Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №7. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза. Представление о жизненном пути.




 

Асмолов:

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции – «личность как субъект деятельности». Говоря о превращении личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект социальной группы или класса, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом меняется «механизм» формирования личности. Изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и продуктам своей деятельности. Проблемы анализа индивидуальности личности – проблемы воли, характера, способностей и одаренности. А проблемы-то серьезные, лажали исследователи: пытались «скроить» индивидуальность, рассматривая отдельно волю, способности, путая характер и личность, ставя проблемы изолированно. В отечественной психологии предпринимались попытки воплотить при анализе личности принцип субъекта деятельности Рубинштейна, но преимущественно на уровне философской методологии науки.

При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.

Под инструментальными проявлениями личности прежде всего имеются в виду те процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями (продукт – преобразование себя). К продуктивным проявлениям личности относятся также те преобразования, те «личностные вклады» (В.А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру (продукт – преобразование других).

К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Характер определяет тактику поведения личности.

Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности (А.Н. Леонтьев, Рубинштейн, Теплов).

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку и иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...