Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика интерактивной стороны общения
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался». В общении мы реагируем на действие партнера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом, – что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Одним из возможных способ понимания общения является позиция партнеров относительно друг друга. Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном. Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель (все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает); Ребенок (эмоциональный, импульсивный, нелогичный); Взрослый (трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит). В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Родителя, либо Взрослого, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния строится разговор, определяются позиции и статус собеседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.
Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации. Ориентация на пониманиевключает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Понимателям» свойственно больше молчать, слушать, наблюдать и анализировать в разговоре. Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают свои планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (тех мотивов, по которым челок вступает во взаимодействие с другими людьми): 1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации); 2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм); 3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция); 4) максимизации выигрыша другого (альтруизм); 5) минимизации выигрыша другого (агрессия); 6) минимизации различий в выигрышах (равенство). Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии: 1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция). 2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). 3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. 4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). 5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. Можно выделить несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |