Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и общее представление о социализации
Сущность социализации. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием«социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в социологии, социальной педагогике и психологии. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Социализация– непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. (Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь). Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В разные исторические эпохи общество вырабатывало определенные моральные и нравственные требования, образцы поведения, которые предъявляло к его членам и фиксировало их в виде определенных стереотипов и норм поведения таких как: (инициации и посвящения молодежи во взрослую жизнь в первобытном обществе, спартанский воин, средневековый рыцарь, кодекс чести дворянина, образ жизни джентльмена). Французский социолог Э. Дюркгейм, одним из первых обратил внимание на проблему социализации. Он подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества, но в тоже время в современных условиях социализация имеет много характеристик, общих или сходных для различных обществ. Универсальная задача социализации, как считает американский социолог Т. Парсонс – сформировать у вступающих в общество «новичков» чувства, как минимум, лояльности, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс и др. В частности Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, то есть социализацией. В работах Т. Парсонса процесс социализации объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них. Таким образом, если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе различных теорий социализации лежат во-первых, классическая формула бихевиоризма «стимул – реакция» и во-вторых, теория Л. С. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция. В отечественной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию предложил Б. Д. Парыгин. Социализация в узком смысле слова – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком – исторический процесс, филогенез. Рассмотрим основные определения понятия «социализация». 1. Социализация – это процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в практической деятельности. (Словарь социального педагога и социального работника). 2. Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. (А. В. Мудрик). 3. Социализацияэто процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности. (В. А. Сластенин и др.). 4. Социализация – это начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. (В. А. Симхович). Как мы видим из вышеперечисленных примеров содержание понятия «социализация» не является стабильным и однозначным. Однако во всех предложенных определениях сохранен сущностный смыл социализации, который раскрывается на пересечении таких ее процессов как: адаптация, индивидуализация, интеграция и самореализация. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «социальная адаптация». Понятие «адаптация», являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам. Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как правило, происходит в 3-х основных сферах (деятельность, общение, сознание). В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности (игровая, учебная, познание, спортивная, трудовая), ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами. В сфере сознания – формирование образа «собственного – Я» как объекта и субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности. Таким образом,в процессе социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность.Поэтому, ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, а его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности. Так осмысливается сущность процесса социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). В ней социализация представляется как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся система, как продукт самовоспитания. С одной стороны, общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения. И чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. С другой стороны, в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию в автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Эти два подхода не противоречат друг другу, определяя двусторонний характер социализации. Отсюда: социальная адаптация + индивидуализация +интеграция = самоактуализацияили(самореализация). С одной стороны, ребенок усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой личный вклад в него, таким образом, интегрируется в окружающий его социум. Происходит взаимная трансформация и личности и среды. (Когда ребенок приходит в новый коллектив или группу детей у него вначале проявляются механизмы социальной адаптации. Сперва ребенок присматривается к коллективу, учится в нем жить, занимает свое место, определяет свою социальную позицию и роль. Затем, если процесс социальной адаптации прошел успешно, ребенок интегрируется в коллектив, проявляет свои индивидуальные черты, самореализуется, полноценно общается (дружит) со всеми членами детского коллектива). Социализация и социальное воспитание. Социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации; процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального поведения. Этот процесс в отличие от социализации всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми (родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами). Социализация может быть представлена 4-мя основными составляющими как: - стихийная социализациячеловека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими социокультурными реалиями; - относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст ухода на пенсию и т. д.; - относительно социально контролируемая социализация – как процесс планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (институты воспитания); - более или менее сознательное самоизменение человека, которое может иметь просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор развития (самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. Таким образом, содержание социализации определяется целенаправленным воздействием на личность через обучение, развитие и влиянием на личность стихийных и организованных факторов. Результаты социализации проявляются в: а) усвоении стереотипов поведения, б) усвоение действующих социальных норм, в) усвоение обычаев и традиций, г) формирование системы ценностных ориентаций, д) формирование нравственных качеств личности, е) развитие навыков социального взаимодействия. Этапы социализации.Социализация это непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии (по Г. М. Андреевой): - дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на 2 более или менее самостоятельных периода (ранняя социализация, охватывающая время до поступления в школу и юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.); - трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Она включает весь период трудовой деятельности человека; - послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через социальные роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения. Результатом социализации является социализированность,которая в общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». 2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации Социальный институт – обозначает реальную совокупность людей или социальных организаций, опирающихся на систему конкретных законов, норм, санкций, и обладающих определенной структурой, функциями, социальными ролями, физическими или символическими чертами. Возникновение социальных институтов обусловлено необходимостью удовлетворения важнейших потребностей общества. У каждого общества имеется множество потребностей, но существует пятьосновных, фундаментальных потребностей, соответственно существует 5 основных социальных институтов: - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); - потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); - потребность в добывании средств к существованию (экономические институты, производство, торговля); - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, включая науку и культуру); - потребность решение духовных проблем, поиск смысла жизни (институт религии).
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |