Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок научно-технической информации в период экономического подъема. Информация.




Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В современной науке рассматриваются два вида информации:

  • Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.[1]
  • Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[2]

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Товарное обращение информации между двумя хозяйствующими субъектами должно предполагать, что они оба получают как минимум среднюю прибыль. Таким образом, нижним пределом цены информационного продукта является pmin -- так называемая цена производителя (исполнителя НИОКР), то есть наименьший уровень цены, при котором производитель информации в результате ее продажи возмещает затраты на ее производство и получает среднюю прибыль. Верхним пределом цены информационного продукта выступает pmax -- так называемая цена потребителя (заказчика НИОКР), то есть наибольший уровень цены, при котором потребитель информации в результате ее производительного применения покрывает расходы на ее покупку и получает среднюю прибыль.

Существует несколько методик расчета уровня договорной цены. Один из разумных вариантов состоит в том, чтобы уравнять норму прибыли производителя и потребителя информации. Другой, более сложный, вариант заключается в уравнивании неопределенности хозяйственных результатов производства информации и ее производительного применения. Ценообразование информационных продуктов должно также нести на себе функцию разумного распределения риска между их производителем и потребителем, -- специфическую функцию, возникающую ввиду факта экономической неопределенности информации.

В экономике, переживающей фазу кризиса, спад физических объемов производства сужает границы применения машин, поэтому производителю информации становится невыгодно ее производить, а потребителю -- ее потреблять, применять в производстве. Это значит, что в период кризиса обе кривые (спроса и предложения) на рисунке 1 «опускаются» и принимают положение, изображенное на рисунке 2. Заметим, что при этом нижний предел цены информационного продукта (цена производителя pmin) оказывается выше верхнего предела (цены потребителя pmax), то есть равновесное состояние рынка технологий наступает при отрицательном объеме инноваций. Что это значит -- хорошо известно из практики развития стран, попавших в полосу экономического кризиса: отрицательный объем инноваций означает деиндустриализацию экономической системы, деинтеллектуализацию производственных процессов, массовый переход к более отсталым технологическим укладам хозяйства.

 

Вопросы к экзамену

1) История развития экономической теории, ее современные школы и направления.

2) Модели экономической организации общества. Натуральное и товарное хозяйство.

3) Экономическая теория как наука. Основные функции и методы экономической науки.

4) Альтернативные издержки и экономический выбор.

5) История и особенности развития российской экономической мысли.

6) Потребности общества и его экономические ресурсы.

7) Производство и экономика. Производство, распределение, обмен и потребление.

8) Рыночный спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса.

9) Простое и расширенное воспроизводство. Экономическая эффективность (Парето-эффективность).

10) Товар как экономическая категория. Свойства товаров.

11) Функции и роль рынка в общественном производстве.

12) Сущность и место отношений собственности в экономической системе. «Пучок» прав собственности

13) Типы экономических систем. Сравнительная характеристика традиционной, административно-командной и рыночной систем.

14) Рыночное предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения.

15) Причины возникновения, сущность и субъекты рынка.

16) Многообразие форм собственности. Плюсы и минусы частной и общественной собственности.

17) Факторы производства. Влияние факторов производства на результаты деятельности субъектов экономики.

18) Экономическая свобода.

19) Структура и инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы.

20) Графический анализ равновесия в потреблении. Кривые безразличия и бюджетная линия.

21) Рыночное равновесие (механизм функционирования рынка совершенной конкуренции).

22) Реформа отношений собственности в России.

23) Конкуренция как закон товарно-рыночного хозяйства. Методы конкурентной борьбы.

24) Понятие денег и их роль в экономике.

25) Основные типы рынка. Признаки совершенной конкуренции.

26) Спрос и полезность. Потребительское равновесие.

27) Монополия: сущность, причины возникновения. Основные формы монополии.

28) Технологический выбор в экономике. Кривая границ производственных возможностей.

