Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел IV. Направления развития национальной системы стандартизации




Направления развития национальной системы стандартизации определяют: совершенствование законодательных основ стандартизации, разработку межгосударственных и национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики, развитие региональной стандартизации в рамках Межгосударственной системы стандартизации Союза Независимых Государств, оборонной, специальной и инновационной продукции, повышение роли бизнеса в работах по стандартизации, активизацию участия Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации, развитие экономических основ стандартизации, информационное обеспечение в области стандартизации, оптимизация системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации.

В этой связи, основными направлениями развития национальной системы стандартизации следует считать:

 

Совершенствование законодательных основ стандартизации, в том числе в сферах, не относящихся к техническому регулированию

В современных условиях развития промышленности законодательная база стандартизации не обеспечивает условия, необходимые и достаточные для активного включения стандартов в процессы модернизации.

Стандартизация является системой идей, принципов, методов, правил и норм и относится к естественным и целостным системам с социальным взаимодействием, объективно сформированных в процессе развития общественной жизни.

Стандарты являются аппаратом нормативного сопровождения любых преобразований в среде обитания человека на основе учета ресурсных, производственных, экологических и социальных аспектов. Стандарты являются динамическим набором правил и процедур, обеспечивающих формирование и развитие продукции, работ и услуг в любой области экономической, экологической, ресурсо- энергоэффективной и социальной деятельности.

Нормативная правовая база должна отражать правовые отношения между всеми субъектами - участниками работ в области стандартизации, определяя статус и роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности, а также обеспечения качества ее ресурсной базы.

Она должна носить общий, определяющий характер, обеспечивать единый формат документов в области стандартизации во всех сферах экономики и социальной деятельности. Нормативная правовая база стандартизации должна содействовать созданию единого нормативно - правового пространства в сфере экономики, социальной защиты населения, охраны окружающей среды и т.п., поддерживать развитие современных технологий в области коммуникаций путем формирования унифицированного электронного документооборота и таким образом содействовать формированию инфраструктуры электронного бизнеса и электронной торговли, способствовать формированию единого информационно-коммуникативного пространства управления экономикой, хозяйственной деятельности и безопасности страны в рамках формирования и развития электронного правительства.

На сегодняшний день ряд областей действующей нормативной правовой базы нуждаются в улучшении:

· основы государственной политики в области стандартизации;

· структура национальной системы стандартизации,

· функции федеральных органов исполнительной власти;

· функции и задачи технических комитетов по стандартизации;

· задачи предприятий и организаций в работах по стандартизации;

· функции головных и базовых организаций по стандартизации;

· планирование работ по стандартизации, разработка, утверждение, проверка, пересмотр, отмена документов по стандартизации;

· порядок применения национальных стандартов по обеспечению безопасности работ, услуг и процессов, в том числе, не относящихся к сфере технического регулирования;

· порядок заверения переводов на русский язык международных, региональных и иностранных документов по стандартизации перед принятием на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации

· особенности стандартизации инновационной продукции;

· особенности стандартизации оборонной и специальной продукции;

· применение документов по стандартизации;

· направления международного сотрудничества в области стандартизации;

· меры по стимулированию участия бизнеса в стандартизации и внедрению передовых стандартов;

· финансирование работ по стандартизации, в том числе проведения экспертизы.

Должна быть законодательно обеспечена возможность, там, где это необходимо, привлечения региональных органов исполнительной власти к работам по стандартизации, межведомственная координация работ по стандартизации.

Совершенствование нормативной правовой базы НСС может производиться как путем внесения поправок в действующие, так и путем разработки новых законодательных актов в области стандартизации.

 

Разработка национальных и межгосударственных стандартов в приоритетных отраслях экономики

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», а также в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, к приоритетным направлениям развития стандартизации на период до 2020 г. относятся:

развитие фармацевтической и медицинской промышленности (в том числе технологий), биотехнологий, повышение энергоэффективности, экозащищенности, развитие ядерной энергетики, технологий атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом, космических технологий, телекоммуникационных и информационных технологий, развитие техники и технологий в нефтегазовой и горнорудной отраслях, в строительстве, обеспечение охраны труда, развитие услуг, в том числе, для социально-незащищенных слоев общества, обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности, аграрно-промышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства, развитие транспортной отрасли.

При разработке программ и других мероприятий в области стандартизации необходимо предусматривать:

· ежегодное от 10 до 15% обновление стандартов в приоритетных секторах экономики;

· отмену устаревших национальных стандартов;

· гармонизацию национальных и межгосударственных стандартов с международными стандартами;

· актуализацию межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач, связанных с обеспечением процедуры оценки (подтверждения) соответствия требованиям разрабатываемых технических регламентов Таможенного союза;

· сокращение сроков принятия и обновления стандартов;

· создание механизма постоянного обновления стандартов на базе передовых международных стандартов, обеспечения разработки национальных стандартов на базе проектов международных стандартов (до их окончательного принятия), с учетом требований действующего законодательства;

· обеспечение документами по стандартизации требований, не относящихся к техническому регулированию, и их гармонизацию с аналогичными требованиями, установленными в государствах-членах Таможенного союза и Европейского союза, с учетом требований действующего законодательства;

· обеспечение создания инновационной и высокотехнологичной продукции.

В рамках подготовки программ разработки стандартов (краткосрочных – до 3 лет, среднесрочных – от 3 до 5 лет, долгосрочных – свыше 5 лет) необходимо обеспечить:

· разработку стандартов, направленных на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий, на основе: информационных технологий в области автоматизации промышленного производства (MES-технологий, CALS-технологий и т.д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т.п.;

· разработку стандартов, направленных на развитие ядерных энерготехнологий нового поколения;

· регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с помощью экологических нормативов с одновременной их актуализацией;

· развитие стандартизации в транспортном секторе экономики, приборостроении, станкостроении, комплектующих изделий, в области строительных материалов и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, бытовой техники, электротехники, энергетики и теплотехники, экономии топлива, агропромышленного комплекса, средств индивидуальной защиты, легкой промышленности и услуг.

Необходимо проведение работ по гармонизации национальных классификаторов с международными.

Важнейшим вопросом, определяющим успешность экономического, технологического и социального развития Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную временную перспективу является вопрос качества, в самом широком смысле этого слова. Качество товаров, услуг, жизни и т.д. На современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности. Национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством.

Консолидируя усилия общества на улучшение качества продукции следует предпринять меры по созданию современной информационной системы по качеству, соответствующей темпам информационной интенсификации.

Для обеспечения работ по стандартизации новых технологий техническим комитетам по стандартизации и научным организациям необходимо:

· осуществлять постоянный мониторинг в области современных достижений науки и техники с целью своевременного определения приоритетных направлений развития рынков высоких технологий, оценки потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

· обеспечивать четкое соответствие областей деятельности национальных технических комитетов с межгосударственными и международными техническими комитетами или подкомитетами.

Для внедрения стандартов необходимо создать современную, основанную на информационных технологиях систему внедрения стандартов, предполагающую широкое информирование о всех этапах разработки, принятия и отмены документов по стандартизации, учитывающую требования действующего законодательства.

Одним из эффективных инструментов ускорения работ по стандартизации должен стать предварительный национальный стандарт. Он может приниматься в одном из следующих случаев:

· для ускоренного внедрения результатов НИР и ОКР;

· для освоения принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, технологических процессов (в том числе нетрадиционных) и способов управления производством;

· для использования передового зарубежного опыта, содержащегося в международных, региональных и национальных стандартах промышленно развитых стран, в том числе до их официального принятия;

· для проверки на практике спорных решений в проектах национальных стандартов в случае наличия принципиальных разногласий у членов ТК, мешающих утверждению стандартов.

За основу предварительных национальных стандартов могут быть приняты стандарты организаций и иные документы, определенные в рамках НСС.

Организация проведения мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов возлагается на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

 

Развитие региональной стандартизации в рамках Межгосударственной системы стандартизации Союза Независимых Государств

Современное состояние фонда межгосударственных стандартов (ГОСТ) требует скорейшей модернизации.

Использование межгосударственных стандартов в качестве доказательной базы технических регламентов Таможенного союза имеет шанс вдохнуть новую жизнь в работу МГС и упрочить его позиции как региональной организации по стандартизации, а также создать условия для обеспечения более эффективной интеграции в технической области в рамках не только Таможенного союза (ТС), но и Содружества Независимых Государств (СНГ).

Основными задачами НСС на современном этапе развития в рамках межгосударственной стандартизации (МГС СНГ) являются:

· достижение и закрепление, на достаточном, для целей скорейшего обновления фонда ГОСТ, положительной динамики принятия межгосударственных стандартов;

· и за счет этого - коренное обновление фонда ГОСТ;

· создание эффективного механизма практической реализации требований технических регламентов ТС;

· совершенствование механизма технической интеграции в рамках СНГ в целом;

· выработка формулы соотношения между межгосударственными и национальными стандартами.

Для решения определенных выше задач в рамках МГС СНГ Росстандарту в приоритетном порядке необходимо сосредоточить усилия на:

· разработке стандартов для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;

· разработке и реализации соответствующих целевых программ в рамках участия в работе МГС СНГ;

· актуализации межгосударственных стандартов, входящих в перечни стандартов, формирующих доказательную базу технических регламентов Таможенного союза,

· создании системы постоянного мониторинга и актуализации этих перечней, основанной на научно-методической базе институтов Росстандарта и учитывающей изменения номенклатуры продукции, наилучшие международные практики по вопросам стандартизации тех или иных образцов продукции, изменение в рамках международной и региональной (EN) стандартизации, которые могут повлечь за собой необходимость пересмотра гармонизированных межгосударственных стандартов, мнение производителей, бизнес-структур, потребителей, общественных организаций и т.д.;

· введении в действие межгосударственных стандартов в Российской Федерации в единые сроки, установленные для всех государств-членов Таможенного союза;

· отмене всех национальных стандартов Российской Федерации, противоречащих межгосударственным, а также национальным (государственным) стандартам государств-членов Таможенного союза, включенным в перечни, предусмотренные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, республике Казахстан и Российской Федерации;

· уведомлении государств-членов Таможенного союза о начале разработки национальных стандартов и прекращении работ при принятии решения о разработке межгосударственного стандарта;

· обеспечении разработки национальных стандартов Российской Федерации, содержащих более высокие требования к продукции и услугам по сравнению с межгосударственными стандартами, с последующим введением этих требований в межгосударственные стандарты;

· поддержке развития инноваций путем разработки соответствующих стандартов для подтверждения соответствия, стандартов на методы измерений инновационной продукции;

· создании механизмов более тесной координации государств-членов ТС при разработке межгосударственных стандартов, например путем создания в рамках МГС Координационного совета национальных органов по стандартизации государств-членов ТС.

Развитие стандартизации оборонной продукции и специальной техники с учетом ее особенностей

Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) как подсистемы национальной системы стандартизации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации

Для усиления роли бизнеса в работах по стандартизации необходимо на законодательном уровне закрепить систему стимулирующих мер, включающих:

· финансирование разработки национальных стандартов на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающего активное участие бизнеса в работах по стандартизации;

· выделение в инвестиционных программах компаний с государственным участием, в государственных программах и в федеральных целевых программах разделов по стандартизации;

· совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества и соблюдения технических требований к продукции (работ, услуг) или ее отдельным видам.

 

Активизация участия Российской Федерации е международных и региональных организациях по стандартизации

Работа в данной области должна быть направлена на:

· активизацию участия представителей Российской Федерации в международных организациях по стандартизации: ИСО (Международная организация по стандартизации), МЭК (Международная электротехническая комиссия), МСЭ (Международный союз электросвязи) при поддержке государства и бизнеса и повышение уровня участия пропорционально запросам глобального рынка;

· решение задачи по возврату России в 1 группу в ИСО и группу А в МЭК;

· увеличение ведения числа ТК ИСО/МЭК, числа руководителей и секретариатов международных ТК по стандартизации в областях, которые затрагивают интересы национальной экономики, активизацию разработок новых проектов международных стандартов, обусловленных национальными интересами;

· обеспечение участия российских ТК по стандартизации в международных ТК по стандартизации для обеспечения и учета интересов Российской Федерации при разработке международных стандартов;

· формирование системы работы с российскими экспертами в ИСО/МЭК и других международных организациях по стандартизации;

· обеспечение работ по стандартизации на международном уровне в целях открытия новых рынков, а также в целях усиления конкурентоспособности Российской Федерации и поддержки торговой политики;

· обеспечение участия бизнеса в работах по международной стандартизации;

· обеспечение взаимодействия с другими национальными органами и организациями по стандартизации в целях активного применения региональных и международных стандартов и обеспечения благоприятного инвестиционного климата в России и продвижения отечественной продукции на европейский рынок;

· содействие участию России в международных организациях, включая организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), ВТО и т.д.;

· организацию вступления России в CEN/CENELEC (Европейский комитет по стандартизации / Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники) на выгодных для России условиях, обеспечение участия в деятельности отдельных технических органов в CEN/CENELEC.

Развитие экономических основ стандартизации

В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:

· обеспечение государством приоритетного финансирования стандартизации, направленной на обеспечение безопасности, охраны труда, здравоохранения, медицинских технологий, поддержку социально незащищенных групп населения и основополагающих национальных стандартов;

· поэтапное формирование условий для реформирования системы стандартизации с учетом объективных запросов общества и рыночной экономики, которые к ней будут предъявляться.

 

Развитие стандартизации инновационной продукции

В соответствии с нормами ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ) под инновациейпонимается «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях», а под инновационной деятельностью - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

В этой связи, в целях развития стандартизации инновационной продукции необходимо:

· обеспечение возможности разработки стандартов на наилучшие доступные технологии;

· обеспечение сокращения процедур и времени разработки стандартов на инновационную продукцию с учетом сокращения жизненного цикла инновационных технологий;

· обеспечение стандартами новых видов продукции и технологий, создаваемых при реализации федеральных целевых программ и выполнении НИОКР;

· осуществление разработки стандартов с ограниченным консенсусом (предварительных стандартов) для скорейшего выхода инновационной продукции на рынок;

· создание правовой основы включения в государственные программы и федеральные целевые программы разделов по стандартизации и метрологии;

· создание новых ТК по стандартизации по инновационным направлениям;

· интеграция деятельности промышленных научно-исследовательских институтов и научно -исследовательских институтов по стандартизации для обеспечения развития стандартизации инновационной продукции на стадии исследований и разработок.

 

Информационное обеспечение в области стандартизации

Для информационного обеспечения работ в области стандартизации на современном этапе развития и на среднесрочную перспективу необходимо обеспечить:

· информационную поддержку разработчиков национальных стандартов путем предоставления им копий официальных нормативных документов и свободного доступа к базам данных Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов по соответствующей тематике;

· межведомственный обмен информацией в процессе выполнения работ в области национальной стандартизации на электронных носителях;

· свободный обмен информацией о фондах документов по стандартизации государств-членов Таможенного союза на бумажных и электронных носителях;

· формирование тематических тезаурусов, терминологических словарей, содержащих стандартизированные термины и определения;

· выполнение переводов на русский язык, а также создание русских версий международных (региональных) документов, стандартов международных организаций или национальных стандартов зарубежных стран, с созданием механизма эффективного контроля качества выполняемых работ;

· оказание методической и информационной помощи разработчикам национальных стандартов при их создании на основе существующих русских версий международных и региональных стандартов:

· экспертизу проектов национальных стандартов на использование стандартизированной терминологии.

Выполнение перечисленных работ потребует значительного расширения состава и информационно-технологической модернизации Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

 

Оптимизация системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации

Для обеспечения высокого уровня национальной стандартизации, успешного представления интересов Российской Федерации в региональной и международной стандартизации, повышения эффективности использования стандартизации в отраслях экономики необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, а также владение вопросами стандартизации инженерным и экономическим персоналом.

Учитывая динамичное развитие принципов и практики стандартизации в стране и в мире, следует обеспечить как подготовку специалистов в области стандартизации в высших и средних специальных учебных заведениях, так и периодическое повышение квалификации работающих специалистов.

Для решения этих задач необходимо:

· ввести в вузах инженерного и экономического профиля дисциплины по стандартизации в соответствующих направлениях подготовки;

· обеспечить, в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального обучения (ГОС ВПО) III поколения, привлечение практикующих специалистов в области стандартизации к формированию соответствующих компетенций в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

· обеспечить расширение, с участием бизнес-сообщества, практики профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в области стандартизации и периодического повышения квалификации персонала, работающего по направлениям стандартизации в отраслях экономики;

· обеспечить постоянное сотрудничество национального органа по стандартизации с Министерством образования и науки Российской Федерации, вузами и колледжами страны по актуализации в части стандартизации государственных образовательных стандартов и государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов;

· обеспечить развитие института экспертов по стандартизации, в том числе по международной, как наиболее квалифицированных специалистов национальной системы стандартизации и обеспечить правовое закрепление статуса эксперта по стандартизации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...