Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы работы по изучению и обобщению педагогического опыта.




Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта — одна из главных функций методической работы в дет­ском саду.

В процессе анализа результатов преобразования детского сада выявилось противоречие: с одной стороны, создается много ново­го, прогрессивного, высокоэффективного в педагогической прак­тике отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, а с другой — это новое крайне медленно становится достоянием широких педагогических масс, и достижения педагогов-новаторов воспринимаются неоднозначно. Неустанные поиски нового, атмо­сфера творчества присущи самому педагогическому труду. В посто­янно и быстро меняющихся ситуациях жизни детского сада на со­временном этапе возникает настоятельная необходимость прояв­лять изобретательность, выбирать нужные действия, принимать нестандартные решения. Творческий подход проявляется и в том, что учебный, воспитательный и развивающий материал при всей стабильности основных понятий, законов, ценностей, которые отражены в педагогических учебниках, пособиях и программах, может быть преподнесен и усвоен разными способами.

В самом общем виде этапы работыпо изучению и обобщению передового педагогического опытаможно представить следующим образом: постановка цели, отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, выбор средств и методов изучения, выдвижение гипотезы, составление плана изучения, обобщение сходных форм передового опыта и выведение достоверных характеристик, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Выявить прогрессивный опыт, имеющий значение для конкрет­ного педагога, группы педагогов или всего педагогического коллектива — первый этап деятельности руководителей ДОУ по дан­ному направлению. На этом этапе наилучших результатов добива­ется тот руководитель ДОУ, который систематически изучает опыт членов своего педагогического коллектива, используя различные методы: наблюдение, анализ, знакомство с первичной докумен­тацией педагога, творческие работы детей, собеседования. Метод наблюдения при изучении опыта практически ничем не заменим, ибо интонация, мимика, смысловые оттенки, улыбка и даже пау­зы могут подсказать наблюдателю многое в замысле педагога.

На первом этапе изучаются суть опыта, его проявления, зада­чи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкрет­ные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. Исклю­чительную важность при изучении опыта имеет не только резуль­тат — сам опыт, но и весь процесс его создания.

Качество изучения опыта можно существенно повысить, если к работе привлечь нескольких человек — творческую группу из членов педагогического коллектива: чем большее число исследо­вателей и экспертов будут изучать опыт, тем скорее и глубже бу­дут поняты его новаторские находки, выявлены ошибки и про­счеты, точнее будут определены причины удач и недостатков.

При определении критериев оценки опыта важно учитывать следующие показатели.

При определении критерия «высокая эффективность»: опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достиг­нутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта.

При определении критерия «устойчивость результатов»: мгно­венное улучшение или одиночный результат могут быть случай­ными или даже не зависеть от педагога.

Критерий «сбалансированность и комплексность результатов» позволяет установить не только основные слагаемые опыта, при­чинно-следственные связи между ними, но и то, какими сред­ствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет опре­делить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.

Критерий «рациональность затрат времени, усилий, средств» оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от ана­лиза процесса труда педагогов и детей, не дают основания от­нести опыт к передовому. Передовой педагогический опыт пред­полагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использо­вании времени.

Критерий «соответствие реальным возможностям основной мас­сы педагогов, материальной базе» определяет, насколько возмож­но воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов.

Старшим воспитателям и методистам следует иметь в виду, что все названные критерии должны применяться только в сово­купности, а не выборочно. Вредно как недооценивать, так и пе­реоценивать роль критериев. Недооценка использования крите­риев может привести к субъективным, ошибочным выводам, а переоценка — к формализму.

Второй этап деятельности руководителей ДОУ по изучению, обобщению и распространению передового опыта — вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определен­ных критериев. На этом этапе возникают характерные затрудне­ния. Во-первых, при анализе занятий порой отмечается лишь вне­шняя сторона наблюдаемого педагогического явления. Во-вторых, имеет место фетишизация отдельных дидактических средств обу­чения (например, опорный конспект занятий, использование ме­тодики отдельных авторов, проблемная беседа с детьми и т.д.).

при этом нарушается органичная целостность процесса обучения и воспитания, его системность. В-третьих, подчас анализ систе­мы работы педагога подменяется описанием приемов его работы.

Следует обратить внимание руководителей ДОУ еще на один важный момент. Любой выявленный путем анализа передовой опыт на первых порах всегда индивидуален и таким может и остаться, если творческая сторона опыта определяется только личностны­ми, неповторимыми качествами педагога, и если сущность опы­та базируется на специфических местных условиях. Необходимо поэтому при обобщении опыта эти стороны учитывать.

Третий этап деятельности руководителя ДОУ по данному на­правлению — обобщение передового опыта. Некоторые считают, что прямое и точное описание опыта — это и есть основная форма его обобщения. Однако практика показывает, что даже талант­ливое описание еще не обеспечивает возможности перенести и должным образом воспроизвести данный опыт в других условиях. Эмпирический уровень не обеспечивает должного обобщения.

Необходимо непременно научно обоснованное обобщение, ко­торое предполагает: определить главные идеи опыта, оценить его по вышеназванным критериям и критериям педагогики (т.е. цель, содержание, формы, методы, средства, приемы, условия, ре­зультаты), обозначить составные элементы опыта и раскрыть связи между ними, выделить объективные закономерности педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его высокую эффективность.

Трудность этапа обобщения передового опыта в условиях ДОУ состоит в том, что без определенной теоретической позиции на­стоящее обобщение невозможно даже на эмпирическом уровне. Только для того чтобы заметить опыт, необходимо хорошо знать педагогическую теорию. А перевод в процессе обобщения конк­ретного педагогического опыта на язык педагогической теории — единственная возможность отойти от кустарного способа его дальнейшего распространения.

