Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел II. Современное состояние национальной системы стандартизацииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (на основе окончательного (исправленного) проекта в редакции от 8-9 дек. 2011г.) Разработка Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 г. Актуализация осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед НСС, в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между CEN/CENELEC. Стандартизация способна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач. Стандартизация приобретает особое значение в вопросах обеспечения конкурентоспособности российской экономики в период активизации внешнеэкономической деятельности, становится ключевым звеном политики в области международных торговых отношений, важнейшим инструментом повышения качества промышленной продукции и услуг. Эффективное функционирование национальной системы стандартизации возможно только при наличии адекватной правовой основы обеспечивающей широкое применение стандартизации, в целях решения государственных задач в экономической и социальной сфере, а также в сфере национальной безопасности. Сфера функционирования национальной системы стандартизации намного шире, чем предусмотрено рамками Федерального закона «О техническом регулировании». Действие закона ограничивается техническим регулированием в целях предотвращения поступления на рынок недоброкачественной, потенциально опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя путем установления обязательных и добровольных требований к продукции и осуществления мероприятий по оценке ее соответствия этим требованиям. Национальная система стандартизации является базой, на которую опирается не только система технического регулирования, но и иные области и системы: промышленная, ядерная, радиационная и экологическая безопасность, обеспечение качества и конкурентоспособности, совместимости, унификации и взаимозаменяемости продукции и услуг, административное и муниципальное управление, поддержка государственной социально-экономической политики и др. Развитие национальной системы стандартизации должно осуществляться на основе системного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями и задачами экономической, социальной среды и требований экологической безопасности. Основным инструментом реализации Концепции должны стать Программы национальной стандартизации, предусматривающие разработку мероприятий по развитию стандартизации в отраслях промышленности, пересмотр, изменение или отмену устаревших национальных стандартов, ежегодное от 10 до 15% обновление стандартов в приоритетных секторах экономики, стандартизацию инновационной продукции, достижение показателей гармонизации национальных стандартов с международными стандартами на уровне 55-60%, научно-исследовательские работы, направленные на развитие национальной системы стандартизации. Участие органов государственной власти в реализации настоящей Концепции будет определяться государственными и федеральными целевыми программами в соответствии с их полномочиями. Координация деятельности и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при разработке федеральных и ведомственных целевых программ будут осуществляться Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Структура Концепции
Раздел I. Введение Концепция представляет собой систему взглядов на развитие национальной стандартизации в Российской Федерации до 2020 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации. Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных обязательств Российской Федерации в области стандартизации. Стандартизация является ключевым фактором модернизации, технологического и социально-экономического развития экономики России. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции, выпуску и обращению инновационной и высокотехнологичной продукции, созданию инновационных технологий, снижению технических барьеров в торговле, повышению качества промышленной продукции и услуг, а также уровня безопасности продукции, жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов. Стандартизация является важнейшим инструментом системы интеграции государств-членов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в качестве одного из элементов технического регулирования. Раздел II. Современное состояние национальной системы стандартизации Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют: · Конституция Российской Федерации, которая относит национальные стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации; · международные соглашения и нормативные документы, регулирующие вопросы стандартизации; · Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов, а также использования документов по стандартизации, обеспечивающих подтверждение соответствия продукции требованиям национальных технических регламентов до вступления в силу Технических регламентов Таможенного союза, в том числе содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения их требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия; · нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; · документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют: · национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт); · федеральные органы исполнительной власти; · технические комитеты по стандартизации; · совещательные органы по стандартизации (общественные советы); · научные организации и другие участники, деятельность которых связана с работами в области стандартизации. В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят: · национальные стандарты; · правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; · применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; · стандарты организаций; · своды правил; · предварительные национальные стандарты; · международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, · стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов · надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет Росстандартом. Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. В рамках фонда документов национальной системы стандартизации действуют ряд подсистем, таких, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции. В ходе реализации предыдущей Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации, до 2010 года, сформированы основные направления развития стандартизации при участии федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), государственных корпораций, а также бизнеса и общественных организаций в работах по международной и региональной стандартизации, Корректировка Федерального закона «О техническом регулировании» в целях адаптации к современным условиям экономики позволила повысить правовой статус национального стандарта как документа для добровольного применения, но обязательного, в тех случаях, когда соответствие требованиям, содержащимся в стандарте заявляется производителем или продавцом (товаров или услуг), а также в контрактных отношениях между поставщиком и получателем (продукции или услуг). Следует отметить, также, определяющую роль стандартов в практической реализации процедуры подтверждения соответствия продукции и услуг!!!! обязательным требованиям технических регламентов (национальных и Таможенного союза), за счет обеспечения, при использовании стандартов, входящих в соответствующие перечни технических регламентов, принципа презумпции соответствия. Наш комментарий: Не учтено, что стандарты применяются также до принятия технических регламентов по Единым перечням продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательного декларирования (постановление Правительства РФ №982-2009г.)
Решена задача обеспечения ускоренной разработки и применения временных стандартов (предварительных национальных стандартов) для производства и вывода на рынок впервые выпускаемой в обращение продукции (инновационной продукции). Созданы условия для активизации участия представителей Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации посредством финансирования разработки международных и региональных стандартов, а также участие российских представителей в работе международных технических комитетов по стандартизации, за счет средств федерального бюджета. Более половины национальных технических комитетов получили статус межгосударственных. Созданы условия для привлечения потенциала ведущих предприятий в разработку национальных стандартов, затраты на разработку которых включаются в затраты на производство товаров и услуг. Для более широкого применения международных и зарубежных стандартов в целях подтверждения соответствия, а также ускорения принятия российских национальных стандартов на их основе, российские производители (поставщики) вправе использовать переводы международных стандартов после их соответствующей экспертизы и регистрации в Росстандарте. В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24 000 стандартов. За период с 2006 г. по 2010 г. принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70 процентов. С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» стандартизация рассматривается, в основном, как инструмент обеспечения требований технических регламентов к безопасности продукции. Вместе с тем в нем недостаточно отражены вопросы разработки и актуализации стандартов в важнейших для модернизации областях российской экономики (энергетика, экология, информационные технологии, медицина и пр.), как инструмента повышения качества и конкурентоспособности продукции. Это привело к возникновению неопределенности приоритетных областей и направлений развития стандартизации, недостаточному темпу обновления национальных стандартов и гармонизации их с международными стандартами, в том числе в важнейших для модернизации областях российской экономики, отсутствию межведомственной координации при разработке и применении сводов правил, недостаточно активному участию представителей Российской Федерации в продвижении российских интересов в международных и региональных организациях по стандартизации, кадровым проблемам. Не решена задача проведения необходимых научных исследований и оттока профессиональных кадров из научно-исследовательских организаций и технических комитетов по стандартизации, снижения уровня разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации. Для преодоления отмеченных выше недостатков, стандартизация в Российской Федерации должна осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |