Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СМИ как особый тип социальной коммуникации




Несмотря на длительность существования традиционных СМИ, с их родовым определением дело обстоит непросто. Обратим внимание на недавнее название ведомства: Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Уже одно оно говорит о том, что во многом еще только предстоит разобраться. В самом деле, получается, что печать, радио и телевидение не средства массовой коммуникации? Что же тогда относится к средствам? Возможно, речь идет о технических каналах? Тогда почему об этом можно только догадываться? Список вопросов можно продолжить… Похоже, необходимо обратиться к ключевым понятиям в интересующей нас области.

Масса

Это ключевое понятие в «гнезде» родственных ему: массовая информация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, канал массовой информации, массовое сознание и др. В наиболее полном виде представление о массе как об особом виде социальной общности в современном обществе, как об особом способе организации взаимодействия людей дано в работах философа и социолога Б.А. Грушина. Он выделил следующие свойства массы:

ü она состоит из множества рассредоточенных в пространстве индивидов;

ü вхождение в нее каждого индивида случайно;

ü эта общность – открытая. В связи с возможностью и случайностью вхождения в нее каждого конкретного индивида в тот или иной момент ее величина непостоянна, вероятностна;

ü она ситуативна, образуется по конкретному поводу (аудитория данной телепередачи или посетители магазина в данный момент);

ü ее отличает гетерогенность, то есть разнообразие, неоднородность состава по разным характеристикам, прежде всего – социальным (по должностному и квалификационному уровню, роду занятий), но также зачастую – и по полу, возрасту, образованию, семейному положению. Читатели «Московского комсомольца», например, – люди относящиеся к разным возрастным и образовательным, доходным и квалификационным группам. Заметим, что все более узкое сегментирование, т.е. выделение производителями товаров, услуг, информации все более тонких групп потенциальных потребителей, не отменяет указанного свойства массы: состав потребителей в самом узком сегменте все равно формируется по законам массы. То есть канал остается открытым для всех, а среди тех, кто обратится к нему, могут быть не только обладающие соответствующими тематике или иным характеристикам контента признаками, но и те, кто ими не обладает. Например, опросы показывали, что газету «Красная звезда» выписывали не только военнослужащие;

ü эта общность анонимна для того, кто производит информацию/товары/услуги, и для каждого из входящих в нее – также;

ü несмотря на неустойчивость, ситуативность и иные свойства, в силу которых масса кажется эфемерной, она обладает целостностью, будучи связана общими причинами, поводами, по которым люди оказались причастными к ней. Эта целостность создается совпадением во времени той деятельности, которой занимаются не договаривающиеся об этом, свободно выбравшие ее люди.

Всеми своими свойствами масса как вид социальной общности отличается от классических, прежде всего – от групп, определенных по составу количественно и персонально, имеющих фиксированные границы и т.п. атрибуты[[2][2]]. Уже поэтому трудно согласиться, что Интернет – идеальная среда именно для групповых коммуникаций. Напротив, здесь мы скорее встречаем неклассические общности, представляющие разные случаи массы. Другое дело, что в общении посредством Интернета возможны превращения: выделение на основе повторяющегося на одном и том же канале массового общения более тесно, в том числе и непосредственно общающихся сообществ людей: различных интернет-комьюнити.

Для рассмотрения указанных превращений полезно вспомнить еще одно положение в концепции массы, принадлежащей Б.А. Грушину: всякая масса способна порождать внутри себя субмассы, или массы внутри массы (так соотносятся, например, вся публика кинотеатра за определенный период и публика одного сеанса).

Итак, повторяемость состава массы может усиливать способность ее к превращению в достаточно устойчивые множества людей, на определенное время готовых объединиться в какие-либо иные – групповые структуры. Так, в Интернете возможен переход от виртуальных сообществ к реальным, уже за его рамками. На базе множества фанатов поп-идола может образоваться реальный фан-клуб.

Для понимания сущности массовых общностей важно различать количественный и качественный аспекты понятия. Масса – это не просто “много”, хотя и это немаловажно, так как определяет масштабы ее собственной деятельности и масштабы и состав деятельности тех, кто производит для массы товары/услуги/информацию. Масса – это много разных. Последнее характеризует как раз качественный аспект массы.

Когда утверждают, что на отдельных сайтах посетителей в течение дня может быть совсем немного, то это не отменяет возможности таких ресурсов быть средством массового общения. Главное – способ образования посетителей как целого: случайно, из разных групп, но по сходной причине – из интереса к тематике и т.п. В свою очередь, создатели контента на соответствующих сайтах как раз и имеют в виду в качестве адресата людей, которые заходят сюда по свободному выбору, в силу интереса. Для которых, несмотря на их принадлежность к разным социальным слоям или группам, актуальна и значима определенная информация и поэтому они оказались посетителями одного и того же сайта. «Масса – совокупность людей, которых волнует одно и то же, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга»[[3][3]]. Итак, фрагментация аудитории сама по себе не убивает ее массовой природы.

Следует иметь в виду и то, что массовость – качество становящееся и развивающееся. Публика аристократических салонов и посетители английских пабов весьма различны с точки зрения однородности или неоднородности состава. В первом случае (салон) – весьма сильная классовая фильтрация. Во втором – такой состав куда демократичнее, он тяготеет к гетерогенному. И тот, и другой случай социальной общности имеет отношение к сфере публичности, функционирования общественного мнения. Но степень массовости здесь очень разная, и по количеству, и еще более – по качеству.

Нечто подобное наблюдаем мы и в случае с аудиторией/пользователями Интернета. Начинаясь с коммуникации для профессионалов, он (Интернет) довольно быстро становится коммуникацией для нескольких избранных социальных слоев – работников технически высокооснащенных корпораций, чуть позднее – учащихся и студентов. Со временем ряды пользователей ширятся, их однородность размывается, в них вливаются люди, занятые в самых разных сферах трудовой деятельности, разного возраста, образования. При этом происходит расширение зоны домашнего использования Интернета. А это очень характерно как раз для массовой аудитории, массовых средств информации: свобода выбора места потребления информации самим потребителем, возможность домашнего потребления. В какой мере это состоялось в разных странах, среди разных слоев их населения – это предмет измерения, статистических и социологических обследований.

Массовая информация

Исходя из понятия массы, казалось бы, логично определить массовую информацию как ту, что предназначена для массы, массового потребления. Однако тогда мы рискуем потерять из виду целый ряд явлений. Масса может участвовать не только в потреблении, но и в производстве и в распространении информации. Например, слухи распространяются по законам массовых процессов – не только в количественном аспекте, но и в качественном: зачастую через малознакомых людей, в местах массового скопления социально и демографически разных людей.

“Настенно-заборное” творчество – это продукт деятельности разных социальных слоев, равно как и книга отзывов на выставке или письма в редакцию. Б.А. Грушину принадлежит весьма простое, на первый взгляд, но емкое и адекватное природе рассматриваемого явления определение массовой информации как вида социальной информации, которая непосредственно связана с жизнью общества, производится, распространяется и потребляется обществом – в отличие от информации, включенной в процессы, протекающие в живой и неживой природе.

Массовая информация – это «любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла…оперировала (оперирует) масса»[[4][4]]. Таким образом, данный вид информации определяется через характер оперирующего ею, то есть создающего и/или распространяющего и/или потребляющего ее субъекта. Этот акцент на субъектах коммуникации стоит запомнить: он важен для анализа видов коммуникации в Интернете. Что же касается стадий жизненного цикла информации, – это ее производство, распространение и потребление.

Если достаточно участия массы на любой из стадий информационно-коммуникативного процесса, значит, мы не обязательно имеем дело с информацией, которая проходит лишь по тем каналам, которые называются СМИ. В самом деле, это лишь совсем недавно анекдоты стали чуть ли не обязательной рубрикой многих печатных изданий и тем самым попали в русло СМИ. В советское время не только «официозы» типа газеты «Правда», но и любое другое издание такого себе позволить не могли. А анекдоты «ходили», но через другое средство массовой коммуникации – устную передачу, будучи произведениями анонимных авторов, передаваемыми из уст в уста знакомым и незнакомым. Пример массового творчества/производства информации – граффити. Наружная же реклама – тоже массовая информация, но уже не потому, что ее создает масса, а потому что она предназначена массе прохожих – анонимных, оказавшихся в том месте, откуда можно увидеть рекламный щит или настенный плакат, с вероятным, а не точным числом способных увидеть их.

Таким образом, с массовой информацией мы имеем дело не только тогда, когда речь идет о СМИ. Массовая информация может обращаться и по другим каналам. Главное то, что в ее создании и/или распространении и/или потреблении участвует масса. Учтем, что массовая информация, проходящая по разным каналам, имеет присущие ей общие свойства: она актуальная (интересна, значима, своевременна) для людей из разных социальных и демографических групп, должна быть связана с их опытом, понятна неспециалисту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...