Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития органов военной прокуратуры в России




 

    В отличии от судопроизводства, возникнувшего в дальнем прошлом, прокурорский надзор в устройстве государственности возник относительно недавно (в государствах Европы основание прокуратуры относится к XIV-XIX вв.)

    В первый раз прокуратура возникла во Франции при короле Филиппе IV, Ордонансом которого от 25 марта 1302 г, создавалась прокуратура подобно тому как орган Представительства интересов монарха. Термин «прокурор» (от лат. proсurаre –надзирать, заботиться) начал употребляться только в начале XVIII в., а до этого подобающие должностные лица во Франции именовались «людьми короля». При этом функции прокуратуры со времени ее возникновения вовсе не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как ратифицировал русский историк В. И. Веретенников, «является в истинном и глубоком смысле глазами монарха, через посредничество которых король может наблюдать за правильностью хода всего государственного устройства».[2]

Во осуществление данных обязанностей генерал-прокурор «постоянно и во всем» отстаивал интересы королевской короны, вплоть до того, что надзирал, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не впутывался в вопросы промыслов и торговли, формирования университетов. Прокурор следил за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявляемым им критериям, за делами вероисповедания и церкви, для того чтобы и здесь не нарушались


интересы короны.[3]

Прокурор также обладал правом вникать в деятельность по

отправлению судебной процедуры. При всем этом важное место в деятельности прокуратуры Франции, как, впрочем, в дальнейшем и России, захватывала обязанность фискалага, т. е. обеспечение интересов казны (фиска). Потому что суд в тот период являлся одним из основных источников взимания налогов, прокурор обязан был заботиться о том, для того чтобы доводить многообразные провинности граждан до сведений суда, а также о выгодном для государства судебном решении.[4]

Основанию прокуратуры Россия обязана Петру I, который отчетливо наметил функции этого органа: реализация контроля за соблюдением законности в деятельности стержневых и местных органов государственной власти.

При Петре I Россия бесповоротно обернулась в чиновничье -дворянскую монархию с абсолютной властью императора. Разрушался привычный, устоявшийся столетиями образ жизни; претерпевали коренные изменения все главные государственные структуры. Петр Великий, решительной и твердой рукой внедрял новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня закреплялись и набирали силу.

Боярскую Думу заменил Правительствующий сенат; распоряжения сохранились только отчасти, уступив место так нарекаемым коллегиям. С созданием Святейшего синода император достиг абсолютного повиновения церкви личной власти. Формировались регулярная армия и полиция, реорганизовывалось местное управление. Значительно освежалось и Российское законодательство - в первой половине XVIII столетия в год в среднем издавалось по 160 указов.


Исключительно заслуга Петра I – состояла в том, что он впервой в России основал органы, специально назначенные для контроля и надзора за соблюдением и исполнением законов. Первым из них был институт фискалов, а вслед за ним – прокуратура.

В указе от 27 апреля 1722 года император окрестил главу прокуратуры – генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных»

Представляя сенаторам первого Павла Ягужинского, в Правдивости, храбрости, деловитости и принципиальности которого Петр I был убеждён, император высказал: «Вот моё око, каковым я буду все зреть. Он знает мои намерения и желания, что он поступает противоположно моим и государственным выгодам, вы однако ж то исполняйте и, известив меня о том, дожидайтесь моего повеления».[5]

При Правительствующем Сенате была сформирована должность генерал-прокурора, которому распоряжалось следить за законностью деятельности государственных органон. Вместе с том, по замыслу Петра I», прокуратура наделялась и значительными функциями, но защите нрав граждан.

Прокуратура образовывалась в России как орган императорской власти, реализовывающий от ее имени и но ее заданию непрерывный надзор и контроль за действиями и постановлениями Сената прочих стержневых и

местных формирований.

Сущность самой должности прокурора Петр I сформулировал словами: «Сен чин яко око наше», с тех времен в общественном сознании и зафиксировалось представление о прокуроре как об «оке государевом», Функций прокуратуры были достаточно обширными, хотя и трансформировались.


Тем не менее, главным предназначением прокуратуры практически на всех периодах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за не нарушением законов всеми государственными и общественными органами, а также российскими подданными.

Общая обязанность прокурора заключалась в реализации функции следить за тем, «чтобы закон не был никем преступлен и в случае замеченных нарушении принимать меры к восстановлению данного».

