Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Осмысление техники и техногенеза вСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЮРГТУ(НПИ)
Человек в мире искусственных И естественных систем 1.1. Эволюционное развитие взаимодействия человека с веществом, энергией, информацией. 1.2. Естественные и искусственные системы. 1.3. Техногенез. Техновещество. Дегуманизация области жизни.
[105] Если рассматривать материальную историю человечества с самых общих позиций – с точки зрения взаимодействия человечества с материальным миром, то в ней можно выделить три больших периода, каждый из которых начинался с целеустремленного использования вновь осознанных форм проявления материи. Рис. 4.1. Первый период – из глубины веков и до настоящего времени – был связан с осовоением вещества, созданием материального производства, осознанием единства материального мира. Второй период начался в 18 веке с изобретения паровой машины и был связан с освоением энергетических запасов планеты и созданием производства энергии, осознанием единства энергии и ее связи с веществом (эта связь известной формулой Е=mc2). Третий период – период исследования информационной картины мира и создания информационной индустрии, осознания единства законов и процессов обработки информации в природе, поиска связи информации с веществом и энергией.
Рис. 4.1. – Изменение относительного внимания человека к видам материи [105] В эволюционном ряду «вещество ® энергия ® информация» каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что человеку все труднее выделить его, распознать и приступить к осознанному изучению и применению. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством. Если это так, то не исключена возможность, что в дальнейшем будут обнаружены и станут объектами усиленного внимания другие формы проявления материи. Всякий новый период материальной истории человечества не предает забвению те формы материи, с которыми оно имело дело перед этим: их изучение и использование продолжаются до сих пор и в дальнейшем будут продолжаться, но, в относительно меньшем масштабе. Соотношение объемов внимания, обращаемого на различные формы проявления материи в разные моменты истории человечества, условно можно показать на графике (рис.4.1.) Сегодняшний период времени характеризуется осознанным восприятием и изучением информации. Моментом минимального уровня осознания принято считать изобретение ЭВМ, как носителя и преобразователя информации. Аналогичную картину приводит Карл Рот [189]. Те же «вещество ® энергия ® информация» разделены по уровню осознания и одновременно – по историческим периодам (Рис. 4.2.) Можно говорить о некоторой неточности приведенной схемы. Регуляторы, куклы-автоматы получили распространение в 18 веке; автоматическое открывание дверей храма было известно в Древнем Египте, а оригинальные ловушки для зверей, которые можно отнести к полуавтоматам, применялись еще в доисторическую эпоху. Однако, считать их использование осознанным – нельзя. Представленная на рис. 4.2. схема одновременно отражает, с одной стороны, эволюционное развитие и динамику накопления знаний о природе и технических системах, а с другой, общность тенденций и закономерностей, которые относятся не только к объектам техники, но и к биологическим, и социальным процессам. Т.е. наблюдаемые как в естественных, так и искусственных объектах аналогии, сходные сценарии развития, эволюции, перехода от неупорядоченного состояния к упорядоченному, указывают на наличие их общего структурного основания и законов природы, которым они подчиняются. Конечно, к таким выводам человечество шло достаточно долго. Формирование человека разумного – антропогенез – и комплекс преобразований природы в результате технической деятельности человека – техногенез – всегда были взаимообусловлены. Человек создавал технику, техника создавала человека. Вся человеческая деятельность направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. При этом люди взаимодействуют с окружающей средой. Естественными и искусственными объектами, а также друг с другом. В ходе такой целенаправленной деятельности человечество создает и непрерывно совершенствует так называемые антропогенные системы. Антропогенные системы (греч. anthropos – человек, genesis - происхождение, становление развивающегося явления) - системы, созданные в результате сознательно направленной человеческой деятельности. В общем случае антропогенные системы могут быть техническими, социальными и т.д. Т.е. антропогенными можно назвать всю совокупность искусственно создаваемых и совершенствуемых материальных и идеальных систем, обладающих определенной функционально- структурной организацией и используемых для удовлетворения потребностей общества и индивидума. В данном случае рассматриваются антропогенные системы, которые принято относить к классу технических. Итак, антропогенные системы в процессе развития образуют техносферу как органичную часть среды обитания человека. Один из основоположников научной концепции ноосферы В.И. Вернадский писал: «Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил круг, влияя на элементы, нужные для техники и создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как Homo sapiens , а как Homo sapiens faber» [190, 178] Т.е. Вернадский определяет человека не только разумного, но и технического. Уже в эпоху античности естественное, т.е. природное, отделяется от искусственного. Платон различал существующее «по природе» (то, что от природы) и с помощью искусства, от умения возникшее [12]. В средневековье естественное понималось как сотворенное богом в отличие от искусственного, созданного человеком.
Рис. 4.2 – Уровень осознанного использования видов материи в различные исторические периоды [189] В эпоху Ренессанса и Нового времени в связи со становлением экспериментального естествознания возникает проблема разделения искусственного и естественного. Эксперимент, технически подготовленный, рассматривается как искусственное, а с другой стороны, является репрезентантом естественного – природы. Некоторые достаточно крупные искусственные системы имеют не только взаимосвязь, но и образуют единство с естественными системами. Т.е. практически все системы являются естественно-искусственными. Причем искусственные объекты создаются и прогрессируют за счет естественных. Развитие техники, хозяйства, общества происходит на фоне регресса биосферы и живого вещества. На создание биосферы Земли требуется затратить ровно столько времени, сколько потребовалось в геологической истории. В биосфере действует эффективный механизм регуляции численности различных групп организмов. Существует естественный естественный механизм самоорганизации и восстановления. Техногенез – стихийный процесс, остановить или даже затормозить который чрезвычайно трудно, если вообще возможно без глобального кризиса и крушения технической цивилизации. Если рассматривать «живое вещество» (по В.И. Вернадскому) как совокупность живых организмов и биогенных продуктов, то по аналогии можно выделить и «техническое вещество» как совокупность техники и техногенных продуктов. Техновещество [178] - совокупность искусственно функционирующих систем (машины, фабрики, электростанции и т.п.) Технопродукция – созданные в процессе техногенеза или возникшие как его побочный результат техногенные вещества, включая вышедшую из строя технику. Оценить эти системы можно по совокупной массе (хотя и весьма приблизительно). Биовещество суши оценивается 2-3×1012 т, техновещество – 1-10×1013 т. Таким образом, появление техновещества сопоставимо с появлением на суше крупных скоплений растительности на границе девонского и каменоугольного периодов [179]. Живое вещество [178] проявляет активность в очень узком диапазоне температур, приблизительно от точки замерзания до точки кипения воды. Оно нуждается в постоянном притоке энергии, причем определенного качества, определенным образом организованной. Пространство жизни ограничено физико-химическим составом комплексной оболочки планеты. Для стабильного функционирования техники вовсе не обязательна биосфера. Техника прекрасно работает в космосе. Это позволяет техносфере расширяться в принципе безгранично. Одновременно создается опасность резкой деградации биосферы, включенной в область технической деятельности. Обретая достаточно большие энергетические и информационные возможности, техносфера в принципе может обойтись вовсе без области жизни. Таким образом, все ярче проявляется противоречие между ограниченной биосферой и неограниченным техногенезом. Стараясь обеспечить свои постоянно растущие потребности, человек все больше сил и средств тратит не технику – посредника между природой и обществом, получая взамен только долю этих затрат, причем долю, постоянно уменьшающуюся. Посредник становится слишком обременительным. Считается, что письменному тексту «Илиады» Гомера – две с половиной тысячи лет. Так вот в поэме бог кузнечного дела Гефест пытался сгладить свою хромоту с помощью механических приспособлений. Многие ученые и алхимики средних веков пытались создать искусственного человека, строили автоматы, имитирующие животных и людей. Т.е. на определенном этапе человек создавал машину, заменявшую его определенную функцию, часто придавая форму – «по образу и подобию своему». На сегодняшнем этапе происходит нечто иное, едва ли не противоположное. Техника способна заменить все функции человека: физическую силу – умение – управление. Техновещество потребляет ресурсы биосферы и загрязняет область жизни, которая технизируется как вследствие насыщенности техникой, так и по своей структуре. Техногенез, формирующий технизированную биосферу, как бы перестраивает организм в механизм, определяет развитие техногенной культуры, дегуманизирует область жизни, формирует техногенную личность. По верному замечанию Н. Бердяева [178], человек перестает быть образом и подобием Божьим, становясь образом и подобием машины. Как уже говорилось, остановить этот процесс невозможно, но перед лицом глобальной реальной катастрофы необходимо переосмысление техногенеза, стратегии взаимоотношений с окружающей средой, областью жизни, социальных последствий. В этом плане изучение и осмысление обобщенных представлений о технических объектах и системах, направлениях и закономерностях их эволюции, жизненных циклов является хоть и небольшим, но необходимым вкладам в формирование нового взгляда на технику как особую сферу человеческой деятельности.
Техника и техносфера 2.1 Значение слова «техника». 2.2. Значение слова «техносфера». 2.3. Взаимодействие техно- , био- и социосферы. 2.4 Четыре иерархических уровня взаимодействия человека (социосферы) и техносферы. В Древней Греции любая техническая ремесленная деятельность называлась «техне» - понятие имеющее индогерманские корни и первоначально обозначавшее плотницкое ремесло, строительство жилища. В нефилософской античной литературе, в частности у Гомера, это понятие распространяется и на кузнечное ремесло, а позднее на ремесленное производство вообще, ремесленную профессиональную деятельность. Позднее это понятие относится к еще более широкой сфере, объединившей и искусство, и технику, и вообще профессиональное мастерство (технэ поэта, певца, врача, музыканта и т.д.). Немецкий ученый Шадевальд возводит этимологию слова «техника» к греческому «техне», от которого в греческом языке образовалось прилагательное technikon, а от него латинское technica ars. Это слово затем перешло во французский язык, в котором в течение 17 века появился термин technique, перешедший в начале 18 века в немецкий язык как Technik. В современном языке слово «техника» имеет несколько значений: 1. Техника – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [25, 37, 143]. 2. Техника – мастерство, умение, система определенных навыков, выработанных для любого использования. (Техника игры на виолончели, техника рисунка и т.п.). 3. Техника – процесс, последовательность изготовления, т.е. техника в смысле технологии. (Техника получения синтетического волокна) Полная совокупность технических объектов и систем, созданных человеком, а также техногенные вещества, включая утилизированные отходы и побочные продукты техногенеза условно объединяют в техносферу. Под техносферой [26, 28, 178] понимается вся диалектически развивающаяся материальная совокупность искусственно созданных технических объектов и систем, воздействующая на человека в социальной и биологической сферах. Наиболее распространенная схема взаимодействия техно-, био- и социосфер, применяемая в инженерной деятельности представлена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. – Схема взаимодействия техно-, био- и социосфер. Человек с точки зрения биологической принадлежности взаимодействует с биосферой, т.е. естественной средой, биологическими формами и т.д. В то же время, созданная человеком социальная сфера формирует отношение к природе, общественное мнение, «социальный заказ». В свою очередь биосфера формирует или оказывает влияние на социосферу. Некоторые авторы [78, 79] выдвигают даже «климатическую» теорию развития истории человечества. Климат, его изменение сильно влияют на историческое развитие человека, нравственные устои, общественное сознание. В период мезолита вымерли мамонты, шерстистые носороги, овцебыки и др. [156]. В результате человек был вынужден охотиться на сравнительно мелких животных и птиц. Загонно-облавная охота большими коллективами сменилась индивидуальной охотой. Новый вид охоты отразился на образе жизни: постоянные поселения палеолита сменяются временными стоянками мезолита. Изменения коснулись и общественной жизни, социальных условий. Человеку, уходящему на север, надо было больше уделять внимание сооружению жилищ и изготовлению одежды, чем его экваториальному современнику. Процесс прядения и ткачества, строительство, сооружение отопительной техники не только способствовали развитию человека, но и привели к переоценке географических ценностей. Раскрылись преимущества севера: средства защиты против холода оказались проще, чем против тепла. «Рачительный хозяин» способен обеспечить безбедное существование семьи в зимний период. Бытовые удобства освобождают силы и время людей для целей следующего, более высокого порядка: искусство, наука. Центры человеческой активности смещаются в северные земли. Экваториальному соседу природа дарит все сама: ему меньше надо заботиться о завтрашнем дне. Это не способствует развитию. Условия крайнего севера требуют от человека всех сил для заботы о выживании. Свободного времени практически не остается. Вернемся к рис. 4.3. Человек является творцом и потребителем услуг техники. Социосфера формирует общественную потребность в том или ином техническом объекте. Многие выдающиеся изобретения, возникшие в отсутствии общественной потребности, остались без внимания и были забыты. Когда же общественная потребность возникала, их изобретали заново. Изучение рукописей Леонардо да Винчи, умершего в 1519 году, открытых вновь в конце 18-начале 19 веков, указало, что в них изложены идеи, которые получили развитие в 17-19 веках при условиях, когда ни о каких заимствованиях у Леонардо не могло быть и речи. Его турбины, подводные суда, парашют были изобретены вторично, когда общество осознало целесообразность этих технических объектов. Кроме этого, в обществе должны быть созданы политические, бытовые, экономические и иные условия. В свою очередь техносфера оказывает значительное влияние на социосферу. Овладение огнем позволило человеку выжигать леса, заниматься земледелием. В результате изменялись не только ландшафты, изменялся уклад общества, пересматривались жизненные ценности. Беспрецедентно влияние на социосферу средств массовой информации, в первую очередь телевидения: многократно увеличенный поток информации, его политизация, возможность психологического воздействия на миллионы людей, формирование специфичного образа жизни, заключающегося в многочасовом просмотре телепередач. Техносфера представляется как область технической деятельности человека. Сам человек существует «конечное» время, а производимая им техника создается в условиях «конечных» временных, материальных, энергетических и информационных ресурсов. Видимо поэтому техносфера отличается от других планетарных оболочек и ожидать от нее устойчивости, рационализации биосферы не следует. Этим определяется ее продолжающаяся дегуманизация и подавление биогенеза. Поэтому влияние техносферы на биосферу носит как позитивный, так и негативный характер. При этом негативная составляющая возрастает с увеличением объема техногенеза. Биосфера в свою очередь влияет на техносферу, выставляя новые требования, приспосабливаясь к техногенным воздействиям, отвечая изменениями климата, кислотными дождями, мутациями микроорганизмов, иммунодефецитом и т.д. Рассматривая каждое из взаимодействий между человеком и техносферой, следует выделить ряд уровней локального и глобального характера. Сравните: неправильно сделанный наконечник стрелы или копья мог привести к гибели одного или нескольких людей на охоте. Неправильно спроектированная межконтинентальная ракета или атомная станция, ошибка в управлении могут прервать человеческую популяцию. Некоторые авторы [141] говорят о вероятностном режиме человеческого существования, т.е. будущее «всего лишь вероятность, а не гарантированная данность....» Большинство исследователей [28, 34] выделяют четыре иерархических уровня взаимодействия человека (социосферы) и техносферы: · ТС-оператор (группа операторов); · ТС-микроколлектив (цех, производство); · ТС-регион; · ТС-популяция. Процессы, происходящие при взаимодействии на всех уровнях, состоят из одних и тех же элементов: биологического, социального, экономического, но на различных уровнях их характер и удельный вес различны. На нижних уровнях человек-оператор или коллектив как неотъемлемая часть единого социального организма (социосферы) взаимодействует (управляет, обслуживает, получает информацию и т.д.) с техносферой через какие-либо ее элементы. Отрицательные воздействия носят в основном биологический характер: физические или психические травмы, профессиональные заболевания и т.д. На этих уровнях кроме оператора или микроколлектива может быть выделена группа людей, вовлеченных в контакт с ТС, но не связанных с ее непосредственным использованием. Например, посторонние люди на стройплощадке в зоне работы подъемного крана. Возможное воздействие на эту группу тоже необходимо учитывать. На высших (глобальных) уровнях доминируют социальные и экономические процессы при сохранении биологического. Так, на верхнем уровне (ТС-популяция) к биологическому ущербу можно отнести возможное поражение генетического аппарата в связи с эксплуатацией опасного для здоровья ТО, что ставит под угрозу существование вида. К социальному – нарушение социальных отношений внутри общества, ранее старение общества. К экономическому – непосредственный ущерб, расходы, связанные с миграцией населения, охраной окружающей среды и т.п. Созданные человеком ТС в Большей или меньшей степени воздействуют на биосферу и через нее на всю популяцию, регион, микроколлектив, человека. Таким образом, помимо непосредственного воздействия техносферы на человека, существует вторичное воздействие, вызванное нарушением биосферы. Некоторые исследователи [32, 28, 35] предлагают рассматривать отдельно социотехнический комплекс, антрпотехнический комплекс. Такое упрощение правомерно на локальном уровне, при проектировании отдельных ТО и ТС, при решении частных задач анализа и синтеза ТО и ТС. Таким образом, при оценке вероятных последствий функционирования ТО и ТС следует учитывать четыре уровня воздействия как непосредственного, так и вторичного.
Осмысление техники и техногенеза в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |