Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе




Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе – обобщенное содержание литературного образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивая их преемственность, и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Перечень литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения, не устанавливает последовательность изучения художественных произведений и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение творчества того или иного писателя. Перечень представлен в двух форматах: прямым шрифтом набраны произведения, изучение которых является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников, курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума позволяет выделить приоритетные темы, т.е. "ядро" содержания литературного образования, способствует оптимизации учебной нагрузки учащихся.

Перечень литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения, предваряется краткой пояснительной запиской, в которой даны ответы на важнейшие вопросы:

- что составляет основу содержания литературы как учебного предмета (чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики);

- каковы основные критерии отбора художественных произведений для изучения (их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования);

- чем обусловлена последовательность представления в перечне художественных произведений (этапами развития русской литературы);

- как стандарт содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы (там, где это оправдано, предоставляется возможность выбора писательского имени или художественного произведения).

 

Принципиально новым является подраздел «Основные историко-литературные сведения». В нем представлены важнейшие темы, идеи, образы, ключевые проблемы, составляющие содержание курса литературы, т.е. в предельно обобщенном виде задаются некие ориентиры, позволяющие выстраивать внутрипредметные и межпредметные связи (с русским языком, историей, обществознанием, МХК), определить общую стратегию изучения материала, избегая при этом давления заданной схемы анализа художественного произведения.

В обязательном минимуме четко определен круг теоретико-литературных понятий, без освоения которых невозможно формирование читательской культуры учащегося. В прежних минимумах перечень понятий дан приблизительно, без вычленения обязательной терминологии курса литературы, поэтому в новом стандарте число понятий увеличено более чем в два раза. В документ включены только такие понятия, без которых невозможен комментарий к тексту художественного произведения. Например, в отличие от прежних минимумов, в стандарте названы следующие термины и понятия: основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), форма и содержание литературного произведения, лирическое отступление, конфликт, литературный герой, лирический герой, гипербола, аллегория и др. При использовании этих понятий в практике школьного анализа художественного текста следует избегать излишнего наукообразия, рассматривая понятие как необходимый инструмент постижения художественной сути произведения.

Включение в обязательный минимум нового подраздела раздела «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» содействует формированию необходимых компетенций, реализации деятельностного и практикоориентированного подходов, что невозможно без осознанного, творческого чтения художественных произведений разных жанров, выразительного чтения, различных видов пересказа, анализа и интерпретации произведений, составления планов, написания отзывов о произведениях, сочинений по литературным произведениям, целенаправленного поиска информации на основе знания ее источников и умения работать с ними и проч.

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов с целью организации итоговой (государственной) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

С учетом традиций литературного образования, программы для поступающих в вузы, часть произведений, изученных в основной школе, включается в итоговый контроль в XI классе: «Слово о полку Игореве»; басни И.А. Крылова; комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина; комедия "Горе от ума" А.С. Грибоедова; лирика В.А. Жуковского; лирика, романы "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; лирика, поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Мцыри", роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова; комедия "Ревизор" и поэма "Мертвые души" Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"; поэма "Василий Теркин" А.Т.Твардовского; рассказ "Судьба человека" М.А.Шолохова.

 

 

IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по литературе

Новизна стандарта

       Содержание литературного образования в стандарте значительно обновлено и приведено в соответствие с требованиями времени, при этом фундамент отечественного образования, его лучшие традиции сохранены.

В основе содержания стандарта - русская классическая литература, идейно-художественное богатство которой отражает своеобразие национальной культуры, содействует формированию у учащихся ценностных ориентиров, прививает любовь к чтению, содействует развитию художественного вкуса. Вместе с тем стандарт литературного образования отличает новизна подходов к решению целого ряда вопросов. Сделан особый акцент на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета, существенно обновлен перечень писательских имен и изучаемых литературных произведений, предложено новое, реалистичное распределение учебного материала между двумя ступенями общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, а значит, оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

В стандарте найден другой (в сравнении с прежним обязательным минимумом) способ реализовать идею завершенности курса литературы основной школы. В целях нормализации учебной нагрузки в стандарте по-иному распределен учебный материал между основной и средней (полной) школой:

- перенесены из основной школы в среднюю (полную) школу следующие произведения: поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина (в базовый и профильный уровень), трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина (в профильный уровень), поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова (в базовый и профильный уровень);

- перенесён из средней (полной) школы в основную школу следующий учебный материал: творчество Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, романы А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, а также поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

       Изучение литературы первой половины XIX века в 9 классе завершается обзором, представляющим дальнейший путь развития отечественной литературы. Курс литературы в старшей школе по-прежнему строится на историко-литературной основе, однако значительно сокращен объем учебного материала, связанного с первой половиной XIX века (большая часть произведений этого периода осваивается в основной школе). Обращение к литературной эпохе первой половины XIX века в старших классах обусловлено задачей построения школьного курса литературы с учетом исторического контекста, а также задачей углубления знаний о творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя на примере анализа небольшого числа произведений малой художественной формы. Основная часть учебного времени в 10 классе отводится на освоение произведений второй половины XIX века.