Генерал-прокурор непосредственно следил за тем, для того чтобы высший государственный орган - Сенат, разбирал все относящиеся к его компетенции дела, функционировал в строгом соответствии с регламентом и императорскими указами. Русский историк В. О. Ключевский говорил: «Генерал-прокурор, а не Сенат становится маховым колесом всего управления: не вступая в его состав, не обладая сенатским голосом, был, при всем при том, истинным его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные проблемы, судил, когда Сенат поступал право или неправо».[6]

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать постановления по проблемам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору. «Генерал-прокурор, - писал русский ученый-политолог А. Градовский, - по старшинству последнее, по значению первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там проистекает, обладает единственное и решительное воздействие на взгляд сенаторов».[7] Следила прокуратура за законностью деятельности иных государственных органов и структур.


Таким образом, она вела присмотр за интересами казны, вела наблюдение по арестантским делам, за местами содержания арестантов под стражей.

Подчеркивая это обстоятельство, презентабельный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-прокурор Н. В. Муравьев свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее основания (1722 г.) и до судебных преобразований Александра II (60-е годы XIX в. ) была прежде всего органом общего (административного) надзора, а именно судебная, обвинительная или исковая деятельность... составляла едва лишь одно из неофициальных дополнений к функции надзора, едва обозначенное в законе, слабое и незначительное на практике».

Таким образом, начальной целью образования прокуратуры в России было формирование деятельности именно общего надзора, т. е. надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Наряду с этим прокуратура занималась также наблюдением за соблюдением законности органами предварительного следствия, сыска, исполняла поддержание государственного обвинения в суде.

В некоторые периоды отечественной истории (в особенности во периоды царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как страж законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел. Начиная с 1802 года, когда было основано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская прокуратура начала обращаться в орган юстиции на местах. Судебная реформа 1864 года свидетельствовала собой поворот прокуратуры от положения общего блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинительной власти — «разоблачения обвиняемых перед судом». Основоположники судебной реформы 1864 года - русские правоведы включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранили


инквизиционный процесс, однако вместе с ним - и так нарекаемый общий надзор, реализовывавшийся прокуратурой в дореформенный период. Создание судебных определений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим присмотром министра юстиции как генерал-прокурора. Полномочия прокуроров конкретизировались Уставами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, в частности, прокуроры реализовывали наблюдение за деятельностью судебных следователей, могли присутствовать при производстве всяких следственных действий, отдавать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст. 278-287 Устава). По завершении предварительного расследования прокурор подавал заключение о передании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.[8]

Обвинительный акт посылался прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор подсоблял обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. Вслед за тем после вынесения вердикта он обладал право на принесение апелляционного или кассационного протеста. Однако, как обличила жизнь, учитывались при этом не интересы государства, а амбиции некоторых высокопоставленных властных структур, всемогущей администрации, которой деятельность прокуратуры в области наблюдения за легальностью, по-иному говоря общий надзор, "связывал руки", мешал творить произвол и своеволие.

Собствено поэтому потеря прокуратурой своей общенадзорной функции подверглась анализу многими российскими политиками, государствоведами, судебными деятелями как важнейший изъян реформы.

Сошлюсь только лишь на одного из многих - на А. Ф. Кони, который будучи горячим сторонником, приверженцем судебной реорганизации, затрагивая


функций прокуратуры, подчеркивал: «Упразднение... прав и обязанностей по наблюдению за ходом несудебных дел надлежит признать значительной ошибкой составителей судебных уставов».

Произведенное трансформирование в характере деятельности, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, однако и противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними нуждами нашего губернского строя”.

 

1.2Военная прокуратура в советский период.

Организационное строительство судебных и правоохранительных органов России, осуществлявшееся в 1917 году Временным правительством, завершилось известным ленинским декретом №1 «О суде», которым упразднялись «доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора». На основании этого же декрета формировались новые советские суды. Прокуратуры в создаваемом государственном механизме не было. Лишь 28 мая 1922 года, в сложной обстановке перехода от гражданской войны к мирному строительству, Владимир Ленин в письме в Политбюро ЦК сформулировал теоретические основы организации прокурорского надзора и революционной законности в Советской России. Однако воссозданная прокуратура не стала самостоятельным государственным органом, а входила в качестве отдела в Народный комиссариат юстиции РСФСР. Окончательно процесс централизации и образования единой прокурорской системы в СССР был завершен с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР, впервые определившей прокурорский надзор как высший надзор за точным исполнением законов и отнесшей его к исключительным полномочиям Прокурора Советского Союза.

