Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическое и техническое развитие: 1980-1990
Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий. Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование. В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты. Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию. Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни. Факторы развития логистики На развитие логистики оказали влияние экономические факторы: ü В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности. ü Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям необходимо соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр. ü Создание гибких производственных систем, которые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя; ü унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности; ü создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач; ü ускорение НТП, внедрение ЭВМ.
Логистика сегодня стала жизненно важным компонентом экономики. Деятельность в области логистики многогранна. Масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конечным потребителям или посредникам. Необходимо отметить, что логистические методы и способы оптимизации движения различных материальных потоков позволяют сокращать излишние материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Они создают предпосылки для сокращения времени доставки готовой продукции, ускорения процесса получения информации, повышения уровня предпродажного и послепродажного сервиса. В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанной с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (информационных и финансовых) потоков от источника сырья до конечного потребителя. Логистика в экономике может способствовать достижению конкурентных преимуществ как в производстве – через рациональное использование имеющихся мощностей, сокращение запаса оборотных средств, кооперацию, интеграцию, совершенствование календарного планирования и т.д., так и в обслуживании благодаря совершенствованию торгового обслуживания, прогрессивной стратегии каналов распределения, более полному удовлетворению потребностей потребителей и т.п. Таким образом, в современных условиях использование логистики является важным элементом в рыночной экономике для достижения поставленных целей.
Российский бизнес понимает важность логистики, однако не совсем представляет ее практическое применение. Виной этому может служить недостаточная популяризация этой науки. В России на сегодняшний день недостаточно периодических изданий, в полной мере освещающих данную проблему. Еще одной проблемой является нехватка квалифицированных специалистов, что в свою очередь тормозит применение логистических принципов на деле. Организация развитых логистических систем может способствовать скорейшему выходу страны из экономического кризиса, а также ускорит процесс интеграции в международное сообщество. Хотя на сегодняшний день определенные условия принимаются на уровне федеральных целевых программ, но необходимо активное включение всех участников бизнес процессов России. В основном принципы логистики внедряют зарубежные компании с российским долевым участием. Логистические принципы призваны оптимизировать не только процесс производства, но и процессы транспортировки, хранения и распределения. Знание логистики способно повысить устойчивость фирмы на рынке, а также сделать ее финансово независимой и стабильной. Логистика способна повлиять и на организационную структуру самой фирмы. Она преобразует производственные взаимоотношения в фирме, направляя их на достижения одной единственной маркетинговой цели - соответствия потребительскому спросу. За рубежом логистика уже давно признана стратегически важной наукой в плане достижения конкурентных преимуществ, обеспечения финансовой стабильности и снижения издержек. В России логистика до сих пор не до конца принимается некоторыми руководителями как эффективный способ хозяйствования, хотя она несет в себе большой потенциал для совершенствования экономических процессов.
Задачи логистики можно разделить на три части: частные, общие и глобальные. Основной глобальной задачей логистики является максимальный эффект при минимальных затратах. Глобальной задачей также является создание логистических систем и рычагов их функционирования. Общие задачи логистики это: регулирование информационных и материальных потоков; прогнозы количества произведенной продукции, ее хранения и транспортировки; выявление соотношения между необходимостью производства и возможностями. А также определение спроса на конечную продукцию, обеспечение обслуживания до и после продажи. На основе реализации общих задач создается система складирования и поставки, а также организовывается работа с заказчиком с целью максимально заинтересовать последнего. К частным задачам относятся более узкие направления: создавать минимальные запасы; сократить срок хранения готовой продукции на складе; сократить время перевозок.
К глобальным задачам логистики относятся следующие: ü создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков; ü стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения; ü достижение высокой системной гибкости; ü постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде. Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: ü максимальное сокращение времени хранения продукции; ü сокращение времени перевозок; ü рациональное распределение транспортных средств; ü быстрая реакция на требования потребителей; ü оперативная обработка и выдача информации и т. п. Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие: ü осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах; ü разработка и совершенствование способов управления материальными потоками; ü многовариантное прогнозирование развития событий и т п ; ü стандартизация требований к качеству логических операций; ü выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы; ü выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов; ü оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.
Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций. Логистические функции делятся на три большие группы базисные, ключевые и поддерживающие. В качестве ключевых логистических функций выделяют: ü поддержание стандартов обслуживания потребителей; ü управление закупками; ü транспортировку; ü управление запасами; ü управление процедурами заказов; ü управление производственными процедурами; ü ценообразование; ü физическое распределение продукции. Функция поддержания стандартов обслуживания потребителей обеспечивает заданное качество продукции. Распределение товаров и послепродажный сервис — важнейшие задачи логистического менеджмента любой фирмы. Значение управления закупками в логистике трудно переоценить. От успешного решения задач, стоящих перед этой ключевой функцией, — выбора поставщиков, планирования потребностей в ресурсах, определения сроков и объемов поставок, выбора транспорта и т. д. — зависит эффективная и бесперебойная работа предприятия. Помимо этого, правильный выбор поставщика, учитывающий его местоположение, надежность, качество поставляемой им продукции, в значительной степени влияет на величину логистических издержек. Транспортировка — одна из ключевых логистических функций, так как без нее практически не существует материального потока. Включает не только перевозку грузов, но и организацию погрузки-разгрузки, экспедирование грузов, выбор вида транспорта, оптимизацию маршрутов движения и т.д. В связи с тем что в некоторых отраслях экономики на транспортировку приходится 2/3 суммарных логистических издержек, значение этой функции очевидно. Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции — это создание, контроль и регулирование уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Обычно имеется потребность в определенных запасах материальных ресурсов или готовой продукции, играющих роль звена, сглаживающего неравномерность спроса, производства или снабжения. Нивелируя риски сбоев в производстве или снабжении, запасы в то же время могут привести к замораживанию значительных финансовых средств, поэтому в логистике уделяется большое внимание их оптимизации при сохранении требуемого уровня обслуживания потребителей. Управление процедурами заказов — это установление порядка их получения и обработки, определение времени поступления готовой продукции или услуг, координация работ по доставке и продаже готовой продукции потребителям. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент) заключается в эффективном управлении материальными потоками в процессе производства. Под эффективным управлением здесь понимают управление, приводящее к снижению затрат и повышению качества продукции. Поставленные задачи решаются, например, с помощью микрологистических систем «точно в срок», «Канбан» и т. д. Ценообразование — функция, определяющая логистическую стратегию, которая задает уровень общих логистических издержек, составляющих значительную часть цены готовой продукции. Физическое распределение продукции — комплексная логистическая функция, составная часть процесса дистрибьюции. Заключается в физическом перемещении и хранении готовой продукции производителями и (или) посредниками.
Элементарной логистической активностью (логистической операцией) (Ordinarylogisticalactivity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков. Комплексной логистической активностью (логистической функцией) (Complexlogisticalactivity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач. К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над MP или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п. Объединение элементарных логистических активностей в комплексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС (см. раздел 2.3). Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим активностям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комплексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной парадигм. В большинстве зарубежных литературных источников по логистике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие: • поддержание стандартов обслуживания потребителей (Customerservicestandards); • управление закупками (Procurement); закупки (Purchasing); • транспортировка (Transportation); • управление запасами (Inventorymanagement); • управление процедурами заказов (Orderprocessing); • управление производственными процедурами (операциями) (Operationsmanagement); • ценообразование (Pricing); • физическое распределение (PhysicalDistribution). Обеспечение и поддержание заданного уровня качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место. Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок MP для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками в фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков MP, планирование потребности в MP, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки MP к производственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации поставщиков, качество MP оказывают большое влияние на величину логистических издержек. Одной из ключевых комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п. Управление запасами MP и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы — значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах MP и ГП, играющих роль буфера между поставщиками MP и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП — с другой. Снижая риски возникновения дефицита MP в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логистической активности. Функция управления (обработки) заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту комплексную логистическую активность не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей. Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую активность в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками MP и НП в технологических процессах производства ГП. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов MP и НП в производстве, прогнозирования потребности в MP, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими. К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.
