Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы работы по изучению и обобщению педагогического опыта.
Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта — одна из главных функций методической работы в детском саду. В процессе анализа результатов преобразования детского сада выявилось противоречие: с одной стороны, создается много нового, прогрессивного, высокоэффективного в педагогической практике отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, а с другой — это новое крайне медленно становится достоянием широких педагогических масс, и достижения педагогов-новаторов воспринимаются неоднозначно. Неустанные поиски нового, атмосфера творчества присущи самому педагогическому труду. В постоянно и быстро меняющихся ситуациях жизни детского сада на современном этапе возникает настоятельная необходимость проявлять изобретательность, выбирать нужные действия, принимать нестандартные решения. Творческий подход проявляется и в том, что учебный, воспитательный и развивающий материал при всей стабильности основных понятий, законов, ценностей, которые отражены в педагогических учебниках, пособиях и программах, может быть преподнесен и усвоен разными способами. В самом общем виде этапы работыпо изучению и обобщению передового педагогического опытаможно представить следующим образом: постановка цели, отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, выбор средств и методов изучения, выдвижение гипотезы, составление плана изучения, обобщение сходных форм передового опыта и выведение достоверных характеристик, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта. Выявить прогрессивный опыт, имеющий значение для конкретного педагога, группы педагогов или всего педагогического коллектива — первый этап деятельности руководителей ДОУ по данному направлению. На этом этапе наилучших результатов добивается тот руководитель ДОУ, который систематически изучает опыт членов своего педагогического коллектива, используя различные методы: наблюдение, анализ, знакомство с первичной документацией педагога, творческие работы детей, собеседования. Метод наблюдения при изучении опыта практически ничем не заменим, ибо интонация, мимика, смысловые оттенки, улыбка и даже паузы могут подсказать наблюдателю многое в замысле педагога. На первом этапе изучаются суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. Исключительную важность при изучении опыта имеет не только результат — сам опыт, но и весь процесс его создания. Качество изучения опыта можно существенно повысить, если к работе привлечь нескольких человек — творческую группу из членов педагогического коллектива: чем большее число исследователей и экспертов будут изучать опыт, тем скорее и глубже будут поняты его новаторские находки, выявлены ошибки и просчеты, точнее будут определены причины удач и недостатков. При определении критериев оценки опыта важно учитывать следующие показатели. При определении критерия «высокая эффективность»: опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта. При определении критерия «устойчивость результатов»: мгновенное улучшение или одиночный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога. Критерий «сбалансированность и комплексность результатов» позволяет установить не только основные слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними, но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе. Критерий «рациональность затрат времени, усилий, средств» оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому. Передовой педагогический опыт предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени. Критерий «соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе» определяет, насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов. Старшим воспитателям и методистам следует иметь в виду, что все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно. Вредно как недооценивать, так и переоценивать роль критериев. Недооценка использования критериев может привести к субъективным, ошибочным выводам, а переоценка — к формализму. Второй этап деятельности руководителей ДОУ по изучению, обобщению и распространению передового опыта — вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определенных критериев. На этом этапе возникают характерные затруднения. Во-первых, при анализе занятий порой отмечается лишь внешняя сторона наблюдаемого педагогического явления. Во-вторых, имеет место фетишизация отдельных дидактических средств обучения (например, опорный конспект занятий, использование методики отдельных авторов, проблемная беседа с детьми и т.д.). при этом нарушается органичная целостность процесса обучения и воспитания, его системность. В-третьих, подчас анализ системы работы педагога подменяется описанием приемов его работы. Следует обратить внимание руководителей ДОУ еще на один важный момент. Любой выявленный путем анализа передовой опыт на первых порах всегда индивидуален и таким может и остаться, если творческая сторона опыта определяется только личностными, неповторимыми качествами педагога, и если сущность опыта базируется на специфических местных условиях. Необходимо поэтому при обобщении опыта эти стороны учитывать. Третий этап деятельности руководителя ДОУ по данному направлению — обобщение передового опыта. Некоторые считают, что прямое и точное описание опыта — это и есть основная форма его обобщения. Однако практика показывает, что даже талантливое описание еще не обеспечивает возможности перенести и должным образом воспроизвести данный опыт в других условиях. Эмпирический уровень не обеспечивает должного обобщения. Необходимо непременно научно обоснованное обобщение, которое предполагает: определить главные идеи опыта, оценить его по вышеназванным критериям и критериям педагогики (т.