Обобщение опыта зам. заведующими по основной деятельности или методиче­скими объединениями не исключает работы самого педагога по описанию своего опыта. Работая над обобщением своего опыта, педагог не может не пользоваться научной и методической лите­ратурой. Ознакомление с содержанием близких к избранной им теме книг и статей имеет большое значение. Во-первых, это пре­достерегает от повторения того, что уже опубликовано в печати, а во-вторых, позволяет сослаться на идеи авторов, работающих над данной проблемой. Собрав материал и систематизировав его, педагог приступает к письменному изложению. В краткой вводной части предельно сжато формулируются цели проведенной педаго­гом работы, задачи, которые решались в ходе ее, и основные пути практического осуществления. В основной части следует описы­вать сам ход проведенной автором работы. Особое внимание не­обходимо уделить тому, как именно проходила работа, какие организационные принципы положены в ее основу, каковы ме­тодика и техника ее проведения. Кроме того, указываются труд­ности, возникшие в работе, и пути их преодоления. В заключе­ние целесообразно аргументировано разъяснить педагогичес­кий эффект от предлагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые приемы повлияли на степень глубины и осознанности знаний дошкольников, на развитие у них практических умений и навыков и т.п.

Предлагаемые советы не следует рассматривать как жесткую схему. При обобщении передового педагогического опыта руко­водителям ДОУ целесообразно выделять периоды развития педа­гогического профессионализма у разных педагогов. Каждому пе­риоду педагогического мастерства соответствует определенная сте­пень новизны создаваемого опыта: репродуктивная, новаторская, исследовательская. Каждый конкретный опыт содержит призна­ки и всеобщего, и особенного, частного, единичного. Всеобщее относится ко всем педагогам, работающим с различными возра­стными группами воспитанников и переносимо в любые условия, ибо в нем заключена общепедагогическая и общедидак­тическая идеи. Особенное в опыте педагога — это то содержание, которое специфично для определенного возраста дошкольников и не может быть эффективно использовано при изучении других разделов программ или при работе с другими возрастными груп­пами.

В передовом опыте всегда проявляется единичное, конкрет­ное, индивидуальное, что обусловлено уникальностью, неповто­римостью личности педагога-новатора.

Следует учитывать, что индивидуальное своеобразие опыта не может стать причиной отказа от его обобщения или распростра­нения. Обобщая индивидуальный, своеобразный, связанный с личностными особенностями опыт, важно показать, при каком стиле работы его можно и даже нужно использовать.

Четвёртый этап деятельности руководителей ДОУ — распрос­транение и организация передового педагогического опыта. Чтобы передовой опыт стал достоянием педагогических масс, он нуж­дается в пропаганде. И это не личное дело энтузиастов из хоро­ших детских садов, а прямая обязанность руководителей ДОУ. Знание различий и специфичности видов передового опыта по­зволяет понимать и планировать все условия и возможности для их внедрения в дошкольную практику.

 

3. Формы описания передового педагогического опыта (тезисы, статьи, педагогические дневники, доклад).

Важно для обобщения опыта уметь описать его, представить в виде целостной структуры. На этом этапе руководи­тели ДОУ должны осознать, что целостная структура у любого истинно передового опыта объективно существует. Не будь ее, опыт не мог бы стать эффективным. Угадать, понять, почувствовать, увидеть эту структуру — большая исследовательская удача того, кто занимается обобщением и описанием передового опыта.

С точки зрения управления можно выделить следующую струк­туру: программирование — планирование — организация — регу­лирование — контроль — анализ — стимулирование — корриги­рование.

Если рассматривать опыт в аспекте деятельностного подхода, его можно описать в такой структуре: мотивы — цель — содержа­ние — формы — методы — условия — критерии — результаты.

Если речь идет о занятии или системе занятий, то, кроме вы­шеназванных, опыт педагога может быть описан в структуре видов дидактических действий: обучающие — стимулируюище — орга­низующие — контролирующие — оценочные — корректирующие.

Структура этапов усвоения выглядит так: первичное восприя­тие — запоминание — осмысление — применение — закрепле­ние — перенос в другую область.

Этапы структуры одного из вариантов комбинированного за­нятия — это организационный момент — опрос — изучение но­вого материала — закрепление — разбор творческих работ.

Система работы педагога может быть обобщена и по типам проводимых им занятий: занятия — сообщения новых знаний; формирования умений; закрепления знаний, умений; закрепле­ния и обобщения знаний, что особенно характерно для детских садов-комплексов; повторения и обобщения; комбинированные различных типов.

С учетом возрастного аспекта детей может быть выделена сле­дующая структура: воспитательная работа с младшими дошколь­никами, с детьми средней, старшей и подготовительной групп.

В любом целостном опыте все эти структуры реально суще­ствуют, хотя та или иная обычно доминирует. Оценка опыта ра­боты педагога или группы педагогов с позиций той или иной структуры позволяет:

1) «высветить» слабые места кон­кретного опыта,

2) видеть опыт всесторонне и взаимо­связанно,

3) познавать опыт со всех сторон, углублять и расширять знания о нем, приближаясь к идеальному уровню.

Основные формы изложения:

Отчет.Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения — деловой, строгий.

Доклад или сообщение.Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются (публикуются только тезисы).

Тезисы — краткое изложение основных идей доклада или сообщения.

Статья.Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Методические рекомендации. Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое — практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 715.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...