В стандарте обновлен перечень писательских имен. Обновление проводилось с учетом анализа действующих программ литературного образования и предложений, сформулированных в процессе широкого общественно-профессионального обсуждения проекта документа. В отличие от прежних обязательных минимумов, в стандарт основного общего образования включены произведения А.Н. Радищева, А.К.Толстого, В.М.Гаршина, О.Э.Мандельштама, М.М.Зощенко, К.Г.Паустовского, Н.А.Заболоцкого, А.С.Грина, Н.М.Рубцова, В.М.Шукшина, Ч.Т.Айтматова, В.П.Астафьева, Ю.П.Казакова, В.Г. Распутина; в стандарт среднего (полного) общего образования - А.К.Толстого, М.И.Цветаевой О.Э.Мандельштама, В.Т.Шаламова. В стандарт средней (полной) школы (профильный уровень) включены романы Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (обзорное изучение) и Е.И.Замятина «Мы».

Значительно изменен традиционный раздел «Зарубежная литература», который позволит учащимся выявить связи русской литературы с мировой, осознать художественное и идейное своеобразие русской литературы, раскрыть понятие "диалога культур". В сравнении со старшей школой перечень зарубежной литературы для основной школы более конкретизирован и развернут. Он включает античную лирику, фрагменты из гомеровского эпоса, «Божественной комедии» Данте, романа «Дон Кихот» М.Сервантеса, «Фауста» И.-В.Гете; сонеты и трагедии У.Шекспира, сказку А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Произведения Ф.Шиллера, Дж.Г.Байрона, П.Мериме, Э.А.По, О.Генри, Д. Лондона и др. составитель рабочей программы или учитель выбирает по своему усмотрению. В стандарте средней (полной) школы зарубежная литература дана рекомендательным списком писательских имен с предоставлением права выбора произведений.

       Обновлен также перечень литературных произведений писателей, чье творчество традиционно изучалось в школьном курсе литературы. Внесены изменения в списки стихотворений и рассказов писателей-классиков. Определены обязательные для изучения произведения А.И.Солженицына (в основной школе – рассказ «Матрёнин двор», в старшей – повесть «Один день Ивана Денисовича»).

       В стандарте профильного уровня указаны поэма М.Ю.Лермонтова «Демон», пьеса А.Н.Островского «Лес», проза В.В.Набокова. Обязательным для базового и профильного уровня является обзорное знакомство с романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Кроме того, в стандарт включены новые разделы: «Поэты пушкинской поры»; «Поэзия конца ХIХ- начала ХХ века»; «Литература народов России» (предлагаемый перечень последнего раздела является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации).

Перечень писательских имён второй половины ХХ века значительно обновлён, расширен и представлен разделами: «Проза второй половины ХХ века»; «Поэзия второй половины ХХ века»; «Драматургия второй половины ХХ века»; «Литература последнего десятилетия» (этот раздел не включает конкретных писательских имен, оставляя свободу выбора за учителем).

Стандарт не содержит слов “например”, “или” (прежние обязательные минимумы, построенные на этом принципе, затрудняли организацию итогового контроля и не содействовали преемственности ступеней образования "школа -вуз"). Значительная часть стандарта сохраняет установку на изучение конкретных произведений. Целый ряд произведений «золотого фонда» русской литературы заявлен в проекте стандарта безальтернативно(что соответствует программам для поступающих в вузы): И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Тихий Дон» (в прежних минимумах учителю предоставлялся выбор: «Преступление и наказание» или «Идиот», «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо», «Тихий Дон» или «Поднятая целина» и т.д.). Альтернативно в стандарте представлены только романы М.А. Булгакова: “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”.

Перечень произведений является инвариантной частью содержания литературного образования, при этом он не «перекрывает» все учебное время и предполагает расширение списка художественных произведений в рабочих программах. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений (например, Л.Н.Толстой "Война и мир"); лирика крупнейших поэтов-классиков (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина и др.) представлена достаточно большим, четко зафиксированным списком стихотворений с указанием на обязательное изучение помимо названных еще двух (трёх, четырёх) стихотворений по выбору учителя, тот же принцип выдержан при перечислении рассказов А.П.Чехова);

- названо имя писателя без указания конкретных произведений: определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено творчество В.М.Шукшина, М.М. Зощенко, А.П.Платонова, и др.);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (например, писательские имена сгруппированы в рекомендательные списки: "поэты пушкинской поры", "Поэзия конца XIX – начала XX вв», "Литература народов России" и др.)

Таким образом, в значительном числе случаев стандарт предоставляет учителю и составителю рабочей программы осуществить свой выбор художественных произведений. Однако степень конкретизации перечня произведений на разных ступенях образования различна. Стандарт старшей школы наполовину состоит из конкретно названных произведений, тогда как стандарт основного общего образования предоставляет больше возможностей для реализации индивидуальных творческих решений (лишь треть перечня состоит из конкретно указанных произведений, в 70% случаев предоставляется право выбора произведения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...