Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процесс познания включается вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания: -ощущения; -восприятие; -представления. Познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах их свойствах и протекает в 3-ех формах. ОЩУЩЕНИЕ – чувственный образ, определяющий предмет, свойства. Человеческий организм – самонастраивающаяся система. Целостный образ предметов, возникающий в результате непосредственного воздействия органов чувств, называется ВОСПРИЯТИЕМ. Оно формируется на основе ощущений, представляет их комбинацию. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – высшая форма чувственного познания, сохранившая в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком ранее. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Абстрактное мышление, опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основном в логических формах: -понятие; -суждение; -умозаключение. В ПОНЯТИЯХ отображаются существенные признаки предметов, выступающие как абстракции, существующее в нашем сознании. Более высокими ступенями логического мышления являются суждения и умозаключения. СУЖДЕНИЯ – мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо и дается оценка. При наличии суждений раскрывается какие-то стороны предмета, явления, выражающие наличие, отсутствие у этого предмета какого-то признака. Данный признак – существенен, не сущесвеннен. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический процесс, когда из 2-х или большего числа суждений, выводится заключение. Отделить суждение от умозаключения можно лишь с большой долей условности. Однако необходимо отличать его от псевдосуждения и от псевдоумозаключения. Чувственное и рациональное познание составляет стороны, моменты процесса познания данного, отражая объект с внешней поверхностной стороны. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание включает в себя момент чувственного, ориентирует и обуславливает его. Хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, оно выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый позновательный процесс.
ИСТИНА – КАК ПРОЦЕСС И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ. Цель познания – достижение истины. Познание – сложный, противоречивый процесс, несвободный от заблуждений и ошибок. Аристотель: истина – соответствие мысли объекту, т.е. соответствие знания действительности. Эта концепция признана классической, признается большинством философов (мысль – объект). Различия между ними состоят в понимании действительности. Для Беркли и Маха – действительность комбинация отношений.
Для Платона – познание идей. Для Гегеля – развивающийся Мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и его сознания. При таком понимании истина– адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом. Характеристика истины:
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Заблуждение– искаженное представление о действительности. Естественный этап в освоении новых неизвестных сфер бытия. Например: история алхимии Востока. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕ ИСТИНЫ Стремление к истине связано с ее критериями. Агностики отрицали такой критерий…, другие считали, что им может быть… Понятие истины не является строго научным и следовало бы изменить это (Поппер). Установить сколько истинного в той или иной системе взглядов, особенно если она занимает передовой край науки крайне трудно. Лишь дополнительные исследования позволяют обнаружить моменты ложного. Выявить качественные моменты между истиной и заблуждениями позволяет практика. Далеко не каждое утверждение может быть проверено на практике, например данные в астрономии. И далеко не все нуждается в практической проверке. Практика будучи критерием истины не является абсолютным критерием. Важное значение играют вторичные категории: принципы ясности, предопределенность, эффективность. ПРАКТИКА - это специфический способ бытия в мире, представляющий собой деятельность со следующей организацией. Она включает:
В содержание понятия «практика» должны входить виды человеческой деятельности, направленные на изменение и развитие реальных условий существования человека. Значение практики: практика – это точка, на которой оттачивается эффективность способа деятельности. Специфика и уровни научного познания. Познание и соответственно знание можно разделить на «научное» и «ненаучное», а последнее в свою очередь на «донаучное», «обыденное» и «вненаучное». Познание: 1.научное 2.ненаучное – донаучное - обыденное - вненаучное Донаучное познание: Это исторический этап в развитии знания, предшествующий научному, на котором складываются некоторые познавательные приемы, функции рационального и чувственного познания, а затем большинство развернутых видов деятельности. Обыденное (житейское) познание: это познание, основанное на наблюдении, практичном освоении природы, накопительном поколениями жизненном опыте. Особенности: не отрицает науку, она не использует ее средства (методы, категории, понятия…) Особую группу обыденных знаний составляют народные науки. Овладение этими знаниями требует обучения и опыта, в них содержатся практические полезные советы, но они не являются науками в строгом значении слова. Вненаучное (паранаучное познание): претендует на научность, использует научную терминологию но в действительности не совмещено с наукой (оккультные науки) – учения в основе которых лежит представления о существовании в человеке и космосе сверхъестественных, активных сил, действующих лишь для посвященных, т.е. прошедших специальную тренировку (алхимия, астрология, магия). К вненаучному знанию относятся эзотерические учения ( это знания предназначенные только для избранных и понятные только им). Возникшие в позднюю античность и получившее развитие в средние века, они не исчезли в настоящее время, несмотря на развитие научных знаний. Более того, в переломные этапы развития, когда общий кризис сопровождался духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, возрождается вера в хиромантию, астрологию, распространяются религиозно-мистические учения. Научное знание: Возникло в результате отделения от мифологии, религии. Опирается на рациональное объяснение действительности. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке.
Уровни научного познания: наука отличается от обыденного познания не только по объекту, целям, средствам, но и по уровням познавательной деятельности. 2 уровня : 1. эмпирический 2. теоретический Они разделены по объекту, виду знаний, методам познания.
Формы развития научных знаний. Осваивая действительность разнообразными методами научные познания проходят разнообразные этапы. Каждому из них соответствует определённая форма развития знаний. Основными формами являются:
В обычном смысле слова ФАКТ является синонимом истины, события, результата. Однако, как категория методологии, ФАКТ – это достоверное знание о единичном, например, вода закипает при Т = 100 град. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит достаточно длительный период их накопления. Фактом признаётся не всякий научный результат. ФАКТ – это знания, в истинности которого можно убедиться, используя научные методы. ТЕОРИЯ – это более развитая организация научного знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. Положения о теории отображают определённые существенные связи действительности, но в отличие от фактов, представляют эти связи в обобщённом виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь, поэтому оно выражается с помощью общего высказывания; в тоже время как факт – с помощью единичного. Обобщая факты и опираясь на них, теория самореализуется с господствующим мировоззрением. ПРОБЛЕММА – фиксирует недостаточность познаваемых средств для достижения поставленных в науке целей (любая проблема или противоречия между знанием и незнанием). ГИПОТЕЗА – это предположительное решение некой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – это принципиальная проверяемость материала, это возможность соотношения гипотезы с данными экспериментов и наблюдений. ГИПОТЕЗА – это научно обоснованные предположения. Между разными формами научных знаний не существует жёстких границ. Для них характерны взаимопереходы и взаимопроникновения.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |