий дви­гательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. При необходимости назначается традиционная терапия, медикаменты, диета. В последнее время появились рекомендации по применению мануальной терапии при сколи­озе, основанные на обобщении имеющихся на сегодняшний день сведений и анализе практического опыта авторов. Однако во­прос об использовании мануальной терапии в этом виде пато­логии все еще остается открытым.

Лечение сколиотической болезни складывается из трех взаи­мосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела по­звоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоноч­ника в положении достигнутой коррекции. Кроме того, лече­ние направлено на устранение патологических изменений дру­гих органов и систем организма больного. Основной и наибо­лее трудной задачей, решение которой определяет успех лече­ния в целом, является не мобилизация и коррекция искривле­ния, а стабилизация позвоночника в корригированном положе­нии. Коррекция деформации, не подкрепленная мероприятия­ми, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффек­тивна. Истинное излечение сколиотической болезни, т.е. умень­шение структурной деформации позвонков, может быть дос­тигнуто только длительным настойчивым лечением на протя­жении всего периода роста позвоночника с обязательным ком­плексным использованием ортопедического лечения. Этот про­цесс весьма сложен и не всегда успешен.

Суть консервативного лечения состоит в коррекции искрив-1 ления позвоночника за счет уменьшения функционального ком­понента искривления и стабилизации достигнутой коррекции за счет улучшения функционального состояния мышечно-свя-зочного аппарата или с помощью корсетирования. Бурное про-грессирование основного патологического процесса при сколи­озах II—IV степеней является предпосылкой к оперативному вмешательству. Оперативное лечение позволяет фиксировать позвоночник в положении максимальной коррекции, но не дает возможности полного исправления деформации, а лишь спо­собствует уменьшению дуги сколиоза.

Ведущая роль в реабилитации больных сколиозом принад­лежит ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к при­менению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формиро­ванию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позво­ночника и препятствует прогрессированию болезни. Применя­ются общеразвивающие, дыхательные и специальные упраж­нения. Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника — кор­ригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная трениров­ка мышц при выполнении симметричных упражнений способ­ствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нор­мализации мышечной тяги позвоночного столба.

Т.А. Фонарева, М.И. Фонарев (1988) указывают, что сим­метричные упражнения не нарушают возникших компенсатор­ных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом этих упражнений является про­стота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опор­но-двигательного аппарата.

Асимметричные корригирующие упражненияиспользуются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они под­бираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения трениру­ют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходно­го положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение: а) на стороне грудного сколиоза опускается надплечье, плечо поворачивается кнару­жи, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбуха­ния; б) на противоположной стороне грудного сколиоза подни­мается надплечье и плечо поворачивается вперед и внутрь, ло­патка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении уча­ствуют надплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не до­пускается. При выполнении этого асимметричного упражне­ния происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растя­гивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Уп­ражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положе­ния надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметрич­ных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрес-сирование сколиоза (рис. 23).

Рис. 23. а. — симметричное корригирующее упражнение; б — асимметрично корригирующее упражнение

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; кор­рекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращен­ных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вог­нутости — отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза — отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При от­ведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упраж­нение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба.

Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на рав­новесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления. Упражнения выполняются с предметом (булава, скакалка, на­бивные мячи, гантели и т.д.) и без него.

Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, большое значение имеют дыхательные упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объ­еме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость лег­ких. Применяется грудное и брюшное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» во многих случаях заме­няется командой «вдох-выдох». Например, упражнения лежа с гантелями, плавательные движения, «гребля» и т.д. Методист акцентирует внимание детей на сочетании упражнения с дыха­нием и о категорически недопустимой задержке дыхания при упражнениях.

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями применяют симметричные кор­ригирующие упражнения. Асимметричные упражнения приме­няются индивидуально и исключительно редко. При сколиозе II степени в занятиях лечебной гимнастикой также преобладают ОРУ, дыхательные, симметричные упражнения. По показани­ям применяются асимметричные и деторсионные упражнения. При сколиозе III—IV степеней используется весь арсенал фи­зических упражнений. При сколиозах противопоказаны физи­ческие упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перера­стягиванию (висы).

ЛФК проводят в форме занятия лечебной гимнастикой (за­нятия корригирующей гимнастикой). Чтобы охватить как можно большее число детей, страдающих сколиотической болезнью, занятия корригирующей гимнастикой проводят групповым ме­тодом. Индивидуализация лечебного воздействия при группо­вом методе занятий достигается комплектованием небольших групп до 10—12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначением индивидуальных упражнений и дози­ровки. По возрасту дети разделяются на 4 группы: 5—6-лет­ние; 7—10-летние; 11—13-летние; 14—16-летние. Детям с про­грессирующим сколиозом рекомендуется проводить занятия ин­дивидуальным способом. Занятия корригирующей гимнасти­кой проводятся 3 раза в неделю по 30—45 мин. Занятия делятся на 3 части.

Подготовительная часть включает в себя организацию груп­пы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выпол­няются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, напри­мер, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием пря­мых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», «шаги медведя», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлени­ях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхатель­ные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепле­ния навыка правильной осанки; для профилактики и коррек­ции плоскостопия.

Основная часть занятия. Применяют специальные корри­гирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корри­гирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рацио­нального мышечного корсета; упражнения для коррекции де­формации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гим­настической стенке; подвижные игры. В основу занятия корри­гирующей гимнастикой положен принцип максимальной ста­тической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные ис­ходные положения — лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое.

В заключительной части применяются упражнения на рас­слабление, медленная ходьба с сохранением правильной осан­ки, дыхательные упражнения. По показаниям индивидуально используется лечение положением.

