Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, предмет изучения, задача литургики




Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена термин «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.

Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство евхаристии, а святая евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении, как деле общественном, церковном.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

Задача литургикисостоит в том, чтобы:

1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви;

2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл;

3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

По действующей программе часть курса литургики под названием «церковный устав» изучается в двух первых классах семинарии. Она включает в себя всю общую часть. Кроме того, из частной литургики – круг суточного и седмичного богослужения.

В настоящем курсе литургики для 3-го и 4-го классов семинарии изучаются:

1)богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди);

2)богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др.).


Двунадесятые праздники. Общее понятие о них

Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении.

Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые.[1]

Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге Å «им же бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, гл. 60, об.).

Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются господскими, или господними, а другие – богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить в следующей таблице:



Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий)

 

Праздники Дата Всего дней праздника Число предпраздничных дней Число дней попразднства с отданием Отдание
1 2 3 4 5 6
Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 6 1 4 12/25 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/ 4 декабря 6 1 4 25 ноября/ 8 декабря
Благовещение Пресвятой Богородицы[2] 25 марта/ 7 апреля 3 1 1 26 марта/ 8 апреля
Сретение Господне[3] 2/15 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3/16 февраля до 9/22 февраля
Успение Пресвятой Богородицы 15/28 августа 10 1 8 23 августа/ 5 сентября
Рождество Христово 25 декабря/ 7 января 12 5 6 31 декабря/ 13 января
Богоявление 6/19 января 13 4 8 14/27 января
Преображение Господне 6/19 августа 9 1 7 13/26 августа
Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября 9 1 7 21 сентября/ 4 октября

 


Двунадесятые подвижные господские праздники[4]

 

Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число предпраздничных дней Число дней попразднства с отданием Отдание
1 2 3 4 5 6
Вход Господень в Иерусалим - 1 - - -
Вознесение Господне - 10 1 8 в пятницу 7-й седмицы
Пятидесят-ница[5] - 7 - 6 в субботу, (День Святой Троицы) следующий за праздником

 

В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники:

1. Обрезание Господне (1/14 января)

2. Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля)

3. Святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля)

4. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (28 августа/11 сентября)

5. Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября)


Другие праздники, чтимые Святой Церковью

1. Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октября).

2. Апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября/9 октября).

3. Собор Архистратига Михаила (8/21 ноября).

4. Святителя Николая (9/22 мая и 6/19 декабря).

5. Пророка Илии (20 июля/2 августа).

6. Святого Великомученика Пантелеимона (27 июля/9 августа).

7. Владимирской Божией Матери (26 августа/8 сентября).

8. Казанской Божией Матери (8/21 июля и 22 октября/4 ноября).

9. Святителей Московских (5/18 октября).

10. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля).

11. Преподобного Серафима Саровского (2/15 января и 19 июля/1 августа).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...