Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурных традициях человеческого




Общества


Наше видение природы претерпевает радикальные изменения: меняются наши представления о строении вселенной, о сложности макро- и микромира, о взаимодействии человека и природы. На протяжении всего своего существования человек стремится познать мир, преобразовать окружающую его действительность.

Появляется новая исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности – наука. Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. Опираясь своими корнями на натурфилософию древнего мира, преодолев схоластику, в науке долгое время доминировала механистическая картина мироздания. С появлением термодинамики, квантовой теории, теории относительности рождается современное естествознание. «Мы сознаем, что живем в плюралистическом мире. Существуют явления, которые представляются нам детерминированными и обратимыми. Таковы, например, движения маятника без трения или Земли вокруг Солнца.» Но существуют и необратимые процессы, которые несут в себе поток времени. [24]

Т.е. помимо детерминированных процессов, некоторые фундаментальные явления, такие, например, как биологическая эволюция или эволюция человеческих культур, должны содержать некий вероятностный элемент. Классическая физика рассматривает процессы как обратимые и детерминированные. Процессы, связанные со случайностью или необратимостью, считались досадными исключениями из общего правила.

История науки и техники – отнюдь не линейная развертка серии последовательных приближений к некоторой совершенной истине или идеальной машине. Эта история изобилует противоречиями, неожиданными поворотами. И в этом процессе случайностей и флуктаций, революционных открытий и эволюции культур рождается непрестанно эволюционирующий мир технических объектов и систем.

Конечно же, человечество интересует каким образом совершенствуются наши знания, меняются наши представления, совершенствуются создаваемые людьми технические средства и технологии. [188] Темп развития техногенной цивилизации определяется в значительной степени темпом накопления профессиональных знаний. В свою очередь, общая сумма потенциально доступных членам человеческого общества знаний зависит от достигнутого на данном историческом этапе уровня эффективности процесса «отчуждения» индивидуально генерируемых «частиц знания» от автора к потребителю, хранения информации и системы ретрансляции знаний, передачи технической традиции.

Если проанализировать историческую ретроспективу культурного развития человечества, то можно проследить, что становление человека связано с развитием техники, а, следовательно, с накоплением и передачей соответствующих знаний, технологий, навыков от поколения к поколению.

Освоение огня и его целенаправленное использование можно считать началом техники, кардинально изменившим образ существования человека. Не случайно в мифе о титане Прометее, укравшем у богов для людей огонь, говорится, что Прометей научил людей искусствам и ремеслам, земледелию и постройке кораблей, чтению и письму. Однако в буквальном смысле техническое развитие, осознание техники началось с перехода людей от использования к целенаправленному изготовлению орудий своей деятельности [180].

Использование и создание орудий у человека носит осознанный характер и закрепляется в особых формах социальной памяти и традиции, а у животного закрепляется эволюционно-биологическим путем.

От случайного использования «готовых» природных объектов в качестве орудий человек постепенно переходит к их целенаправленному использованию и их сознательной модификации, образующей в совокупности с созданием орудий впрок (для их возможного использования будущем) зачатки первобытного производства. Технологические процедуры закрепляются в социальной памяти первобытного общества, передаются из поколения в поколение, дополняются и развиваются, образуя впоследствии систему знаний. Постепенно целенаправленное производство орудий превращается в общественную потребность – это решающая стадия перехода к общественному производству.

Таким образом, в историческом развитии техники можно выделить три основных этапа ее осознания:

1. Формирование отношения к миру как к техническому освоению природы и становление Homo faber. Человек использует «естественные» орудия для лучшего приспособления к окружающей среде, осуществляет целенаправленные попытки создания первых «искусственных» орудий. Т.е. техника осознается как средство защиты от природной стихии.

2. Переход человека от охоты и собирательства к примитивному производству (скотоводству и земледелию). Так называемая «аграрная революция» означала принципиально новое отношение человека к природе – не приспособление к ней, а приспособление природы к человеку, изменение реальности в соответствии с потребностями и интересами человека. Т.е. техника осознается как средство целенаправленного природной среды к человеческим, общественным нуждах.

3. Целенаправленная деятельность по производству орудий как общественная потребность и начало разделения труда, сознательное создание орудий для производства орудий.

 

Человек создает «инструментальный ящик», т.е. набор инструментов, формирует ремесленную традицию для производства новых орудий. Т.е. техника осознается как средство для производства новой техники.

При общности исторического развития и названных выше трех этапах осознания в различных культурных традициях человечества техника воспринималась по-разному. В рефлекторном стихийном осознании в древние времена при неразделимости религии, техники и искусства можно выделить два основных пути, которые в дальнейшем определили «философию» техники, отношение человека к технике и природе:

1. Стремление к гармонии общества и природы в Древней Индии, идеи поддержания существующего общественного и природного порядка и практическая техника в Древнем Китае.

2. Путь агрессии в Египте и Месопотамии, т.е. «война» с природой с целью ее завоевания, формирование мифа о машине.

Стремление к гармонии с природой и поддержанию равновесия природы и общества характерно для древнеиндийской культуры, что в значительной степени обусловлено социокультурными особенностями древнеиндийского общества.