Автомобильный транспорт: Не может составить конкуренцию среди видов транспортных средств железнодорожному в массовых межрайонных перевозках по следующим причинам: - высокоудельная энергоемкость и себестоимость перевозок; - отсутствие современной сети автодорог высокого уровня; - большая дальность перевозок. Сфера применения в России: внутригородские, пригородные и внутрирайонный перевозки; перевозки на среднедальние расстояния малотоннажных, ценных и скоропортящихся грузов. Автомобильный транспорт и его преимущества: - высокая маневренность и оперативность; - регулярность поставок; - менее жесткие требования к упаковке товара, по сравнению с другими видами транспорта; - возможность использования различных маршрутов и схем доставки; - возможность отправки груза малыми партиями. Автомобильный транспорт и его недостатки: - сравнительно высокая себестоимость перевозок; - срочность разгрузки; - возможность хищения груза; - возможность угона автотранспорта; - сравнительно малая грузоподъемность; - зависимость от сезонных и дорожных условий.
Железнодорожный транспорт: В России наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средне и дальние расстояния с высокой концентрацией грузопотоков. Железнодорожный транспорт и его плюсы: - сравнительно невысокая себестоимость перевозок; - хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; - возможность доставки грузов на большие расстояния; - регулярность перевозок; - возможность эффективной организации погрузки/разгрузки. Железнодорожный транспорт и его минусы: - ограниченное число перевозчиков; - большие капитальные вложения в производственно техническую базу; - высокая энергоемкость перевозок; - низкая доступность к конечным точкам продаж.
Морской транспорт: Самый крупный перевозчик в международных перевозках. Выполняет в основном внешние экспортно-импортные перевозки, в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении. Велика роль транспорта во внутренних перевозках для северных и восточных прибрежных районов страны. Морской транспорт и его плюсы: - низкие тарифы и высокая провозная способность Морской транспорт и его минусы: - низкая скорость; - жесткие требования к упаковке и креплению грузов; - малая частота отправок.
Внутренний водный транспорт: Предназначен для перевозок отдельных массовых видов шрузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения. Однако в последние годы, внутренний транспорт не выдерживает конкуренции и превратился в технологический транспорт, который перевозит строительные материалы. Внутренний водный транспорт и его плюсы: - низкие грузовые тарифы. Внутренний водный транспорт и его минусы: - малая скорость доставки; - низкая доступность в географическом плане; - сезонность.
Воздушный транспорт: Воздушный транспорти его преимущества: - высокая скорость, - возможность достижения отдаленных районов, - короткие маршруты, - высокая сохранность грузов. Воздушный транспорти его недостатки: - дорогое топливо
Трубопроводный транспорт: Узкоспециализированный. Трубопроводный транспорт и его «+»: - высокая скорость, - выгодный способ транспортировки наливных энергоносителей. Трубопроводный транспорт и его «-»: - узкая специализация, - опасные последствия аварий, - вероятность хищения высока. Отсутствует подвижной состав, следовательно низкая себестоимость.
Выбор вида транспортных средств: Исходными данными является следующая информация: 1) характерные особенности видов транспорта 2) задача логистики, связанная с транспортировкой. виды транспортных средств и 6 основных факторов их выбора: 1) время доставки 2)частота отправления грузов 3) способность перевозить различные грузы 4) способность доставлять в любую точку 5)стоимость 6) соблюдение графика доставки. Экспертная оценка показывает, что когда Вы выбираете виды транспортных средств, то в первую очередь следует ориентироваться на надежность, время, стоимость.
Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенное производство (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п. Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток в определенные моменты времени может быть запасом МР, НП или ГП. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам. Параметрами материальных потоков могут быть: • номенклатура, ассортимент и количество продукции; • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); • весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); • физико-химические характеристики груза; • характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость); • условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); • условия транспортировки и страхования; • финансовые (стоимостные) характеристики; • условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др. Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.
17. Предпосылки и факторы развития логистики Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |