Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ступень осевой реактивной турбины




Если теплоперепад, который надо сработать в турбине, сравнительно невелик (< 200…300 кДж/кг), то она может состоять из одной ступени. Примером одноступенчатой турбины может служить турбина двигателя ВК-1.

Знакомиться со ступенью турбины можно либо на этом двигателе, либо на любом другом, где обеспечен хороший обзор её элементов. При чтении нижеследующего текста надо постоянно обращаться к реальной турбине с целью визуально убедиться в соответствии описываемых элементов схемы натуре.

Ступень газовой турбины представляет собой совокупность соплового аппарата (СА) и расположенного за ним рабочего колеса (РК). Схема ступени турбины и треугольники скоростей на входе в РК и выходе из него показаны на рис. 2.1.

Сопловой аппарат представляет собой неподвижную лопаточную решетку, связанную с корпусом. Лопатки СА имеют крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но более изогнутый, чем у лопаток НА компрессора. Кривизна профиля по высоте лопатки СА практически не изменяется. Хорда и толщина профиля лопаток СА по их высоте обычно не изменяются. Вектор скорости на выходе из камеры сгорания обычно направлен параллельно оси вращения рабочего колеса и передние кромки лопаток СА соответствуют этому направлению, обеспечивая безударный вход газа в СА.

 

- 24 -

 

Рис. 2.1. Схема ступени турбины и треугольники
скоростей на входе в РК и на выходе из него

- 25 -

 

В СА происходит преобразование части тепловой энергии газа в кинетическую энергию потока, т.е. расширение газа. Процесс расширении при дозвуковых скоростях происходят в конфузорных (сужающихся) каналах. Конфузорность каналов между лопатками СА обеспечивается изогнутостью профилей их сечений при малых углах  на выходе (так, например, на двигателе ВК-1 = 28°).

Соответственно увеличению скорости газового потока в СА падают его давление и температура.

В отличие от компрессоров вероятность срыва пограничного слоя и вихреобразования на спинках лопаток очень мала, несмотря на их большую изогнутость. Это объясняется конфузорностью межлопаточных каналов, по мере их сужения струйки газа как бы прижимаются друг к другу.

Сопловые лопатки крепятся к корпусу таким образом, чтобы обеспечивалось их свободное тепловое расширение.

Рабочее колесо представляет собой вращающуюся лопаточную решётку, связанную с ротором, обычно дискового типа. Направление передних кромок профилей лопаток должно соответствовать направлению вектора относительной скорости на входе в РК - . Величина и направление этого вектора определяется из треугольника скоростей на входе в РК, т.е. векторным вычитанием окружной скорости РК U из абсолютной скорости  (сравнительно небольшой по величине угол атаки мы здесь не рассматриваем). Такое направление передних кромок лопаток обеспечивает безударный вход газа в РК.

Лопатки РК имеет также крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но ещё более изогнутый по сравнение с лопатками СА. Кривизна профиля по высоте рабочей лопатки уменьшается от корня к периферии.

Преобразование энергии в РК можно условно разделить на две части. С одной стороны, продолжается процесс расширения газа, т.е. преобразование части тепловой энергии в кинетическую энергию потока в относительном движении. Относительная скорость W увеличивается, а давление и температура газа продолжают уменьшаться (в этом отличие реактивных турбин от активных, где такого преобразования энергии не происходит).

 

- 26 -

 

Увеличение относительной скорости W в межлопаточных каналах РК обеспечивается их конфузорностью), которая достигается тем, что выходные кромки профилей лопаток направлены с меньшим углом к плоскости вращения РК, чем входные  (например, в турбине двигателя ВК‑1 , a ). Во избежание отрыва потоке и связанных с этим потерь на вихреобразование, лопатки профилируются так, чтобы канал между ними на всем его протяжении оставался конфузорным.

Другая часть преобразования энергии в РК состоит в том, что кинетическая энергия потока газа в его абсолютном движении преобразуется в механическую работу, совершаемую окружным усилием на рабочих лопатках (крутящим моментом). Это усилие возникает вследствие разности давлений на вогнутой и выпуклой поверхностях каждой лопатки при обтекании её газовым потоком – на корыте лопатки возникает повышенное давление, а на спинке – разрежение. Окружная составляющая этого усилия Pu и приводит РК во вращение. (Попутно напомним, что осевая составляющая этого усилия Pa уравновешивается осевым усилием компрессора или воспринимается упорным подшипником ротора, как на двигателе ВК‑1.)

В результате рассмотренного преобразования энергии {совершения газом внешней работы) абсолютная скорость C2 оказывается значительно меньше C1. Направление вектора скорости C2 стараются сделать как можно ближе к направлению оси ротора, особенно это важно для одноступенчатых турбин и последних ступеней многоступенчатых турбин. (Например, для двигателя ВК‑1 .) В противном случае поток за турбиной приходится “раскручивать” до осевого направления специально спрофилированными стойками, которые можно увидеть между турбиной и реактивным соплом на всех двигателях. Если за данной ступенью стоит следующая, то направление передней кромки лопаток её СА должно совпадать с направлением вектора C2.

Для достижения высокого к.п.д. ступени форма рабочих и сопловых лопаток должна быть хорошо согласована с формой треугольников скоростей, которая изменяется по радиусу. Это изменение обусловлено главным образом изменением окружной скорости, а также выбранным законом профилирования ступени. Из лекционного курса известно, что в турбинах авиационных ГТД наиболее

 

- 27 -

 

часто применяются ступени с постоянной циркуляцией –  и ступени с постоянным углом выхода потока из СА – .

Различие между этими двумя способами профилирования невелико, а изготовление лопаток СА при  технологически проще и поэтому часто оказывается более предпочтительным. Нa рис. 2.1 изображены треугольники скоростей для корневого и периферийного сечений ступени с постоянной циркуляцией. Из сравнения профилей сечений лопаток видно, что как лопатки НА, так и лопатки РК по высоте закручены против часовой стрелки (в этом легко убедиться, посмотрев на лопатку с торца). Закрутка пера лопаток РК довольно значительна и тем больше, чем длиннее лопатка. Закрутка сопловых лопаток сравнительно мала или вовсе отсутствует при .

Из рис. 2.1 видно также, что изогнутость профилей лопаток РК по высоте уменьшается от корня к периферии. Это говорит о том, что реактивная составляющая усилия на лопатку за счет ускорения потоки ( ) возрастает, а актив­ная (за счет поворота потока) - уменьшается. Следовательно, степень реактивности ступени по высоте лопатки увеличивается.

Толщина пера рабочей лопатки значительно уменьшается от корня к периферии, соответственно уменьшению нагрузки растяжением от центробежных сил и изгибом от газодинамических сил. Наиболее нагруженным является корневое сечение лопатки. Чтобы дать представление о величине нагрузок, приведем для примера центробежные силы, действующие на рабочие лопатки турбины дви­гателя РД‑3М в корневом сечении. Для лопаток 1‑й ступени они составляет ~80 кН, а для второй – ~110 кН.

Рабочие лопатки крепятся к ободам дисков своими хвостови­ками (обычно соединение “елочного” типа). Пазы в ободах дисков расположены под углом к направлению оси ротора. Этот угол при­мерно параллелен хорде профиля корневого сечения. Такое направление пазов позволяет расположить на диске больное число лопаток и этим увеличить густоту решётки профилей, приблизив ее к оптимальной – (b/t)опт. Следует обратить внимание на то, что густота решётки РК уменьшается от корня к периферии, т.к. шаг её возрастает, а хорда лопаток остается постоянной или увеличивается незначительно.

 

- 28 -

 

Так как давление в проточной части ступени довольно высокое, то возникает возможность утечки газа черев осевой зазор между внутренним бандажом СА и ободом диска РК, о также перетекание газа через радиальный зазор между лопатками РК и поверхностью корпуса турбины. Во избежание связанных с этими перетеканиями потерь им стремятся воспрепятствовать различными конструктивными мероприятиями. Утечки газа через осевой зазор уменьшают устройством лабиринтных уплотнений: торцевых (как на ВК‑1 и РД‑3М) или радиальных (на АИ‑20 и др.).

Между СА и РК 2‑й ступени лабиринтного уплотнения может не быть (или оно опущено ниже), если необходимо повысить давление на переднею поверхность диска.

Воспрепятствовать перетеканию газа через радиальное зазоры между РК и корпусом в турбинах сложнее, чем в компрессорах, т.к. нанести мягкое срабатываемое покрытие непосредственно на корпус нельзя. Оно будет выгорать при высоких температурах. На некоторых двигателях (например, в турбине двигателя АИ‑20), с целью уменьшения радиального зазора, применятся металлокерамические вставки, которые образует цилиндрическую срабатываемую (при приработке двигателя) поверхность. Однако в силу ряда эксплуатационных недостатков этого метода, он в современных двигателях для данной цели не применяется. Вместо этого для уменьшения перетекания газа применяется бандажирование лопаточных венцов (лопатки с полками), которое одновременно решает и вопросы демпфирования колебаний и уменьшения вибрационных напряжения в лопатках.

Примером применения бандажирования лопаточных венцов является турбина двигателя ТВ2‑117А, Иногда на наружной поверхности полок располагает гребешки, которые вместе с выступами на внутренней поверхности корпуса образует лабиринтное уплотнение радиального зазора. Это приводит к существенному повышению к.п.д. турбины (на 1,5...2,0%). Примером такой конструкции является турбина двигателя Д‑30, лопатки которой можно увидеть в лаборатории.

Для уменьшения потерь на трение поверхность лопаток тщательно полируется (одновременно повышается усталостная прочность).

 

- 29 -

 

Мы уже напоминали о том, что теплоперепад, который, может быть “сработан” в одной ступени газовой турбины, ограничен величиной ~300 кДж/кг. Физический смысл этого ограничения состоит в том, что турбина авиационного ГТД является всережимной, т.к. двигатель должен работать на различных режимах. Поэтому в СА турбины применяют только дозвуковые (сужающиеся) каналы для разгона потока.

Примечание. Здесь не рассматривается эффект “косого среза”, который позволяет получать на выходе из СА скорость C1 несколько выше местной скорости звука.

Применение сверхзвуковых сопел (сопел Лаваля) нерационально из-за больших потерь в скачках уплотнения на нерасчетных режимах. Такие сопла применяются в однорежимных паровых турбинах.

При необходимости срабатывания в турбине теплоперепада больше вышеуказанного применяют многоступенчатые турбины.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...