Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика основных новообразований дошкольного возраста
Некоторые новообразования данного возраста мы рассмотрели в предыдущих вопросах (символизм, соподчинение мотивов, развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления). Одним из важнейших новообразований этого периода является возникновение произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую деятельность, ребенок подчиняет этой задаче свои сиюминутные, импульсивные действия. В этом возрасте впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т.е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания. Психологическая характеристика кризиса 7 лет Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняетсяи становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. У нас все это сильно дифференцировано, поэтому поведение взрослого человека не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута (входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом, т.е. то, что не мотивировано). Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Еще одним симптомом кризиса семи лет является так называемый симптом «горькой конфеты». Проявляется он в том, что даже если ребенку плохо, он старается это не показывать. В связи с этим возникают трудности с воспитанием. Ребенок начинает замыкаться и часто становится неуправляемым. Таким образом, к 7 годам поведение ребенка становится более независимым от воздействий среды, более осознанными произвольным. Ребенок начинает дистанцироваться от близких, у него появляется чувство собственного достоинства. К 6-7 годам дети начинают осознавать своим реальные возможности, и у них возникает потребность в такой деятельности, которая в глазах других людей была бы значимой, важной и ценной. Кризис приводит к новой социальной ситуации развития и требует новых отношений между ребенком и взрослым. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Тенденция к этому выражается в формировании у ребенка психологической готовности к обучению в школе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |