Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 2. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.




Часть I.

Вопрос №1. «Образы человека в науке и культуре».

 

Асмолов:

Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

·     Многогранности феноменологии личности, отражающей объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни 

·     Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано со смежностью различных научных течений (мышление с логикой, социальная психология и социология)

·     Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Общая схема уровней методологии:

1) Уровень философской методологии

2) Уровень методологии общенаучных принципов

3)  Уровень конкретно-научной методологии

4) Уровень методики и техники исследования.

Человек – это сложный «ансамбль» а не просто сумма, это иерархия гармоничное единство.

Для того, чтобы создать статую личности (человека) необходимо учитывать:

1. Внешние характеристики (рост, вес и т.д.)

2. прошлый опыт человека, его знания, привычки, стереотипы

3. Влечения, потребности установки

4. Ценности, ради которых он живёт

5. Речь человека

6. Проявления поведения, черты характера

7. Социальные роли человека

8. Поступки ,реакции, действия

9. Самосознание человека

10. Способности, талантливость, неординарность.

Влияние места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, которые очерчивают сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывают связь психологии личности с другими областями человекознания.

Биология человека ставит целью изучение специфических особенностей индивида, как представителя рода хомосапиенсов, кибернетика ставит человека как адаптивную саморегулирующую систему, философия – как героя и т.д. Но именно при изучении личности в контексте уровней методологии позволяет нам объединить все эти знания. Так уровень философской методологии выполняет интегративную функцию в познании человека. Также ещё две функции: критико-конструктивная и мировоззренческая (идеологическая оценка общенаучн и конкретно-науч построений и созданий тех идеалов и норм, которым должен соответствовать образ человека).

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Что такое человек?

1) Два полюса – объективизм (в соц мире) и субъективизм (в самом человеке).

2) Попытка совместить эти два полюса (представление о человеке как о личности и субъекте социального процесса приводит к тому, что личность рассматривается как психика).

3) Мир человека как потребность или смысловое пространство личности (бытие человека как точка отсчёта при изучении развития человека в природе и обеществе). Это видимо самый правильный.

· Проблема развития личности решается в анализе его предметной деятельности, в истории её развития

· Целеполагание (человек творит мир и отыскивает смысл его существования)

· Не рассматривать человека с точки зрения его полезности

· Понимание производства как процесса становления и развития человека, в котором рождаются новые процессы.

· Общественность, важность культуры

 

+ смотрите ответы с Флогистона. Также на экзамене я услышала, что нужно сказать про то, какой человек рассматривается (человек чувствующий, человек действующий – что-то в этом роде). Говорят, есть в Асмолове. Смотрите сами.

 

Вопрос № 2. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.

 

Асмолов:

Обращение к вопросу об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. “Для чего?”, а не “Как?” и “Почему?”. В русле психологии необходимость такого подхода отмечалась Ананьевым, Выготским, Леонтьевым, Лурией, Рубинштейном, Узнадзе. 

       Северцовразработал учение о существовании двух видов прогресса в эволюции:

·      биологическийпрогресс заключается в изменении образа жизни и положения вида животных в биосфере

·      морфологический– в изменении строения и функций тела животных.

Т.о. Северцов высказал идею о независимой эволюции образа жизни. От образа жизни зависит, пойдёт ли вид по пути ароморфоза (прогрессивная эволюция, при которой у вида появляются новые качества, повышающие уровень жизнедеятельности вида и расширяют приспособительные возможности, может привести к новому образу жизни), идиоадаптации (адаптация в узком смысле слова, специализация, обеспечивающая наилучшую приспособленность к типичным условиям существования), или регресса.

       Идеи Северцова были дополнены исследованиями Завадского, Варшавского и Поспелова, в которых говорится, что возникновение и развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам её интеграции и дифференциации: синтезогенеза и сегрегациогенеза.

·     Синтезогенез – это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями

·     Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем, и появление подсистем – узких специалистов, обладающих возможностью делать только одно дело, но с высокой степенью эффективности.

Вместе с тем специализация подсистем, если сегрегациогенез не сочетается с синтезогенезом, становится тупиковым путём эволюционирующей системы. Система должна найти компромисс.

       Вагнерна основе анализа соотношения индивидуальных и видовых психических способностей обнаружил закономерность: чем выше развито сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей. Колебания в индивидуальной одарённости достигают своего апогея в человеческом обществе.

       Принципы системного развития человека в природе и обществе:

·     Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций: тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. В биологических системах наследственность выражает тенденцию к сохранению, а приспособленность различных видов к среде обитания – тенденцию к изменчивости. Индивидуальная изменчивость элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом. Проявления активности субъекта: адаптивные и продуктивные. Моисеев предложил ещё один механизм развития – бифуркационный, который приходит в действие при резких изменениях среды, кризисах в жизни системы. Этот механизм не позволяет предсказать, по какому пути пойдёт развитие системы после кризиса. У человека этот механизм присущ индивидуальному поведению личности в проблемно-конфликтных ситуациях. 

Т.о. у человека можно выделить следующие родовые качества:

o    системно-функциональные, проявляющиеся в стереотипизированных адаптивных формах поведения – социотипические проявления личности в социальной системе, “личность как тип”.

o    системно-интегральные, проявляемые в непредсказуемых ситуациях, которые не удаётся преобразовать на основе стереотипизированного поведения – определяют “индивидуальность личности”.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

·     В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования. Пример: игры животных, создающие возможности для проявления индивидуальной изменчивости организма и для накопления опыта действования при переменах условий существования вида. Вид может приспосабливаться, не меняя морфологии своих органов. Смеховые социальные действия как неадаптивные действия в системе культуры Древней Руси (Бахтин). Неадаптивные действия еретиков попадали под элиминирующее влияние социального контроля. Неадаптивная активность личности является необходимой ступенью саморазвития системы, увеличением возможностей её эволюции.

·     Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Следствия из этого принципа:

А. Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью. 

Б. Отстаивание индивидуальностью своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры либо к порождению форм и продуктов новой культуры.

В. Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную, когда созданные нормы и ценности принимаются культурой. Тогда активность индивидуальности перестаёт нести функцию изменения данной системы и начинает выполнять функцию её стабилизации.

Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...