29) Несовершенная конкуренция. Признаки монополистической конкуренции.

30) Потребительский кредит.

31) Понятие эластичности спроса и предложения, способы его измерения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения.

32) Бюджет семьи.

33) Предпринимательская деятельность. Основные формы предпринимательства.

34) Воздействие «эффекта замещения» и «эффекта дохода» на кривую спроса.

35) Износ и амортизация. Классификация видов износа

36) Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная экономики: используемые ресурсы, особенности производственной деятельности и социально-экономических отношений.

37) Предпринимательская деятельность. Основные формы предпринимательства.

38) Воздействие «эффекта замещения» и «эффекта дохода» на кривую спроса.

39) Излишки потребителя и производителя

40) Причины неполноты информации. Информация как редкое благо. Характеристики информации

41) Понятие средних издержек, их графики Понятие предельных издержек (МС), их график.

42) Особенности олигополистического рынка.

43) Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал.

44) Достоинства и недостатки рыночной системы. Роль государства в рыночной экономике.

45) Земля как фактор производства.

46) Фундаментальные проблемы экономики.

47) Труд как фактор производства. Эффективность использования труда.

48) Антимонопольная политика.

49) Организационно-правовые формы предприятий: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество, государственное предприятие.

50) Малый бизнес, его роль в экономике.

 

Задания к экзамену:

1) Тест:

Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

1) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

2) цена товара выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

3) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

4) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

2) Задача:

Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска продукции возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В): 1) 10А + 5В; 2) 8А + 7В. Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала – 4 денежные единицы, а цена единицы труда – 5 денежных единиц?

3) Задача:

Доход потребителя вырос с 2 до 4 тыс. рублей. Спрос на маргарин упал с 3 до 1 кг. Спрос на масло возрос с 6 до 8 кг. Определить эластичность спроса по доходу и характер товаров.

4) Заполните таблицу:

Количество продукции TFC TVC TC AFC AVC ATC MC
0     500        
100     750        
200     1100        
300     1500        
400     2000        
500     2600        

 

5) Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль предприятия составила 300 тыс. денежных единиц, чистая экономическая прибыль – 100 тыс. денежных единиц. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что совокупный доход предприятия – 800 тыс. денежных единиц.

6) Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

 1) инвестиции;

 2) производство;

 3) потребление;

 4) редкость.

7) Заполните таблицу:

Количество яблок? Q (кг) Общая полезность, TU(ютилей) Предельная полезность, MU (ютилей)
1 40  
2 44  
3 46  
4 46  

8) Тест:

Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее при прочих равных условиях приведет к:

1) росту расходов населения на предметы роскоши

2) увеличению предложения жевательной резинки

3) повышению спроса на жевательную резинку

4) снижению спроса на продукты питания?

  9) Какой из ниже перечисленных элементов является наиболее важным командно-административной экономики (СССР):

     1) полная свобода действий;

2) всеобщее государственное регулирование;

3) взвешенные действия предпринимателей;

4) активная конкуренция на рынке

 

9) Задача:

Суммарный доход фирмы от продаж составил 150 тыс. руб. Затраты на приобретение сырья – 15 тыс. руб., на оплату электроэнергии – 10 тыс. руб. Стоимость оборудования, принадлежащего фирме составляет 70 тыс. руб. Норма амортизации равна 20%. Рабочим выплачена зарплата в сумме 15 тыс. руб., управленческому персоналу 12 тыс. руб. Фирма выплатила процент за заемные средства, равный 5 тыс. руб. Вклад предпринимателя в организацию предприятия оценивается в 4 тыс. руб. Определить бухгалтерскую и экономическую прибыль.

10) Задача:

Общий объем производства завода А составил 8000 т.р. Цех № 1 завода произвел продукции на 2500 т.р., цех № 2 – на 3000 т.р., цех № 3 и № 4 на сумму 1000 и 1500 т.р. соответственно. Для производства продукции в цехе № 1 занято 48 человек, в цехе № 2 – 45 человек, в цехах 3 и 4 соответственно 20 и 25 человек. Определить производительность труда по цехам и по заводу в целом.