е. цель, содержание, формы, методы, средства, приемы, условия, результаты), обозначить составные элементы опыта и раскрыть связи между ними, выделить объективные закономерности педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его высокую эффективность. Трудность этапа обобщения передового опыта в условиях ДОУ состоит в том, что без определенной теоретической позиции настоящее обобщение невозможно даже на эмпирическом уровне. Только для того чтобы заметить опыт, необходимо хорошо знать педагогическую теорию. А перевод в процессе обобщения конкретного педагогического опыта на язык педагогической теории — единственная возможность отойти от кустарного способа его дальнейшего распространения. Обобщение опыта зам. заведующими по основной деятельности или методическими объединениями не исключает работы самого педагога по описанию своего опыта. Работая над обобщением своего опыта, педагог не может не пользоваться научной и методической литературой. Ознакомление с содержанием близких к избранной им теме книг и статей имеет большое значение. Во-первых, это предостерегает от повторения того, что уже опубликовано в печати, а во-вторых, позволяет сослаться на идеи авторов, работающих над данной проблемой. Собрав материал и систематизировав его, педагог приступает к письменному изложению. В краткой вводной части предельно сжато формулируются цели проведенной педагогом работы, задачи, которые решались в ходе ее, и основные пути практического осуществления. В основной части следует описывать сам ход проведенной автором работы. Особое внимание необходимо уделить тому, как именно проходила работа, какие организационные принципы положены в ее основу, каковы методика и техника ее проведения. Кроме того, указываются трудности, возникшие в работе, и пути их преодоления. В заключение целесообразно аргументировано разъяснить педагогический эффект от предлагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые приемы повлияли на степень глубины и осознанности знаний дошкольников, на развитие у них практических умений и навыков и т.п. Предлагаемые советы не следует рассматривать как жесткую схему. При обобщении передового педагогического опыта руководителям ДОУ целесообразно выделять периоды развития педагогического профессионализма у разных педагогов. Каждому периоду педагогического мастерства соответствует определенная степень новизны создаваемого опыта: репродуктивная, новаторская, исследовательская. Каждый конкретный опыт содержит признаки и всеобщего, и особенного, частного, единичного. Всеобщее относится ко всем педагогам, работающим с различными возрастными группами воспитанников и переносимо в любые условия, ибо в нем заключена общепедагогическая и общедидактическая идеи. Особенное в опыте педагога — это то содержание, которое специфично для определенного возраста дошкольников и не может быть эффективно использовано при изучении других разделов программ или при работе с другими возрастными группами. В передовом опыте всегда проявляется единичное, конкретное, индивидуальное, что обусловлено уникальностью, неповторимостью личности педагога-новатора. Следует учитывать, что индивидуальное своеобразие опыта не может стать причиной отказа от его обобщения или распространения. Обобщая индивидуальный, своеобразный, связанный с личностными особенностями опыт, важно показать, при каком стиле работы его можно и даже нужно использовать. Четвёртый этап деятельности руководителей ДОУ — распространение и организация передового педагогического опыта. Чтобы передовой опыт стал достоянием педагогических масс, он нуждается в пропаганде. И это не личное дело энтузиастов из хороших детских садов, а прямая обязанность руководителей ДОУ. Знание различий и специфичности видов передового опыта позволяет понимать и планировать все условия и возможности для их внедрения в дошкольную практику.
3. Формы описания передового педагогического опыта (тезисы, статьи, педагогические дневники, доклад). Важно для обобщения опыта уметь описать его, представить в виде целостной структуры. На этом этапе руководители ДОУ должны осознать, что целостная структура у любого истинно передового опыта объективно существует. Не будь ее, опыт не мог бы стать эффективным. Угадать, понять, почувствовать, увидеть эту структуру — большая исследовательская удача того, кто занимается обобщением и описанием передового опыта. С точки зрения управления можно выделить следующую структуру: программирование — планирование — организация — регулирование — контроль — анализ — стимулирование — корригирование. Если рассматривать опыт в аспекте деятельностного подхода, его можно описать в такой структуре: мотивы — цель — содержание — формы — методы — условия — критерии — результаты. Если речь идет о занятии или системе занятий, то, кроме вышеназванных, опыт педагога может быть описан в структуре видов дидактических действий: обучающие — стимулируюище — организующие — контролирующие — оценочные — корректирующие. Структура этапов усвоения выглядит так: первичное восприятие — запоминание — осмысление — применение — закрепление — перенос в другую область. Этапы структуры одного из вариантов комбинированного занятия — это организационный момент — опрос — изучение нового материала — закрепление — разбор творческих работ. Система работы педагога может быть обобщена и по типам проводимых им занятий: занятия — сообщения новых знаний; формирования умений; закрепления знаний, умений; закрепления и обобщения знаний, что особенно характерно для детских садов-комплексов; повторения и обобщения; комбинированные различных типов. С учетом возрастного аспекта детей может быть выделена следующая структура: воспитательная работа с младшими дошкольниками, с детьми средней, старшей и подготовительной групп. В любом целостном опыте все эти структуры реально существуют, хотя та или иная обычно доминирует. Оценка опыта работы педагога или группы педагогов с позиций той или иной структуры позволяет: 1) «высветить» слабые места конкретного опыта, 2) видеть опыт всесторонне и взаимосвязанно, 3) познавать опыт со всех сторон, углублять и расширять знания о нем, приближаясь к идеальному уровню. Основные формы изложения: Отчет.Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения — деловой, строгий. Доклад или сообщение.Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются (публикуются только тезисы). Тезисы — краткое изложение основных идей доклада или сообщения. Статья.Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения. Методические рекомендации. Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое — практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 715. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |