Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ




Различная интерпретация средств и приёмов анализа инвестиционной привлекательности и финансового состояния и относительно небольшого круга показателей обеспечивает различных субъектов анализа необходимой информацией для принятия обоснованных решений, соответствующих поставленным целям.

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия можно условно разделить на две группы: внешние факторы по отношению к предприятию, которые оказывают управляющие воздействия на работу предприятия извне, и внутренние – существующие на предприятии. Эти две группы факторов формируют соответствующие системы внешних и внутренних рисков, которые появляются при инвестиционном кредитовании предприятия.

При этом должен обязательно применяться комплексный подход, предусматривающий анализ всех факторов с учётом их взаимосвязей и влияния друг на друга. При этом необходимо отметить, что оценка финансового состояния – это лишь часть оценки инвестиционной привлекательности.

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия:

1.Внешние факторы (отрасль, местоположение, отношения с властью, владельцы);

2.Внутренние факторы (производственный потенциал, финансовое состояние, менеджмент, инвестиционная программа)

Отрасль. К какой конкретно отрасли относится вновь создаваемый или обновляемый бизнес, имеет принципиальное значение для любой страны, поскольку конкурентоспособность продукции предприятия на рынке в немалой степени зависит от репутации на мировом рынке соответствующей отрасли данной страны. Это объясняется в основном тем, что конкурентные преимущества успешно работающих на рынке предприятий отрасли, как правило, ассоциируются со всеми предприятиями страны, входящими в эту отрасль, даже с предприятием-новичком в данном сегменте рынка.

Местоположение. В российских условиях данный фактор может оказать решающее влияние на инвестиционную привлекательность предприятия. В мировом бизнесе считается важным, в каком конкретно регионе страны находится то или иное предприятие. Более того, важно, в каком городе, а иногда и в какой его части. Для каждого конкретного вида бизнеса всегда можно выделить благоприятствующие его развитию или затрудняющие местные условия.

Отношения с властью. В любой стране мира отношения бизнеса с местной или центральной властью существенно влияют на его развитие и эффективность. Россия – не исключение. Поэтому кредиторам необходимо чётко разобраться в том, какие отношения сложились у руководства предприятия-заёмщика с властью и какое влияние эти отношения могут оказать на успех реализации данного инвестиционного проекта. Власть будет содействовать успеху проекта или возводить препятствия на пути его реализации.

Владельцы. Характер владения (принадлежность контрольного пакета и крупных пакетов акций) имеет существенное значение не только для текущей работы предприятия, но и для его успешного развития. Контрольный пакет может принадлежать трудовому коллективу, руководителям предприятия, внешнему инвестору, а может быть даже фактически распылён среди объединившихся некрупных акционеров. В зависимости от характера владения должна строиться система управления предприятием.

Важным аспектом является также репутация владельцев в обществе, во властных структурах и на рынке. Негативная репутация владельцев предприятия может оказать плохое влияние на успех реализации инвестиционного проекта.

Производственный потенциал. Оценка производственного потенциала должна осуществляться комплексно в разрезе всех его составляющих (капитал и кадровая составляющая). Кроме того, для успешной реализации инвестиционного проекта важно не только наличие определённой величины капитала. Но ещё более важно качество его материализации, т.е., во что конкретно он воплощается в данном бизнесе или как распределился в структуре имеющегося производственного потенциала.

Финансовое состояние. При выдаче краткосрочного кредита имеет смысл комплексная оценка финансового состояния заёмщика. Однако одни и те же результаты  анализа финансового состояния предприятия могут иметь разное значение в зависимости от срока предоставления кредита. Получение хорошей оценки финансового состояния для получения долгосрочного инвестиционного кредита является обязательным условием для заёмщика, но не обязывает банк предоставлять кредит, а служит лишь основанием для последующего изучения кредитором всех факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия.

Менеджмент. При анализе менеджмента изучению подвергаются макроуровень управления предприятием, его центральные механизмы. Особое внимание при этом необходимо уделить изучению следующих аспектов: качество разработки важнейших документов, связанных с управлением предприятием и их соблюдение; организационная структура управления предприятием; наличие на предприятии стратегического менеджмента; существующая на предприятии система норм и нормативов и её практическое использование в управлении; эффективность финансово-договорной работы на предприятии.

