Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЕЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА




ПОНЯТИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ.

Реабилитация — это восстановление здоровья, функцио­нального состояния и трудоспособности, нарушенных болез­нями, травмами или физическими, химическими и социальны­ми факторами. Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных иинвалидов к бытовым и трудовым про­цессам, в общество; восстановление личностных свойств чело­века. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болез­ней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «спо­собность», rehabilis — «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направ­ленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболе­вании физической, психической, профессиональной, социаль­ной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая) исоциально-экономическая.

Первое и основное направление реабилитации(медицин­ской и физической) — восстановление здоровья больного по­средством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных фи­зиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместитель­ных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррек­цию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выпол­нению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменив­шейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает во­просы трудоустройства, профессионального обучения и пере­обучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, что­бы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реа­билитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в откло­нениях от нормального морфофункционального статуса; 2) сни­жение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоров­ление больного после перенесенного заболевания и его реаби­литация — совсем не одно и то же, так как помимо восстанов­ления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, кол­лективе.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как орто­педия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая куль­тура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских ле­чебных методов, но впоследствии, особенно после второй ми­ровой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицин­ских, ее решение включало целый ряд психологических, соци­альных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» при­шел термин «реабилитация». Концепция реабилитации боль­ных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ве­дущих к нетрудоспособности, отдельные направления медици­ны не в состоянии ему противостоять и решение этой пробле­мы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работни­ков различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохране­ния деятельность, более связанную с социальным обеспечени­ем. В последующие годы все большее число лечебных учреж­дений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реа­билитации организационно сложилась в структуру реабилита­ционных центров, специализированных по профилю заболева­ний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организова­ны, это могут быть стационарные, санаторные или поликли­нические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображения­ми. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать пробле­му восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще мож­но восстановить здоровье больного до максимально возможно­го уровня его физической, психологической и социально-эко­номической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позво­лить себе увеличивать число инвалидов и социально зависи­мых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркива­ется, что целью лечения больного является не только сохране­ние его жизни, но и способности к независимому существова­нию. Отсюда следует целенаправленный характер всей систе­мы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилита­ция заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные иссле­дования воздействия средств реабилитации отчетливо показа­ли, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

1.1.1. Задачи медицинской реабилитации

Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

—восстановление бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

—восстановление трудоспособности, т.е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двига­тельного аппарата;

—предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­тики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление ут­раченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — за­медление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом об­ладают: физические упражнения, природные факторы (как ес­тественные, так и преформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспо­собления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации при­надлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Понятие о физической реабилитации

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система меро­приятий по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптацион­ных резервов организма человека средствами и методами фи­зической культуры, элементов спорта и спортивной подготов­ки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмит­риев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, ис­пользующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как ле­чебно-педагогический и воспитательный процесс или, правиль­нее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому об­разованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие — местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совер­шенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой — развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность орга­низма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершен­ствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педаго­гические принципы:

1. Индивидуальныйподход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­тер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность.Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необхо­димый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

3. Принцип постепенностиособенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­ний, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4. Систематичность— основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­щей порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
больного воздействие, позволяющее повышать функцио­нальное состояние организма больного.

5. Цикличность.Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­фекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уров­не.

6. Системностьвоздействия (или поочередность), т.е. после­довательное чередование исходных положений и упражне­ний для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразиев подборе и применении физичес­ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений должны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8. Умеренность воздействиясредствами физической реабили­тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­ренными, возможно более продолжительными, либо на­грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в тече­ние реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное ис­пользование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуа­лизации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

—общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нару­шенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­ки зрения тренированность больного человека — важный фак­тор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

—специальная тренировка призвана развить функции, на­рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...