Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 3.2 Факторы, закономерности и динамика




Психического развития

Вопросы

1. Понятие психического развития.

2. Движущие силы, факторы и закономерности психического развития.

3. Подходы к периодизации психического развития.

 

Понятие психического развития

Понятие «развитие» используют в различных науках. Но в какой бы науке не использовалась бы данная категория речь всегда идет об определенных качественных и количественных изменениях того или иного объекта.

Развитиенеобратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.

Развитие человека – очень сложный процесс. Это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека, его психике, интеллектуальной и духовной сферах, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Развитие ребенкане только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо. Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы, среды и воспитания.

Когда говорят о развитии человека, подразумевают различные процессы. Условно можно говорить о биологическом, психическом, социальном и духовном развитии человека. Конечно, в этом случае не охватываются все аспекты человеческого развития, но наш взгляд, они отражают наиболее важные направления.

Биологическое развитие человека – созревание (изменение) физиологических, морфологических, сенсорных, двигательных функций организма. Биологическая жизнь человека начинается в утробе матери. Это и позволяет утверждать, что созревание индивида как биологического существа условно может рассматриваться как первый уровень развития человека. На «биологическом фундаменте» начинают формироваться другие уровни жизни, которые связаны с развитием психики, социальным и духовным развитием.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

На данном уровне жизни происходит развитие познавательной сферы, формирование свойств характера, мотивации других психических явлений. Психическое развитие начинается практически с самого момента рождения и длится всю жизнь. Оно отражается и на других изменениях в человеке, в том числе на социальном развитии.

Социальное развитие – процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми. Отечественными учеными утверждается, что именно социальная сущность и делает человека человеком. Другими словами, только во взаимодействии с себе подобными мы формируемся как личность, у нас развивается самосознание и способность к сознательному поведению.

Важнейшее значение для становления личности имеет духовное развитие.

Духовное развитие – развитие нравственной сферы личности, потребностей быть добрым для окружающих людей.

На наш взгляд, уровень духовного развития еще в большей степени характеризует человека, чем уровень его социального развития. Именно в отношении к другим людям проявляется сущностная природа человека. Чем более гуманный индивид, тем в большей мере его можно считать Человеком.

Все четыре уровня (или вида) развития человека тесным образом взаимосвязаны, чему мы можем в литературе и в жизни найти множество подтверждений. В рамках же нашего курса особый интерес для нас представляют вопросы психического развития человека.

Психическое развитие во многом определяется биологическим созреванием человека. Когда физиологические процессы характеризуются особой интенсивностью (например, в подростковом возрасте) или когда наблюдается «сбой» в функционировании нервной системы, это часто непосредственно отражается на проявлении различных психических сфер человека. В свою очередь, человек, используя психические ресурсы, может влиять на многие физиологические процессы (например, те, кто владеет навыками саморегуляции, могут повлиять на дыхание, частоту пульса, на уровень напряжения различных групп мышц и т.д.).

В тесной взаимосвязи находятся психическое и социальное развитие. С одной стороны, статус человека как в системе межличностных отношений определяется «репертуаром» его психических характеристик. В то же время, взаимодействуя с другими людьми, мы получаем «обратную связь», благодаря которой можем осознавать свои психологические особенности и изменять их в соответствии с желаемым образом своего «Я».

Психическое развитие зависимо и от уровня духовного развития. Многие черты характера определяются теми нравственными представлениями и принципами, которых придерживается человек в своей жизни. Развитие воли человека также определяется его духовностью. В истории известны многочисленные случаи, когда люди во имя гуманистических идей преодолевали многочисленные препятствия, развивая свои волевые качества.

В рамках курса «Общая психология» вы узнали, что выделяются различные психические явления. Психологию развития интересуют, как эти явления изменяются в ходе всей жизни, чем они характеризуются на той или иной стадии развития. В целом же условно можно считать, что основными направлениями психического развития человека являются:

-развитие индивидуально-психологических свойств (т.е. темперамента, характера и способностей);

-развитие эмоциональной сферы (т.е. эмоций, чувств и других форм эмоциональных переживаний);

-развитие волевой сферы;

-развитие мотивационной сферы;

-когнитивное развитие (развитие психических познавательных процессов).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...