Новой чередой испытаний выпавшим на долю органам военной прокуратуры выпала в годы Великой Отечественной Войны. Вся работа органов военной прокуратуры перешла с мирный на военный лад. В связи с началом формирования новых воинских частей, соединений большого количества мобилизации в Армии увеличилось и количество органов военной прокуратуры. Задачами органов военной прокуратуры были:

- : общий надзор за законностью в армии;

- уголовное преследование преступлений.

В целом структура органов военной прокуратуры оставалась прежней. Были введены ряд новых должностей например такие как военный прокурор фронта, армии, и т.д. Их деятельность распространялась не только на части красной армии, но и на части войск НКВД. В городе Москве, в связи с введением осадного положения в октябре 1941 года, все гражданские суды и органы прокуратуры были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Великая Отечественная война потребовала милитаризации транспортного хозяйства. Работа железнодорожной прокуратуры также стала перестраиваться на военный лад. Так, 26 июня 1941 года транспортные прокуратуры на 30 железных дорогах были преобразованы в военные прокуратуры с передачей их ведение Главной военной прокуратуры Красной Армии. В январе 1942 года на базе транспортного отдела Главной военной прокуратуры Красной Армии была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта на правах самостоятельного управления в системе Прокуратуры Союза ССР. В феврале 1942 года в ведение Главной военной прокуратуры железнодорожного транспорта перешли военные прокуратуры железнодорожных войск и специальных подвижных восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения.

Война потребовала и милитаризации водного транспорта. Организационное построение прокуратуры на этом транспорте подверглось серьезным изменениям. В первые месяцы войны, в связи с объявлением отдельных местностей СССР на военном положении, возникла необходимость военизирования ряда прокуратур водных бассейнов.

Эти прокуратуры были преобразованы в военные и переданы в подчинение сначала Главной военной прокуратуры Красной Армии, а в дальнейшем – Главной прокуратуры железнодорожного транспорта, в составе которой был организован Водный отдел. 29 мая 1943 года с образованием Главной военной прокуратуры морского и речного флота ей в подчинение были возвращены военные прокуратуры бассейнов.

В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились вопросы:

- подвоза продовольствия и боеприпасов;

- эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе;

- обмундирование солдат и воинская дисциплина;

- работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих;

-охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары;

- использование боевой техники и воинского транспорта и т.д.

 Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.В результате работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка. Судебно-прокурорские работники обеспечивали неукоснительное соблюдение гражданами и должностными лицами указов и постановлений власти военного времени. В приказах по Прокуратуре СССР и Наркомюсту СССР того периода красной нитью проходит мысль о том, что всякий, кто нарушает закон, будет подвергаться наказанию. Прокурорские проверки и расследования уголовных дел должны были проводиться в кратчайшие сроки и без малейшего бюрократизма и волокиты.

 

Нередко военным прокурорам приходилось оказываться и принимать участив в боях при выполнении своих должностных обязанностей им приходилось брать в руки оружие и выполнять свой воинский долг. Так, военный следователь дивизии Л.Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л.Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции A.М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П.Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А.Г. Кошелев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» предусматривал следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов, старший советник юстиции, советник юстиции и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го классов и младший юрист. Указом было утверждено и «Положение о классных чинах работников органов Прокуратуры СССР», а постановлением Совнаркома СССР от 16 сентября 1943 года была введена форменная одежда для прокурорско-следственных работников.

Деятельность органов прокуратуры, внесших бесценный вклад в приближение Победы, была по достоинству оценена. Высшую награду Родины - орден Ленина - получили 23 работника прокуратуры. Орденом Красного Знамени были награждены 8 работников прокуратуры, орденом Отечественной войны 1-й степени - 19, 2-й степени - 3, орденом Трудового Красного Знамени - 113, орденом Красной Звезды - 81, орденом «Знак Почета» - 294, медалями «За трудовую доблесть» - 106, «За трудовое отличие» - 64. Всего же были удостоены правительственных наград 711 прокуроров и следователей и 481 работник органов юстиции.

После окончания Великой Отечественной войны работники военной прокуратуры учавствовали во введении представлении доказательств по делам о совершении преступлений на территории СССР немецкими фашистами, японскими милитаристами и их пособниками в годы Второй мировой войны. Участвовали в рассмотрении дел на Нюрнбергском процессе против главных военных преступников Рейха и на Хабаровском и Токийских процессов, против японских военных преступников и их пособников.