Инвестиционная программа. Кредитору и инвестору необходимо знакомиться не только с документами на кредитуемый или финансируемый инвестиционный проект, но и с документами на всю совокупность инвестиционных проектов предприятия. Это необходимо делать, поскольку результаты практической реализации каждого из проектов обязательно будут отражаться на финансовом состоянии заёмщика, соответственно на его кредитоспособности и тем более – на инвестиционной кредитоспособности.

Следует отметить, что хотя исследование предприятия-заёмщика долгосрочного кредита на реализацию инвестиционного проекта нельзя признать легким делом, но оно вполне посильно для солидных кредиторов и профессиональных инвесторов. Повышение качества анализа инвестиционной привлекательности предприятия и инвестиционной кредитоспособности заёмщика существенно снижает риск предоставления долгосрочного кредита и несомненно окупает банкирам и инвесторам все затраты, связанные с налаживанием серьёзной постановки данной работы.

В настоящее время предприятия, претендуя на определённую, чаще всего максимально возможную долю инвестиций, всячески пытаются привлечь к себе внимание. В этой связи важно знать и уметь применять на практике методы определения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов по разным критериям. 

Менеджмент. При анализе менеджмента изучению подвергаются макроуровень управления предприятием, его центральные механизмы. Особое внимание при этом необходимо уделить изучению следующих аспектов: качество разработки важнейших документов, связанных с управлением предприятием и их соблюдение; организационная структура управления предприятием; наличие на предприятии стратегического менеджмента; существующая на предприятии система норм и нормативов и её практическое использование в управлении; эффективность финансово-договорной работы на предприятии.

Инвестиционная программа. Кредитору и инвестору необходимо знакомиться не только с документами на кредитуемый или финансируемый инвестиционный проект, но и с документами на всю совокупность инвестиционных проектов предприятия. Это необходимо делать, поскольку результаты практической реализации каждого из проектов обязательно будут отражаться на финансовом состоянии заёмщика, соответственно на его кредитоспособности и тем более – на инвестиционной кредитоспособности.

Следует отметить, что хотя исследование предприятия-заёмщика долгосрочного кредита на реализацию инвестиционного проекта нельзя признать легким делом, но оно вполне посильно для солидных кредиторов и профессиональных инвесторов. Повышение качества анализа инвестиционной привлекательности предприятия и инвестиционной кредитоспособности заёмщика существенно снижает риск предоставления долгосрочного кредита и несомненно окупает банкирам и инвесторам все затраты, связанные с налаживанием серьёзной постановки данной работы.

В настоящее время предприятия, претендуя на определённую, чаще всего максимально возможную долю инвестиций, всячески пытаются привлечь к себе внимание. В этой связи важно знать и уметь применять на практике методы определения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов по разным критериям. 

С точки зрения дальнейших перспектив развития предприятия, перед нами стоит задача определения уровня его инвестиционной привлекательности. Проблема определения инвестиционной привлекательности предприятия предполагает решение таких задач, как выявление критериев инвестиционной привлекательности субъектов; выбор механизмов привлечения инвестиций; определение субъектов предоставления инвестиций.

Для решения этой задачи существуют следующие методики её оценки:

-Оценка на основе скорингового анализа (Дает возможность классифицировать предприятие по уровню привлекательности в зависимости от степени риска долгосрочных вложений; исходная информация для оценки: данные публичной бухгалтерской отчетности, а также внутренняя экономическая информация о предприятии.)

-Оценка на основе определения рейтинга инвестиционной привлекательности (Дает возможность сравнить уровень инвестиционной привлекательности данного предприятия с другими хозяйствующими субъектами; исходная информация для оценки: данные только публичной бухгалтерской отчетности.)

Учитывая исследования отечественных учёных, оценку инвестиционной привлекательности предприятия можно провести с использованием скорингового анализа, а также с помощью рейтинговой

оценки, которая позволяет определить место предприятия по степени его привлекательности среди других хозяйствующих субъектов.

Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия  основана на теории финансового анализа предприятия в условиях рыночных отношений. Её использование даёт возможность ранжировать предприятия с позиции инвестиционной привлекательности.

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности и финансового состояния предприятия являются:

− сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период;

− обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, и их классификация, расчёт итогового показателя рейтинговой оценки;

− классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной активности в целом.

При её построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться согласно достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке. 

Показатели для  оценки представлены в таблице 4.3.1. Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчётности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки. Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы (убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются).

Таблица 4.3.1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...