Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литургия Преждеосвященных Даров




Под именем литургии Преждеосвященных Даров понимается литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на святом престоле в дарохранительнице.

С древних времен Православная Церковь из особого, благоговейного почитания Святой Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную литургию в дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора. В 52-м правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и святого дня Благовещения, да будет литургия не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта литургия, как показывает самое название ее, отличается от литургии святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей литургии святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста. Поэтому на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Святых Даров.

Происхождение литургии Преждеосвященных Даров

Начало литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Святой Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех святых Церквах сохраняется молитва из неописанного предания, что читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит святому Афанасию Александрийскому».

Если литургия Преждеосвященных Даров и может быть названа апостольским владением, то не потому, чтобы она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина; она не была устно предана апостолами в своем настоящем виде, но она называется апостольском учреждением, в общем своем составе и в главных своих частях.

Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина Мученика, который говорит, что диаконы относили Святые Тайны к отсутствовавшим на богослужении в церкви членам общины, которые могли принять Святые Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай – уносить с собою часть Святых Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, святой Киприан, святитель Григорий Богослов и др. Святитель Василий Великий говорит об египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили при себе Святые Дары и причащались ими. В Александрии и других городах Египта верующие также хранили у себя Святые Дары для причащения.

Причащение при богослужении Преждеосвященными Дарами, хранящимися в храме, как уже было сказано, восходит ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится: «После приобщения всех мужей и жен диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в дарохранительницу». Эти остатки Святых Даров предназначались для причащения, как больных, так и всех участников богослужения, на котором не приносилась бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора литургия Преждеосвященных Даров была общеизвестна, особенно на Востоке, а Трулльский Собор утвердил совершение ее во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы, недели и праздника Благовещения. О литургии Преждеосвященных Даров свидетельствует святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Ныне более» прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с литургиею Преждеосвященных».

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостольской Церкви, литургия Преждеосвященных Даров (как в древности, так и теперь) не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой литургии, существовавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, отредактировал, сократил, внес даже молитвы собственного сочинения святитель Василий Великий, и в таком виде она была введена в Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему христианскому Востоку и вытеснила прежние чины литургии.

Что же касается присвоения авторства этой литургии святому Григорию Двоеслову (ум. 604 г.), то оно относится уже к позднейшим временам (ХVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относится к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте на Востоке (в том числе и литургию Преждеосвященных Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой литургией. В греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что святой Григорий Двоеслов ввел у римлян совершение полной литургии в дни Великого поста, а позднее (например, в Прологе, под 12 марта) это известие стало изъясняться и переводиться так, что он ввел в Римской Церкви совершение великопостной литургии (разумеется – Преждеосвященной).[125]

У нас в России, когда господствовал Студийский Устав (XI-ХIII вв.), литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV-ХV) и до настоящего времени литургия эта совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...