Религия играла огромную роль в жизни древнего индийца. Обрядовые действия и жертвоприношения рассматривались им как условие предотвращения неприятностей, которые могут возникнуть со стороны как естественных, так и сверхестественных сил. Его производственно-практическая деятельность должна была сопровождаться совершением магических ритуалов и произнесением заклинаний. Большое значение придавалось не только выбору заклинаний, но и способу их произнесения. Любая ошибка рассматривалась как нежелательное нарушение обряда. Что-либо происходит в жизни, в природе только потому, что жрецы постоянно совершают ритуальные действия.

В этой слитности естественного и искусственного, природного и сверхестественного и состояла особенность мифологического мышления.

Мифология является первоначальной формой социальной памяти, передаваемой из поколения в поколения социальную и техническую традицию. При этом передача информации основывалась как в вербальных, так и в ритуально-предметных формах воспроизведения мифа. Древний человек не просто осуществлял конкретные операции над исходным материалом, преобразуя его в конечный продукт, но и совершал целый ряд ритуальных действий, тесно связанных посредством мифа с окружающим миром, религиозными представлениями, иррациональными переживаниями.

«... вода подумала: «Да стану я многочисленной, да вырасту я!» Она сотворила пищу. Поэтому, где бы ни шел дождь, там бывает обильная пища».

Таким образом, и сама природа уподобляется духовному миру. Основное внимание мыслители уделяли внутреннему духовному миру, а внешняя природная реальность рассматривается как мир кажимости. Поэтому серьезных попыток развить естествознание, улучшить окружающий мир не предпринимается. Древний Китай по праву называют страной изобретений. Именно из Китая в Европу перешли компас, порох, шелк, бумага, глазурь, фарфор и т.д. В то же время наука и техника никогда не были столь развиты в Китае, как в заподноевропейских странах.

Китайский император как царь философов преследовал конфуцианские, а не платоновы цели, т.е. цели не духовного обновления, а сохранения морального порядка на Земле. Социальный консерватизм приводил к духовному консерватизму, поэтому в Древнем Китае никак не могла возникнуть наука как социальный институт. Например, при наличии обширных эмпирических знаний о звездном небе и планетах, астрономия и астрофизика так и не возникли в Китае как самостоятельная дисциплина.

Вторым философским направлением в Китае был даосизм. Даосисты утверждали, что природа должна быть представлена самой себе, естественному ходу вещей. Они учили человека приспосабливаться к универсуму – им не приходила в голову мысль о возможности приспособить универсум к человеку, подчинить его человеку. Только в 5-3 в.в. до н.э. в Китае началось формирование различных наук.

Иной – агрессивный- подход к овладению природой с помощью организованной человеческой техники характерен для древневавилонской, древнегреческой, ассирийской и других культур Египта и Месопатамии.

Если в природе нечто отсутствует, это можно создать искусственно. Так, например, появляются «сады Семирамиды», причисленные вместе с египетскими пирамидами к семи чудесам света. Согласно легенде Амитис, любимая жена ассирийского царя Навуходоноссора, так тосковала по своей родине, изобиловавшей горами, что царь повелел создать для нее искусственную гору с висячими садами.

Значительно позже персидский царь Дарий повелел наказать море палочными ударами за то, что оно разрушило построенный его инженерами мост через Дарданельский пролив.

Этот агрессивный путь развития техники часто отождествлялся с самой ее сущностью, что выразилось прежде всего в создании тоталитарной военной «машины».

Американский философ и историк техники Льюис Мэмфорд говорит об особой «философии» техники – манипулирование людьми (рабами) как средствами машинизированной деятельности. Точнее, каждый раб выполняет лишь предписанные ему механические функции и является как бы составным элементом мегамашины. Это представление, сформировавшееся в рабовладельческом социуме, стало прообразом будущей механической техники.

И все же знания шумеров, вавилонян, египтян, ассирийцев были по сути практико-методическими и рецептурно-техническими. Потребности в теоретическом знании как обобщении этой практики еще не существовало. Даже в Древней Греции наблюдается независимое развитие техники и нарождающейся науки при продолжении агрессивного овладения природой.

Рассмотренные два основных пути осознания техники, заложенные в древних культурах, наложили свой отпечаток на всю историю и диалектику развития техники.

Средневековая культура была в своей основе канонической, ориентированной на освещенную веками традицию. Стиль канона ретроспективный, а не перспективный. Первым основанием средневековой науки была ссылка на авторитеты.

Феномен каноничности прослеживается и в средневековой ремесленной технике. Мастер должен был изготавливать изделия не хуже, но и не лучше образца. Незафиксированные в каноне новшества были нежелательны. Их использование могли запретить, а изобретателя наказать.

Однако, именно в средние века заимствуются из других стран новые технологии (говоря современным языком-трансферт технологий), развивается торговля, создаются предпосылки нового научно-технического мышления и новой философии науки и техники.

Начиная с эпохи Возрождения происходит научно-рациональное осмысление техники, формируется «философия техники» как особая философская дисциплина, а, следовательно, новое видинее взаимоотношений природы, человека и техники.

 


 

 
4

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...