11) Задача:

В результате повышения цены товара с 5 денежных единиц до 7 денежных единиц объем спроса сократился с 9 млн. денежных единиц до 7 денежных единиц. Определить эластичность спроса по цене.

12) Задача:

       В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

 

Цена (пенсы)   Объем спроса (млн. банок в год) Объем предложения (млн. банок в год)
       
  8   70 10
  16   60 30
  24   50 50
  32   40 70
  40   30 90

     а) Изобразите кривую спроса и предложения по данным таблицы.

б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 пенсам, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

     в) Если рыночная цена на банку фасоли равна 32 пенса, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

     г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

13) Тест:

 Основные (фундаментальные) функции денег – это:

1) ценообразование и информирование;

2) распределение и перераспределение;

3) мера стоимости и средство обращения

4) средство накопления и средства платежа

14) Задача:

Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0.5 до 1.5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков. Определить перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

15) Задача:

Совокупный доход предприятия составляет 550 тыс. денежных единиц. Предприятие платит зарплату работникам – 220 тыс. денежных единиц. Кроме того, затраты на сырье и материала составляют 98 тыс. денежных единиц. Неявные издержки предприятия составляют 113 тыс. денежных единиц. Определить бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.

16) Задача:

Значения маржинальных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице:

Благо MU Р 
А α 7
Б 24 3
В 16 β

    При каком значении параметров α и β потребитель будет находиться в положении равновесия?

17) Задача:

Задана зависимость общих издержек от выпуска продукции (Q):

Выпуск продукции 0 1 2 3 4 5 6
Валовые издержки 60 100 130 155 190 245 335

  Рассчитайте: постоянные (FC), переменные (VC), предельные (MC), средние (AC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) издержки; постройте графики средних и предельных издержек.

18) Задача:

Альтернативная стоимость строительства нового ночного клуба это:

1) затраты на наем официантов для нового клуба;

2) стоимость строительства нового клуба в будущем;

3) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства нового клуба.

19)Задача:

       Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродеталей, используя для этого данные таблицы.

 

Объем (тыс. шт.)

 

 

Цена, $

10 20 30 40 50 60 70
Спроса   32   28   24   20   16   12   8  
Предложения 4 7 10 13 16 19 22

Ответьте на вопросы:

а) какова равновесная цена на рынке электродеталей?

б) каков равновесный объем купли продажи?

в) если цена электродеталей составит 30 $, какова величина дефицита на этом рынке?

г) если цена электродеталей повысится до 60 $, какова величина избытка на этом рынке?

20) Задача:

Экономика страны представлена двумя сферами – промышленностью и сферой услуг. В промышленности производительность труда повысилась в 4 раза, а в сфере услуг в 1,8 раза. Покажите изменение экономического потенциала страны при помощи кривой производственных возможностей.

21) Тест:

Целью деятельности фирмы является:

1) получение максимальной прибыли;

2) получение удовлетворительной прибыли;

3) достижение роста продаж;

4) выживание.

22) Задача:

     На острове живет 10 человек. Каждый из них может либо наловить 3 кг рыбы, либо собрать 10 кг плодов (кокосы, бананы и др.). Начертите кривую производственных возможностей экономики острова.

23) Задача:

Функция спроса имеет вид D= 30 – 5p, а функция предложения S = - 5 + 2p. Определить цену равновесия. Что произойдёт с объёмом продаж, если цена будет равна 6 ден.ед.?

У вас имеется 400 рублей, которые вы решили потратить на покупку апельсин и груш. Цена 1 кг апельсин – 20 руб., а цена 1 кг груш – 50 рублей. Полезность 1 кг груш вы оцениваете вдвое выше полезности 1 кг апельсин. Какое количество апельсин и груш вам следует купить, чтобы максимизировать свою полезность?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...