Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории педагогической психологии




Следует выделять несколько основных психологических направлений, формирующих основные положения теории педагогической психологии.

До конца XIX века господствовала ассоциативная теория. Само понятие ассоциации и её видов было введено Аристотелем в древности, но признание ассоциаций как основы обучаемости было постулировано представителями ассоциативной психологии. Так, Дж. Ст. Миллер утверждал, что «наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия. Главный закон – ассоциация идей, а причин ассоциации, по-видимому, две: живость ассоциативных ощущений и частое повторение ассоциаций». Запоминание определялось действием законов ассоциации.

Ассоциативная психология рассматривала и мышление как своеобразную репродуктивную функцию памяти (Е.А. Будилова). Одним из основных законов репродуктивного мышления оставался закон упроченной силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения. Утверждение значимости частоты повторения для образования и упроченности ассоциаций явилось своеобразным теоретическим обоснованием выдвигаемого в это время педагогами требования заучивать материал путём многократного повторения.

Бихевиористические теорииучения характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Только те реакции организма полезны, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Научение – приобретение индивидуального опыта осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула – реакции. Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определённой связи между стимулами и реакциями, а так же в упрочении этих связей. В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражнения) и закон готовности.

Когнитивные теорииможно разделить на две группы. Первую группу составляют информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса. Познавательная деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах, с чем нельзя согласиться. Вторая группа представителей когнитивного подхода к процессу учения остаётся в пределах психологии, и стремиться описывать этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.

Когнитивный психолог Дж. Брунер подчёркивает, что при изучении того или иного предмета обучаемые должны получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволяли бы им в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно получения знаний. Характеризуя процесс овладения предметом, он выделяет три процесса, которые протекают почти одновременно: 1 – получение новой информации, 2 – трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач, 3 – проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче.

С позиции гуманистической психологии каждому человеку присуща потребность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому неправомерно сводить обучение лишь к внешним воздействиям. Сам человек активен с рождения, он рождается со способностью к развитию. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогическая психология описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в дейчтвие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...