После окончания Великой Отечественной войны в связи с размещением советских войск на территории стран восточной Европы северо-восточного Китая органы военной прокуратуры действовали та и стали перестраивать свою работу на мирный лад в местах своей новой дислокации.

Не обошли стороной и исполнение своего долга работниками военной прокуратуры в годы войны в Афганистане. Так на территории Афганистана действовало девять военных прокуратур гарнизонов, занимающихся надзором за деятельностью ограниченного контингента советских войск военных советников внутренних войск МВД СССР в Афганистане.

Таким образом рассматривая историю органов военной прокуратуры в Советский период можно сделать вывод что необходимость восстановления органов военной прокуратуры были продиктованы с целью надзора за деятельностью воинских частей недопущения военнослужащими уголовных преступлений. Участе войск в военных конфликтах также требует и привлечения органов военной прокуратуры для надзора за соблюдением прав военнослужащих выполняющих свой воинский долг.

 

1.3 Понятие, задачи и принципы деятельности военной прокуратуры в Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Понятия «военная прокуратура» в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202

(ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" нет, следовательно, военная прокуратура осуществляет свою деятельность аналогично обычной прокуратуре, только применительно к Вооружённым Силам Российской федерации и другим военным организациям, входящих в структуру исполнительной ветви власти.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

 Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Также, на Прокуратуру Российской Федерации возложена и такая задача, как участие в правотворческой деятельности, а Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания, для усовершенствования и устранения пробелов в действующем законодательстве.[9]

Военная прокуратура как составная часть системы осуществляет прокурорский надзор и иные функции прокуратуры в чётко ограниченной (специализированной) сфере, определяемой Генеральным прокурором РФ от 7 мая 2008 г. № 84 (ред. От 9 февраля 2012г.), военные прокуроры должны надзирать, в частности, за соблюдением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии, ФСБ и подчиненные ей пограничные органы, СВР, ФСО, МЧС, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-прозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по материалам и делам о преступлениях, связанных с военной службой и деятельностью военных структур. Органы военной прокуратуры могут также выполнять по поручению генерального прокурора РФ функции, осуществляемые иными органами прокуратуры, в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют такие органы, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска.[10] Таковы задачи, возлагаемые на военную прокуратуры в данный момент. Неизвестно, что будет завтра, законодательство Российской Федерации меняется с каждым днём.

Как и у любой другой организации у военной прокуратуры были, есть и будут принципы её деятельности. Напомним, что термин «принцип» означает обобщённое выражение какого-либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова-синонимы «основное начало», «требование», «идея», «обязанность» и т.п. С латинского это означает – первоначало, основа. Принципы организации и деятельности военной прокуратуры – это основные правовые положения, выражающие природу и сущность осуществяемых ею прокурорского надзора, а также иных направлений деятельности предусмотренных Федеральными законами.

Анализируя ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и деятельность военной прокуратуры базируется на четырёх основных принципах:

1) законность;

2) единство и централизация;

3) гласность;

4) независимость прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Законность – это общеправовой конституционный принцип. Этот принцип означает, что организация, деятельность, требования прокуроров и т.п. должны и основываются на законе, во-вторых принцип преследует цель – обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности вцелом.

Прокуратура, выполняя свою роль, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Незначительное отклонение от этого требования не только подрывает авторитет военной прокуратуры, но и наносит ущерб делу укреплению законности. Ничего не должно бы, что оправдывало бы нарушение законности в деятельности прокуратуры.

Единство, как составная часть основополагающих принципов организации и деятельности военной прокуратуры предполагет реализацию следующих правил:

1) каждый военный прокурор является представителем всей системы органов военной прокуратуры;

2) военный прокуроры наделены одинаковыми полномочиями; разница в полномочия лишь в терриории их действия;

3) любой вышестоящий прокурор может взять на себя обязанности нижестоящего прокурора.
    Принцип централизации означает следующее:

- все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ

- прокуроры которые выше по должности имеют право и обязаны давать нижестоящим прокурорам указания и отменять их незаконные или необоснованные решения

-  у прокуроров вертикальная подчинённость

- прокурор принимает решение единолично и проводит его в жизнь даже если оно противоречит решению коллегии.

Третий принцип – принцип гласности – также разъяснён в ст. 4 Феедерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Здесь закреплено, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод градан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально-охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти субъектов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...