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а шкже периода реабилитации. Темп упражнений обычно сред­ний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, для чего необходимо оценивать воздействие на-i рузок по сдвигам частоты пульса и его восстановлению (опре­деление физиологической кривой), а также общую тренирован­ность по простейшим функциональным пробам (20 приседа­ний, 30 подскоков) — пульсу и АД. Очень важно в процессе занятия оценивать силу и выносливость различных групп мышц, применяя двигательные тесты. О силе и выносливости мышц-разгибателей туловища судят по времени удержания верхней части туловища на весу, а также состоянию мышц, обеспечивающих наклоны вправо и влево. О силе выносливос­ти мышц живота судят по числу переходов из положения лежа на спине в положение сидя с фиксированными ногами.

Ориентиром могут служить нормативные показатели, ус­тановленные для детей A.M. Рейзман и Ф.И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в 7—11 лет — 1—2 мин, в 12— 16 лет — 1,5—2,5 мин; для мышц живота в 7—11 лет — 15—20 движений, в 12—16 лет — 25—30 движений в темпе, не превы­шающем 16 движений в минуту. Показатели функциональных проб обеспечивают дифференцированный подход к назначению индивидуального комплекса на занятиях лечебной гимнасти­кой.

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка по­звоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений

Современная методика лечебного плавания разработан» сотрудниками московской ортопедической школы-интерната № 76 Л.А. Бородич, Р.Д. Назаровой. Исследователи доказали, что основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе.

Плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Однако могут применяться элементы этих стилей. Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколио­за. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При сколиозе II—III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40—50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления позвоночника.

При IV степени сколиоза на первый план выдвигается за­дача не коррекции деформации, а улучшения общего состоя­ния организма, функционального состояния сердечно-сосудис­той и дыхательной систем. В связи с этим, как правило, ис­пользуется симметричное плавание. Особое внимание уделя­ется дыхательным упражнениям. Для тренировки сердечно­сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц индивидуально вводится плавание на коротких скоростных от­резках, под строгим контролем. Особенно важно совершенство­вать технику плавания у больных, имеющих симптомы неста­бильности позвоночника. Если угол искривления позвоночника на рентгенограммах в положении лежа и стоя очень отлича­ется, необходимо максимально исключить при плавании дви­жения позвоночника в перпендикулярном направлении и вра­щения позвоночника.

Для детей со сколиозом II—III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8—9-м грудном позвонке для снижении компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны сколиоза выносится при плавании вперед. При поясничном гипе сколиозы (вершина дуги на 2—3-м поясничном позвон­ках), грудино-поясничном типе сколиоза (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке. При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничный) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.

Д.М. Цверава (1985), помимо традиционных форм реаби­литации, предложил для лечения нарушений осанки во фрон­тальной плоскости и диспластического грудино-поясничного сколиоза I степени применять верховую езду. Эффективность лечения конным спортом, по мнению автора, заключается в следующем: стабилизации мобильности позвоночника, т.е. устранении функционального компонента; создании мощного, надежного мышечного корсета туловища; в обучении активной коррекции туловища самовытяжением; устранении скованнос­ти в движениях; выработки правильной осанки; повышении устойчивости высшей нервной деятельности; снятии «комплекса неполноценности»; повышении функции опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитии ловкос­ти, смелости, организованности, внутренней дисциплинирован­ности и любви к животным.

Конный спорт противопоказан при поясничном сколиозе, так как способствует усилению торсии позвонков и увеличива­ет степень пояснично-крестцовой дуги; при грудино-поясничном сколиозе I степени, когда вершина искривления находите ниже Ц и L2, так как тренировка подвздошно-поясничных мышц, интенсивно проводящаяся при верховой езде, неблагоприятно влияет на его течение.

Организационно лечение сколиотических больных подразделяется на 3 вида: амбулаторное лечение; лечение в специа­лизированных школах-интернатах; стационарно-санаторное лечение.

Амбулаторному лечению подлежат:

—дети с дугой сколиоза до 10° и торсией 5—10° (без опи­санных признаков прогрессирования);

—дети с впервые выявленным сколиозом I—III степени с законченным ростом, но нуждающиеся в тренировке мышц и постановке правильной осанки.

После обучения физическим упражнениям, увеличения сило­вой выносливости мышц и постановки правильной осанки де­тям первой группы и второй группы с I—II степенью сколиоза рекомендуется рациональное повышение физических нагрузок в секциях плавания, волейбола, ходьба на лыжах.

Все категории амбулаторных больных в течение 3 месяцев могут быть пациентами загородных ортопедических стациона­ров санаторного типа.

Стационарно-санаторному лечению подлежат:

—дети с впервые выявленным сколиозом всех степеней тяжести, заканчивающие расти и не нуждающиеся в силу этого в длительном многолетнем лечении в интернате;

—дети, нуждающиеся в многолетнем лечении, но имеющие противопоказания по соматическому состоянию для пребывания в школах-интернатах;

—дети со сколиозом IV степени.

Лечению в специализированных школах-интернатах под­лежат дети с диспластическим сколиозом II—III степени, с не­законченным ростом, а также больные со сколиозом I степени при наличии у них ряда факторов прогрессирования. Этот кон­тингент больных нуждается в длительном, комплексном лече­нии. В условиях школы-интерната осуществляется лечебная программа, а также обучение больных детер по программе общеобразовательной школы. Выходные дни дети могут прово­дить дома.

Примерный комплекс физических упражнений при сколиозах см. в приложениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 573.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...